Анатолий Плугару: «Никогда не пойму, как можно праздновать день оккупации своей Родины»
Шпионский скандал пришелся на день объединения с Румынией, а об украденном миллиарде уже стали забывать
Полковник, депутат Верховного совета МССР, экс-глава Министерства национальной безопасности (сегодня СИБ), вице-министр иностранных дел Анатолий Плугару делится с читателями «МК» своим видением дня сегодняшнего, вспоминает прошлое и заглядывает в день завтрашний.
Шпионы были, есть и будут
– Недавно задержан за шпионаж бывший депутат парламента Юрий Болбочану. Ему вменяют в вину сбор информации о планах работы народных избранников, о формировании правящего большинства. Этим же самым занимаются и журналисты – их тоже теперь следует сажать?
– Полагаю, прокуроры озвучили не всю имеющуюся у них информацию. Болбочану будет сидеть по – любому, даже если случай шпионажа, в его классическом варианте, не будет доказан. После общения с серьезными людьми узнал, что за ним тянется целый шлейф всевозможных денежно-депутатских приключений… Судя по всему, его «зацепили» правильно. Еще раз хочу похвалить оперативных работников, ребят из наружной службы. Работать по объекту много месяцев, чтобы тебя не обнаружили, – это надо уметь. Не могу сказать того же о заместителе военного атташе РФ в Молдове Грудине, завербовавшему Болбочану (МК №11). Ну какой ты профессионал, если тебя ведут целый год, а ты ничего не замечаешь!
– За передачу какой информации можно получить «шпионаж» или «измену родине»?
– Читайте закон «О государственной тайне». Поскольку наш экономический потенциал находится с начала 90-х годов в постоянной деградации, особо ценной информации у нас сегодня не наберешь. Но ещё четверть века назад американцы, немцы и израильтяне очень интересовались предприятиями военно-промышленного комплекса Молдовы: «Мезоном», «Счетмашем», «Альфой», «Виброприбором» и другими. Строго говоря, даже план государственного бюджета на следующий год для определенных структур может представлять немалый интерес. Обладая такой информацией, можно влиять на политику государства.
Служить не личности, а государству
– Вы говорили, что в правительстве и парламенте у нас десятки «болбочанов», и работают они не только на Восток. А в состоянии ли держать их всех под контролем три сотни сотрудников СИБа?
– Начнем издалека. У сотрудников этих служб есть начальство. А они – политические назначенцы. Руководство «конторы», полиции, армии – плоть от плоти Альянса. Оперативники вынуждены работать по тем людям, по которым им разрешают. Могут, конечно, и по другим, но этап реализации обязательно согласовывается с политическим руководством. Есть категория «неприкосновенных». Офицеры НАТО заполонили Молдову, в парламенте каждый второй – агент зарубежных разведслужб, но ими не занимаются. Может быть, новая власть отнесется к этому по-другому. В наше время все было проще: представить себе не могли, чтобы МВД или другой службой руководили представители сразу трех партий. Непонятно, как в таких условиях можно вообще работать…
– Знающие люди рассказывают, что сейчас в СИБ приходят люди, родившиеся в начале лихих 90-х – ноги на стол, пальцы веером, и все им все должны…
– Не исключено. Им вбили в головы: Европа, Европа, Европа. Представьте себе, будут ли они в описанных условиях работать против англичан? Кстати, немцы у нас устроились довольно неплохо. Они провели несколько своих людей и в руководство правительства и парламента. Один Лянкэ чего стоит… В подготовке нашего поколения и нынешнего громаднейшая разница. Сегодня нередко служат не государству, а личностям из печально известного «алгоритма». И в России дела обстоят не лучше, и она тоже «захваченное государство». Кто подсунул Путину идею о запрете ввоза молдавской сельхозпродукции в РФ? Это сыграло на руку только антимолдавским, аниправославным, антироссийским силам. То же самое – с режимом пребывания в России молдавских гастарбайтеров. Нехорошо, не по братски.
Предательство срока давности не имеет
– А почему не задержали за «измену родине» бывшего министра обороны Анатолия Шалару?
– Он служил и служит Румынии, НАТО и этого не скрывает. А вы думаете, он сам на себя должен был дать команду «фас»? Шалару – продукт коалиции, и считал, что он в своем праве. Если будет другая власть, его привлекут. Есть офицеры, которые работают и на перспективу: нужные документы откладываются в сейф, придет время – и они всплывут. Нормальные опера так и делают. Поставьте себя на их место. Ваш руководитель – ярый сторонник НАТО. Россия – враг. На кого и против кого вы будете работать? В СИБе люди подневольные, служивые. Я стоял у истоков создания Министерства национальной безопасности, мне были без разницы национальность, язык. Главное – чтобы был профессионал.
– В Конституционном суде у нас тоже изменники?
– Без сомнения. Я не против двойного гражданства. Пусть хоть тройное. Но многие забывают: при получении второго паспорта, приносится клятва на верность другой стране. Для учителя физкультуры или певца это нормально, для руководителей высшего уровня, обладающих государственными секретами, – нет. Но узурпаторы подогнали все законы под себя. Не должно быть людей с двумя гражданствами в прокуратуре, судах, парламенте и правительстве. Не могут пять из шести членов КС моей страны быть румынскими подданными! Это не государство, а черт знает что! Уверен: придет время, и они ответят, за те решения, которые принимают. Не спасет их ни коллективная безответственность, ни соседнее государство. Это касается и депутатов парламента, и членов правительства. Время платить по счетам не за горами. Обязательно спросят и Лупу, и Филата, и Унтилэ, и Тэнасе, и многих других: где и при каких обстоятельствах у них появились зарубежные «партнеры по развитию»? Предъявят и записки, и списки, и подписки…
За Альянс еще ответите
– Кражу миллиарда тоже можно квалифицировать как измену родине?
– Думаю, что да. Нанесен огромный ущерб экономической безопасности и обороноспособности нашей страны, и вообще способности народа выжить в такое непростое время. Будет ответственность по совокупности деяний – и по хищению, и по мошенничеству, и за измену родине. Смертная казнь – достойное воздаяние при таких обстоятельствах. Я ее сторонник. К ней надо вернуться, по-другому нельзя. С этим бардаком можно бороться только экстраординарными мерами.
– На политическом поле сплошь давно знакомые и надоевшие игроки. Может избавиться от них посредством люстрации?
– Дело интересное. Но в наших условиях выходит, что они должны действовать сами против себя. Люстрация в самой своей основе должна иметь какое-то законодательное оформление – постановление, закон. Власть не будет действовать себе во вред. Людям, работавшим на КГБ, уже за 70, и они мало кому интересны. Персоны, разрушающие государство, другого поколения – Филат, Плахотнюк, Канду, Шор. Придет время, когда люстрировать станут за связь с Альянсом «За европейскую интеграцию 1, 2, 3». Всех пособников, получавших от этой власти должности, будут гнать поганой метлой. Не знаю, когда народ созреет, чтобы скинуть с себя узурпаторов, но это обязательно произойдет.
Президенту надо помочь
– Президент тянет на Восток, премьер и председатель парламента – на Запад. Чем все это может закончиться?
– У Додона практически нет никакой власти. Он может разве что награждать орденами. В прошлом году парламент отобрал у него последние властные полномочия. Но даже в такой ситуации главе государства надо помочь. Я его не считаю выдающимся управленцем, просто все остальные еще хуже. Даже не могу сравнивать Игоря Додона, например, с Майей Санду. Президент обречен на сотрудничество с парламентом, с его здоровой частью, разумеется. Ему не по силам распустить законодательный орган. Другого варианта нет.
– На днях прошёл марш в поддержку объединения с Румынией. Как вы к таким мероприятиям относитесь?
– Намедни у нас было собрание депутатов первого парламента (Верховный совет МССР, 12 созыв, 1990-1993 года, ред.). Это в большинстве своем люди взвешенные. Удивился тому, что число сторонников ухода в Европу, Румынию увеличилось. Куда угодно, только бы подальше от России. Это прямые последствия продовольственного эмбарго, совершенно бестолкового решения. Европейцы и американцы в этом регионе переигрывают пока Российскую Федерацию. Надо восстанавливать нормальные отношения между Москвой и Кишиневом и не забывать – православие не просто вера, это и менталитет, и образ жизни, они нас будут объединять всегда. Ну а унионисты… никогда не пойму, как можно праздновать день оккупации своей Родины.
Александр ТОКАРСКИЙ.