ЖДУТ ЛИ НЕБО СИРИИ ГЛАДИАТОРСКИЕ БОИ
Россия развернула в Сирии комплексы ПВОС-300В4 «Антей-2500» (по классификации НАТО— SA-23 Gladiator) — такую сенсационную новость распространил телеканал Fox News. При этом они подчеркивают, что у боевиков «Джабхат Фатх аш-Шам» (старое название — «Джабхат ан-Нусра») и «ИГ» (запрещенные в России группировки) нет ни своей авиации, ни крылатых ракет. Против кого же тогда может быть обращено это оружие?
В связи с этим хотелось бы отметить, что российская военная группировка находится в Сирии по просьбе правительства этой страны, то есть абсолютно легитимно, что признает даже Вашингтон. Кроме того, на ратификации в Госдуме РФ находится документ о размещении нашей авиабазы Хмеймим в провинции Латакия на безвозмездной и бессрочной основе, о чем Сирия и Россия договорились еще в январе.
А это значит, что Россия имеет все основания для доставки на свою базу любого необходимого ей оружия (тем более оружие ПВО — не наступательное, а оборонительное), кроме разве что ядерного, размещение которого регламентируется международными соглашениями. Но почему комплексы ПВО едут в Сирию именно сейчас? А вот здесь уместен ряд предположений.
Во-первых, если наша авиабаза остается в Сирии на постоянной основе, то для ее защиты должна быть создана полноценная система ПВО. Многие говорят: разве для этого мало комплекса С-400? Специалисты отвечают: одного дивизиона С-400, безусловно, мало. Этот комплекс хотя и обладает уникальными боевыми характеристиками, прикрывая небо несколько дальше, чем только над авиабазой Хмеймим, но для полной защиты требуется развернуть группировку ПВО.
У С-400, к примеру, как у любого комплекса ПВО, есть ограничения по боекомплекту. То есть его пусковые установки одновременно могут быть заряжены лишь определенным количеством ракет. После применения их требуется перезаряжать. На это нужно время. Чтобы обеспечить бесперебойную защиту воздушного пространства, должны работать и другие системы.
При этом каждый тип комплексов предназначен для работы по определенным целям. Не следует также забывать и об экономике — соизмерять стоимость ракеты с той целью, которую она будет уничтожать. В частности, комплексы С-300В — они в свое время стояли на защите Москвы, в районе Трудовой и Белой Церкви, — одним типом ракет способны работать по баллистическим целям, а вторым — по всем остальным, летящим с огромными скоростями на высотах от 0 до 30 км.
Во-вторых — к вопросу о том, почему именно сейчас расширяют возможности российской ПВО в Сирии, — это, без сомнения, объяснимо последними непримиримыми разногласиями России и США по Сирии. И тут следует признать, что размышления экспертов Fox News (они утверждают: у группировок нет ни авиации, ни крылатых ракет, которым может противостоять С-300В4, зато они есть у США) движутся в правильном направлении.
После того как 3 октября Госдеп заявил о прекращении двусторонних отношений с Россией по Сирии, маски были окончательно сброшены. Единственное, что хотел бы еще сохранить Вашингтон, — это военные контакты с Москвой во избежание инцидентов в небе над Сирией.
Но если предположить, что в этом небе, в том числе с помощью дополнительно развернутых С-300В, будет создана полноценная система ПВО, такие контакты могут и не понадобиться. Уже трудно будет представить, что сирийская правительственная армия пойдет в наступление на боевиков (как это было недавно в районе Дейр-эз-Зора), и авиация проамериканской коалиции одновременно с этим «по ошибке» нанесет по ней массированный удар. Бесполетная зона — фирменный знак «миротворцев» НАТО — в этом случае будет установлена в одностороннем порядке: со стороны Дамаска и Москвы. И вряд ли в этой зоне найдется место самолетам США и их коалиции, как это было в Ливии, когда по своему усмотрению они утюжили эту страну.
Ольга БОЖЬЕВА.