Примэрия – прямая и явная угроза
Ночное происшествие на Рышкановке может стать поводом отставки столичного градоначальника
Минувшая неделя отметилась очереднымскандаломв кишинёвскомгородскомхозяйстве – в котловане строящегося дома по улице Мирон Костин, 9 неожиданно рухнул многометровый слой грунта. Вместе с землёй, частью тратуара и лестницей прилегающего к стройке банка, окончательно обвалились, кажется, и последние остатки доверия кишинёвцев к примэрии.
Вас же предупреждали…
О том, что этот участок на М.Костин проблемный и фактически не подлежит застройке, гражданские активисты твердили ещё с февраля нынешнего года, когда скандальный новострой только затевался. Юрист, депутат парламента от ПСРМ Григорий Новак утверждает, что с тех пор социалисты «прошли все круги ада», пытаясь остановить строительство:
«Около полувека назад проектировщики, закладывавшие нынешний Парк афганцев, чётко указали в документах, что именно эта, застраиваемая сегодня часть грозит обвалом по причине слабого, рыхлого грунта. Тогда предполагалось, что данная территория станет продолжением парковой зоны. Главным образом этими документами мы и руководствовались, когда выходили протестовать против строительства и подавали в суд (он, к слову, тянется по сей день) на застройщика. Впрочем, слышать нас не хотели изначально…».
Что совершенно неудивительно. Главным бенефициаром злосчастного строительства на Костин выступает некая фирма D&D, которой, по некоторым данным, владеет депутат от Либеральной партии Юрие Дырда. Для этого господина, видимо, в либеральной столичной мэрии открыта широкая «зелёная улица».
«Со своим многолетним опытом противостояния безобразиям киртоаковской примэрии активисты ПСРМ видели всякое. Но даже нас, помню, поразило, что это строительство было начато вообще без каких бы то ни было заключений экспертов. С огромным трудом, буквально за руку мы привели на стройку экологов, которые поначалу тоже схватились за голову: здесь строить нельзя! А через несколько дней… подписали все необходимые застройщику бумаги. И это, собственно, всё, что вам нужно знать об «атмосфере», в которой затевается и возводится новострой в современном Кишинёве.
Добавлю, когда социалисты разбили вокруг стройки палатки и стали объяснять окружающим возможные последствия строительства, на них (в том числе и депутатов парламента) начали регулярно нападать с кулаками какие-то люди. Несмотря на массу подтверждающих видео- материалов, ни МВД, ни прокуратура этих нападений попросту «не заметила», – рассказывает Новак.
Наконец заговорили и эксперты, начавшие загибать пальцы, перечисляя виновников произошедшего: строителей, которые выкопали котлован без необходимых противооползневых работ, а также Службу экспертизы проектов, Службу авторизации строительства, Службу Государственной строительной инспекции, выдававших застройщику разрешения, которые не имели права выдавать. Кроме того, заявляют эксперты, обрушение котлована на Рышканове – «это только начало, скоро могут посыпаться все дома вокруг»…
И опять «рука Москвы»
Главная беда в том, что происшествие на Мирон Костин – не какой-то там отдельный случай по причине разового головотяпства. Увы, это очередное звено в цепи, идеально вписывающееся в «логику» ведения столичного городского хозяйства. Первый, по-настоящему громкий звонок, как мы помним, прозвучал в кафе La Soacra. Это – второй. Не хочется даже думать, как может «прозвучать» третий. Особенно, когда столичные чиновники, похоже, отказываются верить в существование землетрясений, ураганов, сильных снегопадов…
По факту происшествия на рышкановской стройке Генеральная прокуратура РМ открыла уголовное дело. В то время, как столичное общественное мнение удивляется: разве ещё нужно искать виновного?
Генеральный примар Дорин Киртоакэ, образцово примчавший среди ночи к котловану, не замедлил выдвинуть одну из своих «экспертных» версий: всё, дескать, случилось, потому что в грунте оставались строительные отходы с советских времён (пресловутая «рука Москвы», надо думать, на сей раз дотянулась аж из полувекового прошлого). Помнится, с подобным же энтузиазмом господин Киртоакэ грозился поклясться в своей невиновности на иконе, когда родственники жертв La Soacra пришли напомнить градоначальнику об ответственности.
Об ответственности государственного чиновника, которая сегодня становится нормальными принципом даже в соседней Румынии, не говоря уж о подобного рода традициях в ЕС. Клянущийся «унирей», через слово употребляющий прилагательное «европейский», мэр Кишинёва в упор не видит главного: в цивилизованной стране высокая должность – не комфортная рента, а всё-таки больше ярмо. Если в хозяйстве, которому ты глава, случается «косяк» и, не дай Бог, гибнут люди, ты собираешь пожитки и покидаешь свой начальственный кабинет. Покуда этот принцип не работает в Молдове, где могут десятками взрываться газовые баллоны и тоннами обваливаться грунт – отвечать-то «некому».
Однако многие понимают, что проблема далеко не исчерпывается личностью одиозного градоначальника. В стране благополучно сложилась и уже закостенела целая «система», раскрученная когда-то самым первым АЕИ, – «алгоритм», позволяющий по политическим и родственным мотивам рассаживать на ключевые посты – «на прокорм» – безответственных и алчных дилетантов.
Это, впрочем, никак не отменяет очевидного факта: деятельность столичной примэрии начала представлять собой прямую и явную угрозу жизни и здоровью кишинёвцев.
Дмитрий ТЕРЕХОВ.