Газета "Кишиневские новости"

Политика

ДВА КАНДИДАТА, ДВА МИРА

ДВА КАНДИДАТА, ДВА МИРА
15 сентября
23:36 2016

Что предлагают американцам Дональд Трамп и Хиллари Клинтон?

Провокационные и противоре­чивые заявления эксцентрично­го Дональда Трампа, скандалы вокруг фигуры экс-госсекретаря Хиллари Клинтон — нынешнюю предвыборную кампанию в СШАскучной не назовешь. Тем не ме­нее за мишурой взаимных обвине­ний, которыми обмениваются со­перники, за публикациями СМИ, высвечивающими малоприятные детали жизни кандидатов, иногда теряется то, для чего, собственно, выборы проводятся. По какому пути пойдут США после ноября 2016-го? Насколько близки или далеки друг от друга программы, предлагае­мые стране Дональдом Трампом и Хиллари Клинтон? Мы решили вычленить основные актуальные аспекты предвыборных платформ американских кандидатов.

■ ■ ■

Первое, что бросается в глаза — лаконич­ность трамповской программы. Насчитывает она всего семь пунктов: «Экономическое ви­дение», «Реформа здравоохранения», «Ре­формирование американо-китайских торго­вых отношений», «Права, дарованные Второй поправкой», «Реформирование министерства по делам ветеранов», «Иммиграционная ре­форма» и «вишенка на торте» — раздел «Пла­та за стену». Имеется в виду стена, которую Трамп пообещал возвести на границе с Мек­сикой — за счет мексиканцев, — если окажет­ся в президентском кресле. Многие аналитики на первых порах расценивали это заявление как часть популистской риторики, свойствен­ной кандидату от республиканцев, но сам он от этой части программы не отказывается и своих приоритетов не скрывает.

Политический опыт Хиллари Клинтон, которого лишен ее соперник-бизнесмен, ска­зался и на ходе ее предвыборной кампании. В программе экс-госсекретаря 38 предложений, разбитых на шесть категорий: «Экономика и работа», «Образование», «Окружающая сре­да», «Здоровье», «Правосудие и равенство» и «Национальная безопасность». И дело не в том, как Клинтон и ее соратники «дробили» каждый сюжет. По подсчетам специалистов, программа кандидата от демократов — это почти 113 тысяч слов, тогда как ее соперник уложился в 9 тысяч. Краткость, конечно, се­стра таланта, но работает ли тезис в данном случае?

Экономика: налоги превыше всего

Налоги — пункт, который присутствует в программах и Трампа, и Клинтон.

Рост ВВП в США на данный момент — са­мый слабый со времен Великой депрессии, начинает свое обращение к избирателям Трамп. В связи с этим республиканец пред­лагает среди прочего:

— провести крупнейшую со времен Рей­гана налоговую реформу;

— снизить налоги для всех;

— ограничить налог на бизнес 15%;

— избавиться от бюрократов, которые умеют сокращать рабочие места, заменив их людьми, умеющими такие места создавать;

— выйти из Транстихоокеанского пар­тнерства (ТТП);

— объявить Китай валютным манипуля­тором.

Чтобы потенциальному избирателю было легче понять, о чем идет речь, Трамп приводит в своей экономической программе основные различия с программой Клинтон, при которой, по его мнению, расходы и налогообложение лишь увеличатся, а ВВП будет расти не более чем на 2% в год. «Она не верит в лучшее буду­щее для Америки — только в перераспределе­ние венесуэльского типа в рамках застойной экономики», — заключает он.

Так ли это?

Действительно, Клинтон не дает обе­щаний вроде снижения налогов для всех. Предполагается упрощение и снижение на­логообложения для малого бизнеса (до пяти наемных рабочих), а также налоговые льготы для тех, кто сталкивается с необходимостью оплаты дорогостоящего лечения или же уха­живает за больными или престарелыми род­ственниками.

Помимо этого Клинтон намерена:

— реформировать «слишком сложную», по ее мнению, банковскую систему США;

— обеспечить соблюдение прав рабочих путем возвращения практики переговоров между профсоюзами и руководством пред­приятий;

— принять меры для того, чтобы такие страны, как Китай, не злоупотребляли миро­выми торговыми правилами;

— отвергнуть такие соглашения, как ТТП, — ввиду их несоответствия требуемым США высоким стандартам.

Разумеется, у обоих кандидатов в про­граммах нашлось много слов об улучшении условий труда для американских граждан, но краеугольным камнем экономики все же остается проблема налогообложения. Здесь позиции Трампа и Клинтон действительно су­щественно расходятся, но это не единствен­ный пример в их программах.

Мигранты: стена или интеграция?

США — единственная страна в мире, ставящая интересы приезжих выше своих собственных, считает Трамп. Из стремления положить конец этой ситуации вытекают и основные положения его миграционной про­граммы.

Разумеется, речь идет в первую очередь о пресловутой стене на юге (ей, как уже было сказано, посвящен целый раздел, распи­сывающий, почему Мексике будет выгодно единовременно потратить на «забор» $5–10 млрд).

Следующий важный пункт — увеличение втрое числа сотрудников Службы контроля за исполнением миграционного и пограничного законодательства США.

Среди других планов Трампа:

— принудительная отправка на родину всех осужденных и освобожденных в США мигрантов;

— содержание под стражей арестован­ных незаконно пересекавших границу людей до момента отправки их домой (вместо прак­тики «схватил-отпустил»);

— урезание федеральных грантов горо­дам, не желающим выполнять федеральные законы (в США, как известно, значительная часть местного законодательства регулиру­ется властями отдельных штатов);

— ужесточение наказания за пребывание в США с просроченной визой;

— прекращение практики предостав­ления американского гражданства по факту рождения в США (что, по мнению Трампа, сейчас привлекает множество мигрантов);

— приоритетные права для рабочих — граждан США при принятии на работу.

У масштабной миграционной рефор­мы, заявленной Клинтон, — несколько иные приоритеты. Первым делом кандидат от де­мократов намеревается отменить трех- и десятилетние запреты на повторный въезд в США для мигрантов, находившихся в стране по просроченной визе (более полугода и бо­лее года соответственно). Эти запреты неод­нократно вызывали критику в американском обществе, так как фактически способствова­ли тому, чтобы мигранты с просроченными документами оставались в тени: подать до­кументы на визу, когда срок предыдущей ис­тек, можно лишь в американском консульстве за пределами США. Это, по мнению Клинтон, крайне болезненно для семей, в которых у супругов разное гражданство или миграци­онный статус.

Помимо этого речь идет о:

— расширении доступа мигрантов — не­зависимо от статуса — к медицинскому об­служиванию, в частности, о возможности по­купать медицинскую страховку;

— увеличении числа программ, связан­ных с натурализацией, снижении их стоимо­сти для приезжих;

— прекращении практики содержания под стражей семей, пересекших границу из-за «безнадежных» ситуаций;

— сосредоточении усилий и ресурсов на задержании и высылке только тех приезжих, кто представляет угрозу общественному по­рядку;

— предоставлении тем, кто ищет в США убежища, шанса «рассказать свои истории».

Конечно, у Трампа и Клинтон есть точки соприкосновения: оба говорят о необходи­мости проведения миграционной реформы, о необходимости соблюдения законов в данной сфере. Но и различия налицо: там, где Трамп намерен отгородиться и выслать, Клинтон планирует впустить и помочь. Последнее, раз­умеется, зачастую вызывает острую критику в адрес кандидата от демократов — особенно на фоне миграционных процессов в Европе.

Оружие: кого касается Вторая поправка

Вторая поправка к Конституции США, га­рантирующая гражданам право на хранение и ношение оружия, незыблема. В этом сходятся и Трамп, и Клинтон. И оба же сходятся в не­обходимости усиления контроля за оборотом и использованием оружия. Правда, несколько разными способами.

Трамп, в частности, предлагает:

— увеличить наказание за преступления с использованием оружия. В качестве успеш­ного примера он называет программу Project Exile, запущенную несколько лет назад в Рич­монде, штат Вирджиния. Согласно ей человек, совершивший преступление с применением оружия, осуждается федеральным судом и отправляется в тюрьму не менее чем на пять лет — без права на ходатайство о смягчении наказания и без права на досрочное освобож­дение. «Я называю эту программу успехом», — заявляет Трамп;

— расширить права законопослушных граждан по использованию оружия с целью самозащиты;

— обеспечить возможность законопос­лушным американцам покупать любое огне­стрельное оружие на их выбор;

— сделать разрешение на ношение скры­того от посторонних глаз оружия общим для всех штатов, а не только для того штата, где документ выдан.

«Я верю, что оружию войны не место на наших улицах, — говорит Хиллари Клинтон. — У нас могут быть разногласия относительно правил оборота оружия, но мы должны быть способны и соглашаться в некоторых аспек­тах. Если ФБР следит за вами, подозревая в связях с террористами, у вас не должно быть возможности беспрепятственно купить ору­жие… Если вы слишком опасны, чтобы вас пустили на самолет, вы слишком опасны и для того, чтобы купить оружие в Америке».

В свете вышесказанного кандидат от де­мократов намерена:

— обязать большее число мест, где про­дается оружие, в частности аукционы, прове­рять данные о покупателе;

— ужесточить меры в отношении продав­цов, нарушающих законы;

— запретить хранить оружие в доме ли­цам, привлекавшимся к ответственности по обвинениям в домашнем насилии, обвиняв­шимся в насильственных преступлениях и страдающим серьезными психическими за­болеваниями;

— подвергать наказанию — на федераль­ном уровне — за попытку купить оружие для человека, не имеющего права носить его и держать дома;

— закрыть лазейки в законодательстве, позволяющие психически больным людям приобретать оружие.

Впрочем, конкретные меры по реализа­ции означенных целей кандидатами не при­водятся, и это объяснимо. Оружейное лобби — одно из сильнейших в США, и, очевидно, кто бы ни оказался в Белом доме после выбо­ров в ноябре, ей (или ему) предстоит долгий и непростой путь в осуществлении заявленных шагов.

Москва—Вашингтон: конфронтация или сотрудничество?

Одна из главных особенностей внешне­политического подхода Дональда Трампа — его стремление уйти от «глобализма». Взамен республиканец предлагает «американизм», то есть сосредоточенность на национальных ин­тересах и внутренних проблемах. В этот дис­курс органично вписываются и резкие заме­чания Трампа относительно партнеров США по НАТО (а конкретно того факта, что участие партнеров этих — весьма скромное), и регу­лярные пожелания и обещания наладить от­ношения с Москвой.

Хиллари Клинтон, напротив, в ходе предвыборной кампании неоднократно кри­тически отзывалась о России, подозревая Кремль во вмешательстве в американские выборы. Впрочем, многие эксперты сходятся в том, что такого рода высказывания — лишь предвыборная риторика и, попади Клинтон в Белый дом, она будет вести в отношении Рос­сии совсем иную политику.

«Предвыборная платформа демокра­тов — спокойная, умеренная, в отличие от публичной риторики Хиллари Клинтон, и по своему духу является продолжением по­литики Обамы, — отмечает руководитель Центра исследований внешнеполитиче­ского механизма США Института США и Канады РАН Сергей Самуйлов. — Если речь идет о внешней политике, то там, где интересы Вашингтона и Москвы совпада­ют, предполагается активное сотрудниче­ство. Никаких сухопутных войн на Ближнем Востоке не будет, возвращения в Ирак и борьбы на земле с так называемым «Ис­ламским государством» (ИГ, запрещенная в России террористическая группировка) не будет».

Республиканцы, постоянно критиковав­шие Обаму за мягкость в отношениях с Росси­ей, очевидно, будут мешать Трампу, в случае избрания его президентом, осуществлять те шаги навстречу России, что он анонсировал. Поэтому, возможно, несмотря на пророссий­ские заявления миллиардера, Москве выгод­нее будет продолжение обамовского курса в лице Клинтон.

Ренат АБДУЛЛИН.

Поделиться:

Об авторе

admin

admin

Курсы валют

USD18,220,00%
EUR18,980,00%
GBP22,83+0,02%
UAH0,440,00%
RON3,81–0,03%
RUB0,170,00%

Курсы валют в MDL на 23.11.2024

Архив