Какова ставка войны, начатой против партии Ренато Усатого
«Наша Партия» во главе с Ренато Усатым подвергается беспрецедентным нападкам, что видно уже невооруженным глазом
Иэти нападки направлены не только на имидж, но и на уничтожение инфраструктуры формирования через организацию «уходов» из этой партии. Может, кому-то эти утверждения покажутся слишком жесткими, но не надо пьянеть от воды – мы живем в Молдове, где ничего не происходит случайно. Особенно в политике.
Абстрагируясь от нынешней ситуации в НП, я попытаюсь дать возможные ответы на вопрос: какова ставка войны, начатой против партии Ренато Усатого? Так как, если нам удастся ответить на этот вопрос, многие вещи станут более очевидными. А возможных ответов – три. По меньшей мере я так вижу ситуацию.
Первое – нынешнее правительство (хотя и продолжает утверждать, что является проевропейским, и все чаще создается впечатление, что оно пытается создать «молдавско-сталинскую» систему власти) тяготеет к правоцентристскому направлению, и тем самым освобождает потенциальную электоральную нишу, которую теперь занимает партия Ренато Усатого. Власть понимает, что на правоцентристском сегменте нельзя существенно расшириться, и что ее «проевропейский» имидж граждане не очень принимают, а партнеры по развитию закрывают глаза на эту «маленькую деталь», потому что им больше не с кем разговаривать в Молдове на данном этапе, чтобы не допустить возврата страны всецело под влияние России. Проевропейский имидж нынешней власти рассыплется накануне очередных парламентских выборов, и она заранее должна подготовить запасной «полигон», и этим полигоном может быть только левоцентристский сегмент, который занимает в основном Ренато Усатый.
Второе – Ренато Усатый стал неудобным для нынешней власти из-за острых заявлений и некоторых разоблачений. Власть понимает, что благодаря характеру примара мун. Бэлць и твердой позиции его формирования, любая попытка контролировать Усатого и надежда достигнуть какой-то договоренности с ним – исключены, а это означает, что под боком у власти – мина замедленного действия, которую надо обезвредить сейчас, даже рискуя укрепить партию социалистов, и так являющуюся достаточно сильной. Так как, если нынешняя власть не намерена мигрировать к левоцентристскому сегменту электората НП, в случае уничтожения НП, эти избиратели перейдут в основном на сторону ПСРМ. Готова ли власть заплатить такую цену для политической нейтрализации Ренато Усатого и его партии? Это совсем непростой вопрос, так как в этом случае ПСРМ может стать силой, которую невозможно будет контролировать никем и ничем. Также как это случилось с ПКРМ в 2001 году.
Третье – правительство готовит почву для внедрения одномандатной или смешанной избирательной системы. Ни для кого не секрет, что в рамках одномандатной или смешанной избирательной системы основная роль отводится местным лидерам, а у НП, с этой точки зрения, все в порядке. На предыдущих общих местных выборах НП получила руководство в одной трети больших городов страны, и этот фактор может сыграть решающую роль в рамках возможных выборов на основе одномандатной или смешанной избирательной системы. Уничтожение НП означало бы дополнительную гарантию для нынешней власти, которая будет основным бенефициаром избирательной системы.
http://tribuna.md/Думитру СПЭТАРУ.