Судьбу страны будет решать оппозиция. Так или иначе…
«МК в Молдове» сравнивает взгляд на предстоящие выборы экспертов и пользователей интернета?
Есть стойкоеощущение, что результаты грядущих президентских выборов будут восприняты большей частью молдавского общества как поворотные. Жёстко в ту или другую сторону, а для кого-то и вовсе – пан или пропал. И это, несомненно, одно из главных «достижений» действующей с 2009 года власти, которая упорным трудом добилась, чтобы понятия «государственник» и «проевропеец» для многих молдаван зазвучали непримиримыми антонимами.
Соответственно, уже на старте нынешней электоральной гонки ни в экспертной среде, ни, скажем, в интернет-сообществе нет дефицита в самых разнообразных прогнозах и мнениях. Их-то мы и попытались сопоставить: спросили известных аналитиков, у кого из кандидатов, по их мнению, наибольшие шансы на победу и сравнили с мнениями, высказанными в постах и комментариях случайных пользователей соцсетей. Картинка получилась весьма любопытная…
Полюбят ли молдаване харакири?
Вот что, например, пишет на Фейсбуке некая Алиса К.: «Куда, чёрт подери, делись традиции пускать себе пулю в лоб или делать сэппуку, если ты облажался по полной программе? Ребята, какие выборы в Молдове? Для начала, люди, стырившие миллиард и развалившие всё, что только можно было развалить, должны бы (ладно, не застрелиться) встать и уйти со словами «Ну не смогли мы… Пусть другие пробуют». Так нет же – вместо того, чтобы сгореть от стыда, зубами и когтями цепляются за свои насиженные места. Что, правда, кто-то намерен опять за них голосовать?..».
Забавно, что, по мнению бывшего представителя РМ в Совете Европы и ООН Алексея Тулбуре, единственный шанс вернуть молдавский политический процесс в легитимное поле – силами оппозиции заставить власть сделать «харакири». Причём отнюдь не уповая на электоральные методы:
«Простите, я не могу всерьёз обсуждать шансы кандидатов – потому что это изначально нелегитимные выборы, задуманные в результате антиконституционного решения КС от четвёртого марта сего года. Все кандидаты от партий власти совокупно едва набирают 10%, но только в случае нормальных, честных выборов. В условиях же захваченного государства, хоть для Лупу, хоть для Лянкэ власть «нарисует» любой результат, который пожелает. В стране разрушено конституционное поле, ежедневно растаптывается закон, а мы говорим, что вот сейчас проведём некое демократическое упражнение…
Нет, единственный выход сегодня – вновь объединить оппозицию, выйти с требованием отменить мартовское решение Конституционного суда, а потом, если хватит сил, добиваться досрочных парламентских выборов. Если бы сейчас оппозиция потребовала каких-то понятных вещей – поменять состав ЦИКа, вывести из контекста захваченного государства некоторое важные структуры, дабы люди могли им доверять, – тогда была бы какая-то гарантия, что выборы будут хотя бы отчасти соответствовать демократическим стандартам.
И у оппозиции, в первую очередь у ПСРМ, такие ресурсы всё ещё есть. Если же позволить власти организовать «победу» Лупу, что потом оппозиционерам делать? Подать в суд, в плахотнюковскую прокуратуру? Пожаловаться западным партнёрам? Это смешно…».
Не «за», а «против»
Впрочем, мнение Тулбуре о полной бесполезности предстоящих выборов разделяют далеко на все. Кажется, к избирательным урнам готовы идти даже те, кто отродясь этого не делал. Один из «политических» постов комментирует Руслан С., молодой человек с гитарой на аватарке (явно начинающий музыкант):
«Ничего не понимаю в политике, никогда ей не интересовался. Но даже я чувствую, что это государство хочет, чтобы я уехал из Молдовы. Типа, нет тут для тебя работы, ты не сможешь здесь заниматься тем, что тебе реально нравится. «Вали отсюда, Руслан, пока не поздно», – говорит мне родное государство. Просто из вредности пойду голосовать за Додона или за этого парня от партии Усатого – не решил ещё. Они хоть что-то пытаются делать для молодёжи»…
Бывший посол Молдовы в Китае Виктор Боршевич также полагает, что многие будут выбирать президента, голосуя не «за», а «против»:
«Очень велика вероятность, что победит кандидат от оппозиции. В стране по-прежнему очень сильны протестные настроения, и это будет протестное голосование.
Тем более что в вашингтонском обкоме, от которого традиционно зависят результаты молдавских выборов, сегодня свой внутренний бардак – мадам Клинтон начала падать в обмороки, а господин Трамп ей лицемерно сочувствовать. Им как-то не до нас сейчас.
Так что, на мой взгляд, больше всего шансов нынче у Додона. Взвешенный, довольно опытный (не забывайте, он был одним из лучших молдавских вице-премьеров) человек, который к тому же мыслит государственно, патриотично. Ну и конечно, американский посол в Молдове своим известным резонансным заявлением сработал как пропагандист. Впервые за всё время я ему аплодирую.
Опасен ли для оппозиционного кандидата выдвинутый Плахотнюком и вновь очищенный от нафталина Мариан Лупу? Ну, на нём так хорошо сидят очки и дорогой костюмчик, он так красиво говорит на разных языках, даже слово «фидбэк» знает. И Западу симпатичен. А значит, до конца пока не всё ясно…».
Люди могут не понять
Можно не сомневаться, что и на грядущих выборах вновь не последнюю роль будет играть пресловутый «геополитический фактор» – уродливый джинн, в своё время выпущенный из бутылки самыми недальновидными членами проевропейского альянса. Только роль это уже немного другая.
«Просто бесит, когда люди, которым нафиг не нужна собственная страна, пытаются что-то от её имени говорить, – высказывает (на хорошем румынском языке, кстати) в ФБ свой оригинальный взгляд на геополитику некто Лилиан С., – Лезут порулить государством, которое собираются подарить соседям. И при этом постоянно ноют: всё-то их оккупируют, всё лишают «европейского вектора», всё в карман к ним лезет «рука Москвы». Я совсем не поклонник господина Путина, но на его месте перекрыл бы доступ в России любым товарам из Молдовы – просто назло ноющим хамам».
Влиянию «евразийского вектора» на настроения молдавских избирателей отдаёт должное даже блестящий аналитик Игорь Боцан, известный своим разумным европеизмом:
«Мы располагаем объективными данными, результатами соцопросов. Они говорят о несомненном лидерстве кандидата от оппозиции Игоря Додона. Это данность. Причём, ситуация и настроения в республике таковы, что в условиях полностью дискредитированной властью европейской идеи, термин «пророссийский» только добавляет господину Додону шансов на победу.
Отмечу, что социалисты вообще поступают весьма разумно. Когда власть, пытаясь погасить волну протестов, решила… скажем так, оригинальным образом организовать выборы президента, в ПСРМ, видимо, поняли, что могут добиться своих целей, заявленных во время уличных протестов, победив в президентской гонке. Если же им не удастся одержать эту победу, нам, думаю, следует ждать протестного движения, вспыхнувшего с новой силой.
Лишь от шести до десяти процентов граждан Молдовы сегодня доверяют государственным институтам. Большая (хоть и не подавляющая) часть населения республик видит решение многих своих проблем в евразийской интеграции. И это невозможно списать со счетов, люди просто не поймут победы кандидата от власти.
У последнего, впрочем, по-прежнему огромные ресурсы – финансовые, административные, медийные. Победа оппозиционного кандидата позволит «Координатору» обратиться к западным партнёрам за активной поддержкой на следующих парламентских выборах. И всё это говорит мне как политологу, что мы в ближайшие два месяца будем наблюдать за сложной и интересной кампанией».
Когда скатываться некуда
Писатель и публицист Олег Краснов для творческой личности на удивление конкретен:
«Это только наивные и романтичные «евроинтеграторы», вроде Наташи Морарь, думают, что нам просто достались какие-то неправильные «проевропейцы». Но дело в том, что других в принципе не бывает. С пафосными лозунгами они захватили власть и решили свою главную проблему – заработали огромные деньги. Европейские структуры тоже не в накладе, получив в молдавской власти людей, готовых истово выполнять все исходящие из Брюсселя приказы.
Мне кажется, победа Додона на предстоящих выборах предопределена. В том числе и потому, что Плахотнюк решился на очень сильный гамбит – пожертвовав постом президента, чтобы максимально разобщить оппозицию и дотянуть до следующих парламентских выборов…».
Почему-то хочется привести ещё одну, странную в данном контексте, цитату из Фейсбука.
«Не пойду голосовать. Не верю людям, говорящим: «Я приду, и всё станет лучше». Так говорят сумасшедшие. Скорее Вселенная, у которой очень жёсткие законы, не позволит стране скатиться в полную катастрофу. А скатываться Молдове уже и некуда», – пишет Алина К. Что ж, тоже позиция.
Решающее слово
Позволим себе несколько выводов по поводу услышанного и прочитанного.
Во-первых, кроме продвигаемого оппозицией молдовенизма, в усталой, измождённой Молдове не осталось общественных идей, которые не вызывали бы у большей части населения, простите, стойкого рвотного рефлекса. За произнесённое вслух прилагательное «европейский» (точнее за результаты «деятельности» его адептов) в стране скоро будут бить по лицу. Спасибо за это всем пронумерованным «АЕИ» и господам унионистам.
Во-вторых, логика всех 25 лет молдавской независимости подвела нас сегодня к очевидному факту: чем бы всё ни кончилось, но решающее слово останется за оппозицией (возможно, в первую очередь за ПСРМ и Додоном) – причём уже вне зависимости от того, хочет она этого или нет.
И в-третьих. В ближайшие годы, если не месяцы, действительно будет решаться судьба Молдовы, в самом деле – пан или пропал. Как бы трагично и пафосно это ни звучало.
Олег ВЕТРОВ.