Ренато Усатый: «Освобождение Чимпоеша – важный сигнал»
Лидер «Нашей Партии» приветствовал освобождение мэра Бессарабки и вновь призвал оппозицию объединяться
В воскресенье мэр Бессарабки Валентин Чимпоеш был переведен под домашний арест из СИЗО столичной тюрьмы №13, где он находился последний месяц. Собственно, решение об этом было принято ещё 11 апреля в ходе весьма драматичного судебного заседания – когда ворота во двор здания суда в Бессарабке были в прямом смысле заварены из опасений массовых протестов сторонников мэра и «Нашей Партии».
«Нельзя унижаться»
«Я благодарен всем. Мы победим, ведь сдаваться никто не собирается! Скоро люди разберутся, и, в конечном итоге, точки будут расставлены. Я обращаюсь ко всем мэрам республики – не нужно продаваться, не нужно унижаться, не нужно верить тому, что вам обещают. Я не предам партию, как и людей, которые меня поддерживали. Большая благодарность всему городу Бессарабка, всем людям, которые выражали поддержку все эти 30 дней. Я теперь понял, что я их раб», – заявил Валентин Чимпоеш, выйдя из дверей суда.
В целом, можно не сомневаться, что именно общественное негодование, активный протест способствовали освобождению из-под стражи мэра Бессарабки, которого, напомним, задержали 17 марта по абсурдному обвинению в служебной халатности.
«Это отчётливо политическое дело не имеет ничего общего с законом. Те, кто сфабриковал и продолжают фабриковать уголовные дела – я говорю в первую очередь о молдавских прокурорах – рано или поздно будут отвечать перед законом», – прокомментировал ситуацию вице-председатель НП Илиан Кашу.
Одержана победа в важной битве, но пока ещё не выиграна война, считает другой представитель руководства «Нашей Партии» Дмитрий Чубашенко:
«Это половинчатое решение. Домашний арест остается арестом. Мы требуем, чтобы Валентин был на свободе. Он не должен быть ни под каким арестом.
«Наша Партия» приняла на себя основной удар репрессий, которым подвергаются как активисты политформирования, так и её лидер Ренато Усатый. Здесь, в следственном изоляторе, всё ещё находится Феликс Гринку», – напомнил Чубашенко.
И всё же лидер «Нашей Партии» Ренато Усатый встретил новость со сдержанным оптимизмом.
«Примара Бессарабки Валентина Чимпоеш перевели под домашний арест. Да, это тоже арест, но, тем не менее, Валентин будет находиться дома рядом с семьей. Я хочу поблагодарить все общественные организации и политические партии, всех граждан, которые участвовали в протестах в защиту мэра Бессарабки. Пусть это победа маленькая, но это всё же победа. Для меня это ещё и сигнал о том, что у судей в территориях, в отличие от кишиневских, присутствует совесть. Значит, для нашей страны ещё не всё потеряно», – написал Усатый на своей странице в Фейсбуке.
Добавим, что домашний арест также предполагает целый ряд ограничений. Так, согласно уголовно-процессуальному кодексу Молдовы, «домашний арест состоит в изоляции подозреваемого, обвиняемого, подсудимого от общества в его же жилище с установлением определенных ограничений». Кроме того, согласно УПК, домашний арест «сопровождается применением одного или нескольких из перечисленных ограничений: 1) запрет выхода из жилища; 2) ограничение телефонных переговоров, получения и отправления почтовых отправлений и использования других средств связи». В последнее время при домашнем аресте в Молдове используют специальные браслеты с датчиками GPS, которые надевают на ногу. Впервые их применили к политзаключенным «группы Петренко». Валентину Чимпоешу должны надеть браслет в полицейском участке по месту прописки.
Всего лишь попытка остаться у власти
На прошлой неделе в Молдове произошло ещё одно важное для общественно-политической жизни страны событие – «Наша Партия» подписала Декларацию оппозиции о сохранении ныне действующей в республике избирательной системы.
Обращение к европейским структурам, в том числе к Венецианской комиссии, которое призывает сохранить в Молдове действующую пропорциональную систему выборов в парламент, подписали «Наша Партия», ПКРМ, ЛДПМ, партии «Платформа «Достоинство и правда» и «Действие и солидарность». К декларации в среду также присоединилась и партия «Наш дом — Молдова», председателем которой является экс-депутат Григорий Петренко.
«Если не помешать сейчас олигарху Владимиру Плахотнюку изменить избирательную систему, то в следующий раз он предложит сократить количество депутатов до одного», – так обосновывает подписание Декларции «Нашей Партией» её председатель Ренато Усатый.
Лидер НП подчеркнул, что это совместное обращение необходимо, чтобы показать внешним партнерам – большинство оппозиционных партий, которые представляют интересы 90% населения страны, против и одномандатной, и смешанной системы выборов.
«Плахотнюк, исходя из того, что происходит с ним последние полгода, через четыре года скажет: чтобы не было бардака, чтобы не было путаницы, давайте выберем одного депутата от всей страны. Будет один округ – один депутат, он же будет и спикером, и вице-спикером», – в полуироничной манере заявил Усатый.
Напомним, в 2013 году главный молдавский олигарх уже запускал подобную инициативу в парламенте. В итоге, законопроект об изменении молдавской избирательной системы из пропорциональной (по партийным спискам, существующей в настоящее время) в смешанную парламент принял, но впоследствии отменил. Против позже проголосовали депутаты от ЛДПМ и ПКРМ.
Председатель Венецианской комиссии Совета Европы Джанни Букиккио, находясь недавно в Кишиневе, заявил, что в 2013 году инициатива вызвала опасения из-за риска того, что она предоставит возможность некоторым олигархам оказывать влияние на политические партии. По мнению многих экспертов, инициатива Плахотнюка является попыткой остаться у власти при отсутствии поддержки со стороны граждан и международных партнеров.
Лидер «Нашей Партии» Ренато Усатый уверен, что законопроект о переходе на одномандатную избирательную систему служит лишь для отвлечения внимания, а истинной целью Плахотнюка является смешанная избирательная система. По словам лидера «Нашей Партии», Демпартия может пройти в парламент лишь в условиях смешанной избирательной системы: «Смешанная система укрепит Плахотнюка на 10 лет вперёд, как минимум. Это показали выборы в Народное собрание Гагаузии»…
Дмитрий ГАМАЮНОВ.