Олигархи сделали ставки
В президенты метит ставленница богатеев, унионистов и гомосексуалистов
Через три дня гражданам Молдовы предстоит решить, кто станет победителем избирательного марафона. И только от наших голосов зависит, будет ли страна и дальше погружаться в хаос, коррупцию, повальное воровство и нищету, в которых вынуждена существовать последние семь лет, или сможет встать на путь возрождения. На финишную прямую, как известно, вышли двое: председатель Партии социалистов Игорь Додон и экс-министр просвещения Майя Санду.
Первый из них, как активный политик, хорошо знаком читателям «МК» в Молдове, а вот о второй известно очень немного.
Кто Вы, доамна Санду?
Глава государства в первую очередь политик. Но вот опыт на этом поприще у Майи Санду как раз полностью отсутствует. Получив экономическое образование, она многие годы экономикой и занималась: сначала трудилась в отечественном профильном министерстве, затем в качестве советника – одного из десятков исполнительных директоров Всемирного банка. Самостоятельно она никогда ничем не руководила, даже собственную политическую партию создала за несколько месяцев до выборов. А уж о том, как руководить страной, госпожа Санду явно имеет весьма отдаленное представление.
В кресло министра просвещения Майя Санду тоже попала вовсе не благодаря своим профессиональным качествам, а исключительно по партийной принадлежности.
О чем говорят цифры
Вспомним, чем же отличилась кандидат в президенты на посту министра просвещения. Вступив в должность, она сразу заявила о необходимости реформ и оптимизации в системе образования и активно взялась за дело. И вот результаты этих реформ.
l Около 400 школ, в том числе и недавно отремонтированные, были закрыты.
l Около 5000 учителей остались без работы.
l На 8000 в общей сложности сократить число сотрудников системы образования взяло на себя обязательство правительство.
l 5-10 километров приходилось ежедневно преодолевать многим детям, чтобы добраться от дома до школы. Немалая их часть просто бросила учебу.
l Менее 50% выпускников в течение нескольких лет преодолевали экзаменационный порог в результате установки видеокамер и обысков лицеистов перед экзаменами на степень бакалавра.
Экономия наоборот
В 2015 году Счетная палата установила, что в период мандата министра просвещения Санду учреждение неэффективно подходило к осуществлению целого ряда государственных закупок. Из них следовало, что министерство в пять(!) раз перерасходовало запланированные средства на заключение договоров по оказанию услуг. А по факту закупки уже упомянутых видеокамер, испортивших жизнь тысячам детей, было даже заведено уголовное дело. Дело, правда, вскоре по понятным причинам прикрыли (сказалась, видимо, принадлежность Санду к партии всесильного тогда В.Филата).
У лжи короткие ноги
Есть у Майи Санду и другие «заслуги» в качестве члена правительства и депутата парламента. Она голосовала за выделение из резервного фонда денег на покрытие украденного миллиарда долларов, а потом делала вид, что этого не было. Но отрицает претендентка на высший государственный пост и другие очевидные факты. К примеру то, что поддержала сдачу в концессию Кишиневского международного аэропорта, утверждая, что на заседании, где решался этот вопрос, она отсутствовала.
Забыла, вероятно, госпожа Санду, что в век информационных технологий скрыть невозможно ничего: во всемирной сети хранятся все видеоматериалы и документы. Сохранилась там и видеозапись заседания правительства, на котором обсуждалась концессия аэропорта: Санду не только присутствовала, но и голосовала «за». А «против» выступил только башкан Гагаузии Михаил Формузал. Доступна и видеозапись ток-шоу на одном из частных телеканалов, во время которого госпожа претендент заверила, что обязательно выскажется в пользу унири: «Если будет проведен референдум о дальнейшей судьбе Молдовы, я скажу «да» объединению с Румынией».
Я просто бывший министр просвещения…
Помните, как бывший однопартиец Майи Санду экс-глава правительства Юрий Лянкэ оправдывался за подписание непопулярных и даже незаконных постановлений тем, что «был просто премьером»? Этот метод взяла на вооружение и Майя Санду. Говоря о сомнительных решениях правительства и о событиях, происходивших в финансовых учреждениях и других сферах, она заявила: «Я ничего не знала, я просто бывший министр просвещения!». Но могла ли профессиональный экономист Санду «не заметить», к примеру, незаконность отмывания через банковскую систему Молдовы 18 млрд долларов из России? Слабо верится. А если понимала, что происходит, почему не била тревогу? Имела в этом какой-то интерес?
Скажи, кто твой друг…
Ничего конкретного о предвыборной программе Майи Санду неизвестно. Единственное, что она повторяет, как мантру: «Я буду бороться с коррупцией». Как госпожа кандидат намеревается это делать, она умалчивает.
Представляя себя непримиримым борцом с коррупцией, она даже не собирается бороться с режимом олигарха Плахотнюка. И отказалась, по примеру Игоря Додона, подписать обязательство не сотрудничать с Плахотнюком и его приближенными. Наоборот, она заверила, что, в случае избрания, будет активно сотрудничать с нынешней властью, продолжающей грабить страну.
Свою поддержку госпоже Санду обещают и сексуальные меньшинства.
Православные ценности не в цене?
А вот представители Православной церкви, наоборот, резко высказались против Майи Санду. Они заявили, что у граждан Молдовы нет морального права голосовать за кандидата на пост президента страны от правых партий. «Санду – первый кандидат в истории Республики Молдова, которого открыто поддерживают геи и лесбиянки. Это неудивительно. Некоторое время назад она публично сказала, что граждане Молдовы должны быть толерантны к представителям секс-меньшинств, а те, кто не проявляют толерантности, то есть мы с вами, больны, и нас надо лечить», – отметил Епископ Бельцкий и Фалештский Маркелл. Он подчеркнул, что Майю Санду никто ни разу не видел в церкви и припомнил, как в бытность министром она выступала против икон и часовен в школах (в частности, требовала закрытия часовни в столичном интернате №3, сохранить которую помогло только вмешательство Митрополита Владимира). Такой ли президент нужен стране, где большинство населения исповедует традиционные духовные ценности?
До второго тура еще есть время. Успейте принять правильное решение!
Татьяна ДОРОГАН.