Второй тур неизбежен, как при ход зимы
За четырех кандидатов в президенты избирателей проголосовало меньше, чем они собрали подписей в свою поддержку
В минувшее воскресенье прошли выборы президента Республики Молдова. Никто из кандидатов не набрал больше половины голосов. Поэтому 13 ноября нас ожидает второй тур.
В него вышли социалист Игорь Додон, за которого проголосовали 47,98 % сограждан, и председатель партии «Действие и солидарность», созданной в мае этого года, Майя Санду с 38,71%. Претендент на должность президента от «Нашей Партии» Дмитрий Чубашенко получил 6.03%, Юрий Лянкэ, глава Евронарпартии, – 3,11%, либерал Михай Гимпу – 1,80%, независимые Валерий Гилецкий – 1,08%, Майя Лагута – 0,76% и Сильвия Раду – 0,37%, лидер «Правых» Анна Гуцу – 0,17%. За последних четырех голосовали меньше чем по 15 тысяч человек. Именно столько надо было собрать подписей избирателей, чтобы принять участие в предвыборной кампании.
Немного избирательной географии
Всего к урнам с бюллетенями пришли 48,9% зарегистрированных избирателей. Если бы до неудавшегося в 2010 году референдума о форме выборов президента не изменили закон, кампанию 2016-го признали бы несостоявшейся. По старым правилам явка должна была составлять минимум 50% плюс 1 голос. Активнее всего голосовали в Кишиневе – 57,61% избирателей. Хотя здесь есть одна особенность – к столичному округу приписали всех избирателей, находящихся за рубежом.
Вот небольшая выборка по городам и районам, трех лидеров предвыборной гонки.
Игорь Додон: Кишинев – 41,97%, Бельцы – 46,85%, Гагаузия – 91,38%, Кагульский р-н – 48,01%.
Майя Санду: Кишинев – 48,58%, Бельцы – 17,4%, Гагаузия – 1,16%, Кагульский р-н – 36,38%.
Дмитрий Чубашенко: Кишинев – 4,12%, Бельцы – 31,82%, Гагаузия – 6,31%, Кагульский р-н – 3,93%.
При этом кажется любопытным и даже забавным, что, например, пришедший в политику совсем недавно Дмитрий Чубашенко значительно обогнал, мнящего себя профессионалом, Юрия Лянкэ, который приписывает исключительно собственным заслугам подписание Соглашения об ассоциации с ЕС и заключение договора о путешествии туристов по Европе без виз.
Молодежный фактор
После оглашения предварительных итогов первого тура, Майя Санду расстроилась из-за того, что молодые люди в большинстве своем на выборы не пошли. Из всех голосовавших, оказалось лишь 10,07% избирателей младше 25 лет. Самыми же активными на этих выборах были люди в возрасте от 56 до 70 лет – 30%. После «укропной революции» 2009 года Михай Гимпу предлагал снизить возрастной порог на право голоса с 18 до 14 лет. Главный либерал утверждал: это самая сознательная часть населения, которая не позволит Молдове сойти с «европейского пути». Так вот, в Бухаресте, где среди голосующих много студентов, за Михая Гимпу проголосовали меньше избирателей, чем за Игоря Додона. Да что там Румыния, в Колонице за социалиста проголосовали 383 селянина против 148 за либерала! Это полный крах как унионистской идеи, так и той политики, что продвигали с 2009 года всевозможные альянсы. Как выражаются в молодежной среде, правящую коалицию отправили в «игнор».
Дежавю 2011
Интересно посмотреть, как менялось соотношение проголосовавших во время подсчета голосов. После того как в ЦИКе обработали 33,97% бюллетеней расклад был такой: Игорь Додон – 55,3%, Майя Санду – 30,47%. После подсчета 70,59% бланков разрыв сократился: 51,65% против 34,96%. Невольно вспоминаются выборы мэра Кишинева в 2011 году. Пять лет назад в первом туре основными претендентами на кресло градоначальника были Игорь Додон и Дорин Киртоакэ. Наутро 6 июня на сайте ЦИКа появилась информация о том, что обработано 99% бюллетеней и Игорь Додон набрал 53,2% голосов. Далее председатель Центризбиркома заявил, что вышло недоразумение, и проверено лишь 43% бланков. К концу дня у Додона уже было 48,07% и был назначен второй тур выборов. Многие аналитики полагают, что в 2011-м случились масштабные фальсификации. Возможно, и в 2016-м отрабатывалась старая схема. Странно, когда количество проголосовавших за одного кандидата все время стремится вниз, а у другого с завидной стабильностью идет вверх.
Мы поинтересовались у экспертов: каким, по их мнению, будет исход выборов 13 ноября и какими последствиями они могут обернуться для Молдовы?
Эти выборы антиконституционны
Алексей Тулбуре, дипломат, политолог:
«Я выступаю за европейскую интеграцию. Но полномочия у нашего президента не те, чтобы ждать каких-то коренных изменений. Характер этих выборов, по мне, – антиконституционен. Президента придется легитимизировать. Необходимо будет отменить решение Конституционного суда и либо подтвердить мандат главы государства в парламенте путем голосования, либо провести новые выборы. Не ожидаю резких поворотов в том, что касается внешнеполитической ориентации страны. Для меня главный вопрос: сохранит ли свою оппозиционность победивший? Не пойдет ли на сотрудничество с нынешней властью, объяснив это какими-то святыми и высшими идеалами? Это главная опасность. А тот факт, что у нас изнасиловали Конституцию, разрушили конституционное пространство, оправдать ничем нельзя. Если мы в результате этих выборов получим действительно оппозиционного президента, который возглавит протестное движение, будет нарушать пресловутую «стабильность», то в этом действе еще есть какой-то смысл».
Людям не дали подумать
Юлия Семенова, председатель Ассоциации русскоязычных журналистов:
«Исход выборов 13 ноября зависит от того, как в течение двух этих недель будет вести себя Майя Санду и силы, которые ее поддерживают. Результат Санду в первом туре связан, кроме всего прочего, с растерянностью электората, столкнувшегося со сходом с дистанции их кандидатов – Нэстасе, в первую очередь, и довольно агрессивными призывами «За Санду!» на последней стометровке. По большому счету, людям не дали подумать. Если же и дальше магия слов «евроинтеграция» и «реформы» (слова, замечу, не имеют ничего общего с действиями) будет затмевать умы, мы получим феномен Дорина Киртоакэ. Но уже в масштабах страны».
Александр ТОКАРСКИЙ.