Нарушения миллиардные, санкции – нулевые
Счетная палата подвела итоги проверок за 2016 год
Премьер Павел Филип с гордостью докладывал миссии МВФ о том, каких впечатляющих успехов достигло его правительство по обеспечению благополучия населения. Но если бы представители фонда получили возможность ознакомиться с результатами аудитов, перед ними открылась бы совсем другая картина.
Как сообщил на пресс-конференции в пятницу председатель Счетной палаты Вячеслав Унтилэ, за минувший год были проверены 575 публичных учреждений. В общей сложности были выявлены нарушения почти на 20,8 млрд леев.
Антирейтинг на миллиарды
В лидерах – структура, призванная отвечать за расходование государственных средств: Министерство финансов. В этом ведомстве в трубу улетели около 7 млрд леев. Речь в первую очередь идет о неудовлетворительном администрировании доходов бюджета.
Ненамного отстала столичная примэрия – здесь нарушения оцениваются в 4,9 млрд леев, 3,7 млрд из них касаются регистрации и учета муниципальной собственности. Общий объем нарушений почти вдвое (!) превышает годовой бюджет примэрии. Зато господин Киртоакэ при каждом удобном и неудобном случае жалуется на отсутствие средств в бюджете. Но ведь по известному закону ничего не исчезает бесследно и не возникает из ниоткуда. И если эти миллиарды из бюджета исчезли, значит, они где-то осели. Не исключено, что в чьих-то карманах или на банковских счетах.
В Главной государственной налоговой инспекции сумма нарушений составляет 2,2 млрд леев в сфере администрирования доходов бюджета. Но, поскольку налоговая служба входит в состав Министерства финансов, эту сумму смело можно записать в «актив» ведомства.
В АТО Гагаузия аудиторы выявили нарушения на 1,66 млрд леев (это в три раза больше всего бюджета автономии за 2016 год): примерно на 600 млн ошибок в бухгалтерском учете и финансовых отчетах, на 378 млн – в учете публичной собственности.
Следующее место в антирейтинге занимает Министерство просвещения: из общей суммы 1,6 млрд леев на 900 млн допущены нарушения в использовании средств и публичной собственности, еще на 611 млн – ошибок в бухгалтерском учете и финансовых отчетах. А на повышение зарплат педагогам у ведомства средств нет.
На этом фоне сущими мелочами выглядят 861 млн администрации Унгенского района (хотя это три годовых бюджета территории), Министерство здравоохранения – 644,5 млн леев, Министерство обороны – 492,1 млн (что примерно равно бюджету наших защитников отечества) и Национальная компания медицинского страхования – 400,6 млн.
По словам Вячеслава Унтилэ, администрация названных учреждений результаты аудита никак не прокомментировала.
Кто виноват и что делать
Однако аудиторы уточняют, что далеко не за все нарушения вина лежит на самих ведомствах. Как оказалось, у нас очень добрые законодательная и исполнительная власти. Парламент и правительство регулярно предоставляют различным учреждениям множество льгот и освобождений от внесения такс, что «тянет» ежегодно на несколько миллиардов леев. А прокуратура, Центр антикоррупции и другие правоохранительные органы, куда регулярно направляются результаты аудита Счетной палаты, лишь изредка реагируют на эту информацию. К примеру, Антикоррупционная прокуратура исследовала факты, касающиеся незаконных решений по размещению и функционированию магазинов дьюти-фри в пунктах пересечения государственной границы, и вынесла постановление о невозбуждении уголовного дела. В результате все решения Счетной палаты остаются на бумаге.
И так будет продолжаться, считают и сотрудники учреждения, и эксперты, пока полномочия Счетной палаты, позволяющие чувствительно наказывать нарушителей финансовой дисциплины, не будут расширены и не появится четкая законодательная база в этой области.
Елена РОЙТБУРД.