Обречённые быть крепостью
Первого сентября в непризнанной ПМР появилось новое общественное движение – «Русский форпост»
Едва ли случайно аббревиатура приднестровского движения – «РФ» – полностью совпадает с РФ – сокращением от Российской Федерации. Но зачем в отчётливо пророссийском Приднестровье нужна ещё одна организация, продвигающая философию Русского мира? Втом числе и на этот вопрос в первый день осени попытался ответить прошедший в Тирасполе учредительный съезд «Русского форпоста».
«Были, есть и будем русскими»
Отметим, что от идеи создания «РФ» до её практического воплощения прошло не более месяца. Такая оперативность, возможно, объясняется тем, что костяк движения составляют приднестровские силовики и предприниматели – люди, привыкшие непрерывно действовать. В неполные два часа уложилось и само это учредительное мероприятие, несмотря на внушительное количество делегатов и десяток специально приглашённых гостей.
По итогам съезда, официальным лидером движения был избран Геннадий Кузьмичёв – экс-министр МВД непризнанной ПМР, человек, которого молдавские «проевропейские» власти традиционно называют одной из «самых недоговороспособных» фигур Левобережья.
Открывая съезд, Кузмичёв с первых же слов дал понять: корни «Русского форпоста» следует искать в событиях 25-летней давности.
«Две недели назад мы наблюдали, как в России отмечали очередную годовщину августа 91 года. Ныне события тех дней получают неоднозначные оценки, ведутся жаркие дискуссии о том, кто тогда на самом деле был героем, а кто – предателем. Я думаю, что нам также ещё предстоит заново оценить итоги мартовского референдума того же года, на котором решался вопрос сохранения СССР. С прискорбием констатирую, что тогда не было учтено мнение многомиллионного советского народа. А кто был прав, рассудило время.
Второго сентября мы будем отмечать другую годовщину – образования ПМР, государства, созданного в результате масштабного предательства по отношению к великой стране. С тех пор кем нас только не называют – «сепаратистами», «террористами», «чёрной дырой». И всё это красноречиво говорит об условиях, в которых Приднестровье живёт последние 26 лет…», – говорит лидер «Русского форпоста».
Кузьмичёв, впрочем, убеждён, что непризнанная ПМР только крепнет в этом непрерывном противостоянии. А главную морально-психологическую поддержку видит в идеях Русского мира:
«Приднестровский народ оказался мудрее, прозорливее многих государственных руководителей, политических групп разных стран. Мы отстояли не только свободу, но и свою коренную, естественную принадлежность Русскому миру. Не допустив при этом даже намёка на межэтнические распри в нашем многонациональном Приднестровье.
И всё это сегодня вызывает лютую ненависть не только у некоторых наших соседей, но и далеко за пределами границ ПМР. А значит, мы по-прежнему обречены быть крепостью – русского духа и форпостом – Русского мира»…
Связь молдавского Левобережья с современной Россией не может действовать лишь в одной – идейно-духовной – плоскости. Соответственно, вопрос ещё и в практическом взаимодействии двух государств.
«Вы спросите, а что и кому нужно доказывать в Приднестровье, где и без того клянутся в верности Русскому миру? Как это ни парадоксально, великая Россия тоже нуждается в известной защите. Сегодня, как мы знаем, РФ существует в очень непростых геополитических условиях. Процессы, происходящие ныне в ПМР, – вопросы признания нашего государства, его выживания – напрямую связаны с успехами и неудачами российского государства. При этом мы исходим из того, что Приднестровье – не младшая сестра РФ, а что эта земля и есть часть России. И «Русский форпост» намерен озвучивать этот несомненный для нас тезис на всех возможных внутренних и международных площадках. И единственное, чего мы ждём от руководства России по этому вопросу, – чёткой и недвусмысленной позиции», – заявил Геннадий Кузьмичёв
«Своих не сдаём»
Съезд «Русского форпоста» привлёк гостей (подчас с весьма громкими именами) из России, Белоруссии, Эстонии, Сербии, Армении, Гагаузии. Так, скажем, трудно игнорировать всю смысловую подоплёку участия в мероприятии члена Общественной палаты РФ, доверенного лица президента России Владимира Путина, известного политолога Сергея Маркова. Который откровенно говорит о том, что видит в непризнанной ПМР образец для подражания.
«По известным причинам, в Приднестровье стало трудно добраться. Но мы добираемся – в том числе и для того, чтобы подпитаться силой по-настоящему русского духа, который вы сегодня демонстрируете нам и всему миру, может быть, иногда даже не осознавая этого. Всякий раз, бывая здесь, я вижу, как приднестровцы год за годом укрепляют свою несгибаемость, подавая тем самым пример самой России.
Глядя на вас, мы с особой остротой понимаем: своих сдавать нельзя. Ни при каких обстоятельствах. Поверьте, сегодня воля российского народа, руководства страны заключается в полной поддержке тех, кто представляет Большую Россию, выходящую далеко за пределы политических границ Российской Федерации. Потому что Русский мир – это люди любой национальности, ощущающие Россию как свою Родину», – утверждает Марков.
Не раскрывая подробности, политолог напомнил о возникшей год назад серьёзной и весьма реальной внешней угрозе Приднестровью. По его словам, только решительная позиция руководства России позволила выбить оружие из рук провокаторов, заставив их, «скуля от бессилия, отползти от границ ПМР».
«Принудили Россию к воссоединению…»
Разумеется, тема Крыма не могла не возникнуть в ходе работы этого короткого съезда. Похоже, идеологи «Русского форпоста» во многом вдохновлялись именно «крымской весной», а сама идея движения родилась «на полях» крымского мероприятия «Новый Ялтинский мир».
Соответственно, абсолютно логичным было присутствие на съезде «РФ» одного из самых активных участников событий 2014 года в Крыму, председателя общественной организации «Таврический союз» Анатолия Филатова.
«Было время, когда очень многие крымчане по-доброму завидовали приднестровцам – поскольку вам удалось создать собственную республику. Как вы знаете, в 94-ом подобная попытка в Крыму успехом не увенчалась, несмотря на вполне однозначные результаты референдума. И в огромной степени те результаты, которых мы добились в 2014, стали следствием изучения опыта приднестровцев, десятилетиями живущих в условиях культурной, если угодно, цивилизационной блокады.
Наш, уже сугубо крымский, опыт говорит: крайне важно, чтобы любой мировоззренческий или политический проект был широко поддержан обществом, что называется, снизу. В феврале 2014 процесс воссоединения полуострова с Россией стал возможным фактически исключительно благодаря деятельности крымчан. Со всей ответственностью могу заявить, что официальные российские госструктуры никакого участия в его подготовке не принимали, а зачастую даже ориентировали российских соотечественников на сотрудничество с украинской властью. То есть, по сути, крымчане попросту принудили Россию к этому воссоединению.
В этой связи создание общественной организации «Русский форпост» мне представляется крайне важным шагом для реализации чаяний подавляющего большинства приднестровцев. Вы непременно достигнете поставленных целей, тем более что настоящий потенциал Приднестровья ещё далеко не исчерпан…», – сказал Филатов.
«Выбор сделан»
Следует отдать должное, понимание глубинных процессов, происходящих в непризнанной ПМР, демонстрировали все гости съезда «Русского форпоста», случайных людей там не было.
Несколько цитат.
Миодраг Заркович известный сербский журналист и режиссер:
«Я был русофилом всю свою жизнь. Но только в последнее время мне лично удалось побывать в России, на Донбассе и, наконец, в Приднестровье. Могу сказать, что увиденное превзошло все мои ожидания.
Мы в Сербии, с нашим ужасающим прошлым и настоящим, можем многому вас научить, но и многому у вас научиться. У приднестровцев – тому, как нужно беречь Русский мир идеями или просто доброй волей…».
Дмитрий Линтер, лидер эстонского движения «Ночной дозор» (человек, вставший на защиту монумента Бронзовый солдат, не позволивший эстонским властям его демонтировать):
«Самая сильная боль для человека – когда он оказывается за пределами границ родной цивилизации. Сила Русского мира и русского духа в том, что он неизменно воссоединяется со своей исконной Родиной».
Хачик Галстян, глава «Армянской ассоциации исследования мира и конфликтов»:
«Приднестровская молдавская республика, хоть и не признана, существует. И этот факт – самая упрямая вещь на свете. Отстояв своё право на существование, любая страна должна сделать окончательный цивилизационный выбор. Я вижу, что Приднестровье его сделало – Русский мир»…
Добавим, что, по итогам съезда «Русского форпоста», Геннадий Кузимчёв стал не только официальным лидером движения, но и фактически объявил о том, что намерен выдвинуть свою кандидатуру на выборах президента ПМР, которые пройдут 11 декабря текущего года. Кроме того, принято решение открыть филиалы «Русского форпоста» во всех районах и городах Приднестровья.
Олег ВЕТРОВ.