ЖИЗНЬ ПОСЛЕ КАРИМОВА
Куда исчезла старшая дочь президента Гульнара?
В Узбекистане закончилась эпоха Каримова. В субботу на историческом кладбище Шахи-Зинда в Самарканде первый президент страны был похоронен под мусульманскую молитву. Те, кто наблюдал по Интернету за этим многочасовым действом, отметили для себя три основных момента.
Во-первых, основным распорядителем на похоронах был премьер-министр Шавкат Мирзиёев, возглавивший комиссию по организации прощания. Значит ли это, что он и есть преемник Каримова? Во-вторых, удивил уровень международного представительства. На похоронах присутствовал лишь один президент — глава Таджикистана Эмомали Рахмон, остальные же страны, включая Россию и Казахстан, были представлены премьер-министрами. Армения отправила на похороны вице-спикера парламента, Турция — вице-премьера, Иран — главу МИД. Значит ли это, что Узбекистан не так стратегически важен для этих государств? И третье: многие заметили, что на прощании с Исламом Каримовым в Ташкенте (женщинам в Узбекистане не разрешается присутствовать на похоронах) не было его старшей дочери Гульнары и внука Ислама Каримова. Значит ли это, что наследников первого президента ничего хорошего в стране не ждет?
МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ:
Андрей ГРОЗИН, политолог.
— Можно ли уже предположить, кто станет преемником Каримова?
— Поскольку комиссию по похоронам возглавил премьер-министр Узбекистана Шавкат Мирзиёев, то с уверенностью в 80% можно говорить, что следующим президентом станет именно он. Он давно работает в ближайшем окружении Каримова. Его фамилия всегда фигурировала в списке потенциальных преемников у всех экспертов в составе «тройки» — Иноятов (председатель Службы национальной безопасности Узбекистана. — Авт.), Азимов (первый вице-премьер. — Авт.), Мирзиёев. У него серьезный административный опыт, поддержка спецслужб, того же Иноятова, неплохое умение управлять экономикой, опыт работы в ключевых регионах страны. Он крепкий хозяйственник, у него неплохие отношения с Москвой и Пекином. Похуже — с Брюсселем и Вашингтоном, но это дело наживное. Конечно, наши американские партнеры хотели бы протолкнуть на должность президента Азимова — узбекского Чубайса, человека, который давным-давно уже включен в ряд мировых финансово-экономических группировок. Но кто ж им даст. По большому счету Мирзиёев — это продолжение прежнего правления. Узбекская элита не склонна к резким телодвижениям.
Аждар КУРТОВ, главный редактор журнала «Проблемы национальной стратегии».
— С чем связан невысокий уровень международного представительства на похоронах?
— Что касается постсоветского пространства, в эти дни проходит череда национальных праздников, связанных с днем независимости. Естественно, 25 лет независимости для национальных элит важнее, чем похороны лидера Узбекистана, с которым не было больших торговых и политических связей, так как Ташкент не входит в ОДКБ, Евразийский экономический союз. В СНГ состоит, но эта организация, на мой взгляд, агонизирует. Что касается представителей дальнего зарубежья, это тоже может объясняться разными причинами. В мусульманском мире Узбекистан авторитетен в смысле наличия у него святых мест, но Каримов не был замечен в роли активного сторонника исламизации. Напротив, он сохранял свое государство светским и жестко боролся с религиозными радикалами. Поэтому мусульманские лидеры могли посчитать, что вместо посещения похорон лучше занять выжидательную позицию. Ну а в европейских странах, государствах западной демократии, имидж Каримова в значительной мере определялся суждениями оппозиции, которая перебралась туда из Узбекистана, и различными правозащитными организациями. С их точки зрения, Каримов был диктатором, и посещать его похороны, наверно, не очень хорошо.
Даниил КИСЛОВ, шеф-редактор «Фергана.ру».
— Почему на прощании не было Гульнары Каримовой?
— Гульнары, которая гораздо более известна, чем ее сестра Лола, сегодня вообще нигде нет. Она была приговорена к домашнему аресту на 5 лет за финансовые махинации. Впала в опалу она еще при жизни отца и была изолирована, два года ее не видно нигде. Она перестала быть публичным политиком и полностью растратила свой политический капитал.
Появлялись даже слухи, что она уже может быть не жива: у Гульнары аритмия, и ей периодически надо проходить обследование и лечение. Но из страны ее не выпускали. Впрочем, накануне похорон в Сети появилось видео, где Гульнара посвятила отцу песню. Впрочем, знающие люди говорят, что песню эту Гугуша записала пару лет назад. А поскольку за кадром только ее голос, наложенный на видеоряд с официальных мероприятий, то сказать с уверенностью, что выложила это видео в Сеть именно она, невозможно.
Марина ПЕРЕВОЗКИНА.