Газета "Кишиневские новости"

Новости

G20 ЗАКОНЧИЛСЯ, А СИРИЯ С УКРАИНОЙ ОСТАЛИСЬ

G20 ЗАКОНЧИЛСЯ, А СИРИЯ С УКРАИНОЙ ОСТАЛИСЬ
08 сентября
00:00 2016

Несмотря на встречу Путина с Обамой и продолжавшийся почти всю ночь разговор с Меркель

Политические итоги саммита G20, завершившегося в китайском Ханчжоу, оказались скромными. Судя по сдержанным комментариям, России не удалось продвинуться ни по одному из важных для себя направлений. Встреча с Бараком Обамой, на которой планировалось заключить соглашение о военном взаимодействии в Сирии, из-за отсутствия компромисса прошла за закрытыми дверями. А созыв очередной «нормандской четверки», не собиравшейся уже год, повис в воздухе. Противоречий по-прежнему так много, что Россия еще подумает, принимать ли в нем участие.

Перед саммитом G20 всем оставшимся в городе китайцам раздали разговорники со ста наиболее популярными английскими фразами, написанными иероглифами. Выучили они, по правде говоря, немного. А то, что выучили, в большинстве случаев понять было совершенно невозможно. Однако одно выражение все секьюрити и волонтеры усвоили четко: «Thank you for your cooperation!» — «Спасибо за ваше сотрудничество!» «Сотрудничать», правда, подчас приходилось по совершенно неожиданным поводам. Например, три раза подряд проходить ручной досмотр на пятачке 20 метров. Красить руки губной помадой, чтобы доказать, что это не суперсовременное стрелковое оружие. Или 40 минут кружить в двух шагах от гостиницы, потому что аккредитованный на саммите транспорт не может останавливаться на обычных остановках. Но открытая улыбка китайцев, которым целый год внушали, что от безукоризненного выполнения инструкций зависит не только успех G20, но и счастливое будущее всей страны, искупала мелкие неудобства.

О сотрудничестве, но уже в глобальном смысле говорили и на сессиях G20. Хозяин саммита — Си Цзиньпин — напирал на то, что лидеры должны придерживаться своих обязательств и не усугублять плачевное состояние мировой экономики дополнительными ограничениями и протекционизмом. Беспокойство Китая в этом смысле вполне объяснимо. Небывалые успехи страны (а такого еще не было в мире, чтобы одно поколение успело пожить и в нищете, и в достатке) во многом зиждутся на свободе торговли и инвестиций. Однако последнее время Пекину постоянно дают по рукам. Сначала Австралия заблокировала продажу китайским инвесторам своей энергетической компании, потом Британия поставила под сомнение многомиллиардные вложения КНР в атомный проект.

Владимир Путин на первой сессии вместо проблем глобальной экономики почему-то говорил о российской. И что удивительно — признавал ее скромные успехи и недостаточность усилий самих властей по выходу из кризиса. «Но все-таки ситуация стабилизировалась», — заверил он мировых лидеров. На второй день Путин, как сообщила представитель РФ в G20 Светлана Лукаш (заседание проходило в закрытом для прессы режиме), выступил с призывом раз и навсегда покончить с офшорами.

Хозяйка следующего саммита — канцлер Германии Ангела Меркель — поддержала предложения Си о проведении структурных реформ, стимулирующих спрос, и об опережающем развитии цифровой экономики. По ее словам, в 2016 году в Гамбурге нужно провести отдельную встречу министров, отвечающих за информационные технологии. Но в целом ничего принципиально нового и важного для мирового сообщества G20 из Ханчжоу не транслировала. Хотя формально ежегодная встреча лидеров мировых держав считается экономическим саммитом, ни у кого не вызывает сомнения, что это мероприятие — прежде всего про политику. Одним участникам нужно лишний раз продемонстрировать взаимную поддержку и симпатию друг к другу. Другим — и таких, как правило, большинство — попытаться решить накопившиеся проблемы.

Самые трудные встречи для Владимира Путина начались поздно вечером в воскресенье, когда он, чтобы не расстраивать Петра Порошенко, по очереди (а не сразу, как собирался изначально) принял в штаб-квартире российской делегации в историческом отеле «Шангри-ла» (а здесь заседал еще великий кормчий Мао Цзэдун) Франсуа Олланда и Ангелу Меркель. Дело было уже после концерта и сытного ужина, на котором гостям саммита подавали местный деликатес — суп с грибами мацутаке и крабы в апельсине, — поэтому Путин в публичной части был немногословен. И, по правде говоря, не слишком откровенен, объявив, что обсудить предстоит «маленькие и скромные вопросы», хотя на самом деле речь шла об Украине и Сирии. Беседа с Меркель, по словам источников в российской делегации, продолжалась практически до утра. Канцлер сразу предупредила, что, несмотря на поздний час, вполне бодра и готова посвятить важным для Европы проблемам столько времени, сколько потребуется. Ну а Путин, по слухам, все принципиально важные решения принимает ночью. Так что никакого дискомфорта, скорее всего, не почувствовал.

Другое дело, что итог этих переговоров остался неочевиден. Франсуа Олланд написал в Фейсбуке, что достигнута договоренность о проведении очередного саммита «нормандской четверки» в ближайшие недели. Однако, по словам пресс-секретаря ВВП Дмитрия Пескова, «Россия еще не определилась, будет ли в нем участвовать».

Еще в Москве представители Кремля намекали, что встреча с Бараком Обамой также состоится на полях G20 — непонятно только в каком формате. По всей видимости, это зависело от итогов переговоров, которые глава российского МИД Сергей Лавров и госсекретарь США Джон Керри почти круглосуточно вели, начиная с вечера 3 сентября. (Керри один раз был даже вынужден спуститься в ближайшую уборную в пресс-центре, чтобы надолго не покидать переговорную. Его нечаянный визит вызвал настоящий ажиотаж среди журналистов.) Стороны давно уже готовятся объявить о некой «сделке», которая поможет продвинуться в разрешении сирийского конфликта, но не могут достичь компромисса по ряду принципиальных вопросов. В частности, Россия настаивает, чтобы США выполнили свое обещание и провели размежевание террористов и оппозиции в Сирии. «Без этого любые договоренности (о военном взаимодействии. — «МК») не могут быть выполнены», — подчеркивает Лавров.

Когда представители Кремля объявили, что встреча Обамы и Путина пройдет без прессы, стало ясно, что переговоры провалились и никакого соглашения между Москвой и Вашингтоном на полях G20 заключено не будет. Эти догадки позднее подтвердил российский МИД, отметив, что «полное взаимопонимание не достигнуто». Журналистам удалось подсмотреть, как лидеры спустя примерно полтора часа покидают зал переговоров. Барак Обама, ни на кого не глядя, вышагивал впереди свиты. Владимир Путин, окруженный избранными приближенными, немного притормозил сзади. По их лицам ничего невозможно было прочитать. Да и читать, по всей видимости, было нечего.

Журналисты рассчитывали, что Владимир Путин ответит на многочисленные оставшиеся у них вопросы на пресс-конференции, которая традиционно проходит по итогам саммита G20. Однако общение чуть было не оказалось под угрозой срыва. Один из корреспондентов почувствовал себя плохо, отравившись экзотической для российского желудка китайской кухней. Эта новость не на шутку встревожила сотрудников службы безопасности. Мало ли что. А вдруг на самом деле это свиной грипп? «Зеленый свет» пресс-конференции дали только после отмашки экстренно вызванных в резиденцию китайских медиков, констатировавших, что и правда ничего страшного — обычное пищевое отравление: по словам человека, он ел пельмени. Но пострадавшего на всякий случай все-таки изолировали от окружающих.

Владимир Путин сообщил, что не видит ничего страшного в том, что соглашение с США на сирийском треке пока не достигнуто. «Я бы не хотел ничего анонсировать. Сейчас МИД и госдеп дорабатывают наши предварительные договоренности, но мне кажется, что мы на правильном пути», — заявил президент, добавив, что прежде чем поставить точку Россия должна будет дополнительно проконсультироваться с Сирией и Ираном. Что касается вторжения на сирийскую территорию Турции, то, по словам ВВП, Москва никогда не поддерживает действия, противоречащие международному праву. «И, конечно, мы не можем быть уверены ни в чьих целях!» — воскликнул он.

Отвечая на вопрос об итогах переговоров с Франсуа Олландом и Ангелой Меркель, Владимир Путин подтвердил, что сам по себе «нормандский формат» скорее жив, чем мертв. Но встречаться просто ради того, чтобы встречаться, никто не хочет. «Ну разве что сам Порошенко!» — подколол ВВП. Вместе с тем Путин готов продолжить общение с украинским лидером. «А куда ж деваться!» — развел руками он.

Елена ЕГОРОВА.

 

Поделиться:

Об авторе

admin

admin

Курсы валют

USD18,220,00%
EUR18,980,00%
GBP22,83+0,02%
UAH0,440,00%
RON3,81–0,03%
RUB0,170,00%

Курсы валют в MDL на 23.11.2024

Архив