Газета "Кишиневские новости"

Новости

КАРЛСЕН, КОТОРЫЙ ЖИВЕТ НА ДОСКЕ

КАРЛСЕН, КОТОРЫЙ ЖИВЕТ НА ДОСКЕ
01 декабря
00:18 2016

Отец самого сильного и желанного шахматиста в мире раскрыл секрет успеха «норвежского феномена»

На Манхэттене близится к фини­шу 55-й матч за звание чемпиона мира по шахматаммежду норвеж­цемКарлсеноми россияниномКарякиным. Кто такой 25-летний Свен Магнус Ээн Карлсен? Юно­го действующего чемпиона его фа­наты, несмотря на то, что он еще и сильнейший шахматист в миро­вом рейтинге (забрался туда давно, побив рекорды Фишера и Каспаро­ва), ласково зовут Малыш, а род­ные — более солидно, Викингом. Об этом и о многом другом в экс­клюзивном интервью рассказал его отец, Хенрик Карлсен.

За доску сел назло сестре

— Хенрик, мы бы хотели узнать все о родословной вашего сына. Какая она — семья одного из величайших шахма­тистов в истории?

— Не счесть интервью, где меня рас­спрашивали исключительно о Магнусе, но никак не о его семье! Здорово, что вы мыс­лите чуть дальше, чем все остальные, это и для шахматиста важнейшее качество, с удо­вольствием и впервые расскажу!

— Первый ход — мама мальчика.

— Маму короля, нашу шахматную коро­леву, зовут Сигрун Ээн. В честь моей жены мы частично назвали нашего единственного сына: среднее имя Магнуса — ее девичья фами­лия. Она инженер, работает в экологическом агентстве в Осло, инспектирует нефтяные платформы и самые разные промышленные заводы на соответствие скандинавским эко­логическим нормам. Мы вместе учились в Норвежском университете естественных и технических наук в Тронхейме, где и познако­мились 30 лет тому назад. В следующем году, 27 июня, отметим жемчужную свадьбу.

— Она умеет играть в шахматы?

— Когда маленький Магнус уже побеждал всех своих ровесников и ребят постарше, она еще не умела, но постепенно, глядя на него, научилась. Самое большое ее достижение — как-то вырвала победу у сына, когда он в семь лет давал сеанс одновременной игры всему нашему двору. Сигрун этим по праву гордится.

— У шахматной королевы три по­мощника — ладья, конь и слон, а у Маг­нуса — три сестры.

— Совершенно верно! (Смеется и запи­сывает это наблюдение в блокнот.) Его старшую сестру зовут Эллен, ей 27 лет, она живет и учится в Осло. Изучает медицину, готовится стать врачом. Уже отучилась шесть лет, а сейчас проходит стажировку в госпитале и выбирает специали­зацию. Вторая сестра, 22-летняя Ингрид, тоже студентка. Она на последнем, третьем курсе своей программы, изучает современные и джазовые танцы в Стокгольмской академии балета. Это одно из ведущих шведских учеб­ных заведений, в котором раньше в основном преподавали балет, а теперь больше совре­менные танцы. Самая младшая сестра, Сигне, которой 19 лет, посещает тот же университет в Тронхейме, который окончили мы с женой. Изучает компьютеры, естественные науки и инженерию. Она на втором курсе пятигодич­ной магистерской программы.

— Магнус не страдает от того, что у него три сестры?

— Нет, это они страдают, потому что он их частенько дразнит. Ему настолько хорошо с Эллен, Ингрид и Сигне, что он никогда даже не мечтал о брате. Он и шахматами стал увле­каться благодаря — вернее, назло — старшей сестре, мечтал уесть ее за доской. Довольно быстро ему это удалось, не прошло и полуго­да.

— Чем вы сами занимаетесь помимо того, что сопровождаете сына на всех турнирах? Можно ли вас назвать еще и его тренером или консультантом, вы ведь тоже отлично играете?

— Нет, ни в коем случае! Когда Магнусу было 9 лет, я обнаружил, что… неправильно ему подсказал! До сих пор стыдно. Это было окончание партии, где у него оставался один слон: я перепутал цвет, по которому ходила эта фигура, и дал ему неверное направле­ние.

— Магнус позволил вам совершить всего одну ошибку?

— Скорее, это я позволил себе один раз сбить его с толку. После этого инцидента я с ужасом прокручивал в голове предыдущие партии и осознавал, что и раньше мог его неправильно учить. Тогда я дал зарок, что больше таких глу­постей не повторю. Также следил, чтобы на него не влияли другие люди.

— С тех пор, возможно, Маг­нус вас кое-чему научил?

— О да, конечно! Всю жизнь пытаюсь научиться у него. Быть может, он недоволен своим учеником, потому что я не слишком делаю успехи, а в последние шесть- семь лет и вовсе теряю наш домашний рей­тинг в его глазах.

— До того как вы начали сопровождать Магнуса на соревнования, вы работали по специальности, инженером?

— Да, 15 лет. Сначала инженером и ма­стером по обучению, потом лет пять занимал­ся консультированием в области высоких тех­нологий в сфере нефтяной промышленности. Преимущественно Магнусом я занимаюсь с 2006 года: путешествую с ним по всему миру и управляю его компанией, которую он осно­вал 10 лет назад. Когда мы возвращаемся до­мой, готовлю обед для жены и сына, это мое хобби.

— Какое у вас коронное блюдо?

— Обычно это рыба на гриле, чем сла­вится Норвегия, — лосось, арктическая тре­ска, зубатка, щука, пикша, камбала, морской черт… Да что выловим, то и готовлю. Сам он тоже умеет готовить, но добровольно к плите не подходит.

— Старшая сестра учится в Осло, средняя — в Стокгольме, младшая — в Тронхейме. А где живете вы с супругой и Магнусом?

— Фактически мы живем у Магнуса в Осло. На заработанное он купил очень хоро­ший дом.

— И вы переехали к нему? Он не воз­ражал?

— Очень на это надеюсь. Он приобрел дом, чтобы вложить деньги и чтобы у него было место, куда не стыдно привести друзей. Помимо этого у него есть еще один собствен­ный дом — чисто для себя, а также он снима­ет квартиру-студию. И все это в Осло. Магнус живет то в одних своих апартаментах, то в других, то на съемной квартире, а мы с женой — постоянно в его самом большом доме. Это все в Осло. Наша старшая дочь Эллен, кото­рая учится в столице Норвегии, к нам не прим­кнула: у нее своя квартира в центре.

— Хотел бы Магнус со временем обо­сноваться в более теплом месте, чем Нор­вегия?

— Нет, он всегда говорил, что Норвегия — его самая любимая страна, самая красивая и удобная для жизни. Норвегия делает его по- настоящему умиротворенным.

Анонимный шахматист

— Как он поддерживает физическую форму, чтобы удержаться на вершине? По сколько часов спит во время матча? Какой спорт практикует в эти дни? Соблюдает ли диету? Пьет ли по несколько чашек кофе, как советует 12-й чемпион мира Карпов?

— Он любит поспать. Не меньше 8–10 ча­сов. Диеты или каких-то особых предпочтений в еде, кроме апельсинового сока, разбавлен­ного водой или со льдом, у него нет. Карпов в чем-то прав: если у вас нет привычки к кофе, как у моего мальчика, то это даст дополни­тельную энергию. Если вы пьете кофе все время, то результата не будет. Он увлекается футболом, настольным теннисом, большим теннисом. Последняя его страсть — баскет­бол, он не только в него играет, но и смотрит все игры NBA.

— В качестве спарринг-партнера игра­ет только с гроссмейстерами или с ком­пьютером тоже?

— Он терпеть не может компьютер! В смысле как партнера для игры. Он любит лю­дей в качестве соперников и частенько зави­сает на интернет-сайтах, выясняя отношения за виртуальной доской с совершенно незна­комыми партнерами.

— Он вообще все время играет в шах­маты, даже в дни планового отдыха от них?

— Боюсь, что если он не играет, то все время о них думает. Шахматы всегда в его го­лове, что бы он ни делал.

— У вас с ним нет ощущения, что вся остальная жизнь вот так проходит мимо? Он ведь молодой парень.

— Он не жалуется. Между турнирами встречается с друзьями, развлекается с ними. Не переставая генерировать шахматные по­зиции в уме.

— Разве у шахматиста уровня Карлсе­на может оставаться время на дружеские посиделки?

— Да, у Магнуса много друзей. Он дружит примерно с 30–40 шахматистами в возрасте от 20 до 30 лет.

— Кто его лучший друг?

— У него три близких друга.

— Они сейчас здесь, в Нью-Йорке?

— Да, для него важно быть в окружении друзей и семьи. Мама прилетала поболеть за него на третью партию, но уже улетела. Се­стра Ингрид будет здесь еще неделю, а потом ее сменят другие сестры.

— Как мило. Фанаты называют его Ма­лыш и Викинг, а вы как?

— Хе-хе, мы — только Викингом, нам так больше нравится.

— Менеджер нашего претендента Ки­рилл Зангалис подарил вам книгу «Малыш и Карлсон» на русском. Удалось по ней подтянуть наш язык перед поединком с россиянином?

— Книгу мы пока не осилили, но Магнус знает русский немного.

— Какие фразы он может сказать?

— (Отвечает на русском с сильным акцен­том, но уверенно.) Добрый день, бабушка, по­жалуйста!

— Вы тоже говорите по-русски! Что вы думаете о советской и русской шахматной школе?

— У вас было много чемпионов, что на нас всегда производило хорошее впечатление.

— У Магнуса есть любимый шахматист за всю историю игры?

— Не думаю. Он всегда говорит, что хочет научиться у всех мастеров. Большое преиму­щество Магнуса — он всегда старается быть объективным, а не эмоциональным.

— Хенрик, когда Карлсен впервые стал чемпионом мира, что он вам сказал?

— Он подошел ко мне и стал что-то удру­ченно бубнить про то, что наделал в каких-то партиях во время матча ошибки и что пережи­вает по этому поводу.

— И что вы ему ответили?

— Что он чемпион. Может наконец рас­слабиться и получать удовольствие. Сегодня — уже не может, в Нью-Йорке новая борьба. Зато, глядя на него, наслаждаюсь я — его слу­га и его фанат.

Елена МИЛЬЧАНОВСКА, Нью-Йорк.

Поделиться:

Об авторе

admin

admin

Курсы валют

USD18,22+0,27%
EUR18,98–0,31%
GBP22,83–0,21%
UAH0,44–0,01%
RON3,81–0,31%
RUB0,17–2,74%

Курсы валют в MDL на 22.11.2024

Архив