МАЛ ЗОЛОТНИК, ДА ДОРОГ
Напутствие автору первой книжки
Эта малоприметная, на беглый взгляд, 127- страничная книжечка величиной с мою ладонь, весомв 180 граммов, с дурацкимрисункомна обложке и вызывающе простецкимназванием– «У каждого своя пицца» долго мучила меня при чтении, раздражая то претенциозным стилем, то авторским самолюбованием, то нелепыми персонажами, то мелкотой писательской задачи и слабой социальной окраской, то бомжеватым образом жизни и мышления вроде бы не худшей части нынешней молодежи.
Вот вам две типичные языковые кляксы: «Они оба застыли, расставляя сети на случайные гениальные мысли»; «Ребята за столом оживились и разбежались энергичными кровяными тельцами единого организма». Попробуйте разгадать эти стилистические ребусы!.. А отсюда до словоблудия всего один шаг: «Холодным потом на черной шкуре неба проступали звезды». Похоже на поэтическую пародию, не правда ли?
Несколько раз бросал я это скучное «блюдо», но почему-то снова возвращался к нему и лишь с середины дистанции, как с вершины холма, увидел живописную панораму повести, стал понимать ее затаенный смысл, любоваться отдельными фрагментами, терпимо относиться к неприятным персонажам, аплодировать некоторым крылатым мыслям. Например, таким: «Никому не делай добра насильно»; «Где меньше информации, там легче живется»; «Свобода – тоже наркотик» и т.п.
Напрасно я злился на автора, вместо того, чтобы благодарственно поклониться за то, что сумел нарисовать облик нового поколения так выпукло и осязаемо, что поначалу я отшатнулся от него, как от чумазого бродяги. Оказывается, однако, это не автор злил меня, а изображенное им молодое поколение злило мое старшее поколение своей ущербностью – нищетой гибридной буддийско- христианской философии и диковатыми поступками. Правда, показана и другая, более привлекательная его сторона (на примере своеобразной молодежной коммуны, где на принципах непоказного товарищества и толерантности уживаются разные, порой противоположные персонажи одесского социального дна). Здешняя молодежь описана без прикрас – с ее слегка вывихнутыми взглядами и повадками, с не похожим на наше мироощущением, с наивно смешными, а порой – и весьма драматическими проблемами (наркомания, депрессия, шаткие понятия нравственности).
Тем не менее, нельзя было не умилиться, когда, например, главный герой, типичный современный пофигист Немо, поддавшись вдруг чувству сострадания, стал помогать воспитателям, развлекая, как мог, детей-инвалидов из сиротского приюта. Так что в конечном счете внимательный читатель обнаружит в книге и морально-социальную подоплеку, и способность автора к психологической мотивации поступков своих героев, что всегда отличает хорошего прозаика от посредственного, и даже философскую подкладку, без которой любая проза превращается в чтиво. Если учесть к тому же, что нашему автору еще нет 23 лет и это его первая книжка, то я бы оценил ее на девятку.
Нет, я не отменяю собственных критических замечаний, высказанных вначале по поводу стилистических выкрутасов, языковых клякс и словоблудия. Просто, спокойно поразмыслив, осознаю, что это не родимые пятна творчества начинающего литератора, а простительные перехлесты его стремления избежать банальностей и убогости попсовой прозы и газетчины, стремления сохранить собственный голос в сводном хоре современных литераторов. А разве мы, нынешние «живые классики», начиная свой путь, не были такими же литературными диссидентами, поборниками несхожести, разве мы тоже не «выпендривались», чтобы привлечь к себе внимание коллег, начальства, общественности? Правда, чаще привлекали внимание критиков в штатском, как говорится, с неприятными для себя последствиями. Впрочем, то были совсем другие времена!..
Все отмеченное выше подсказывает мне, что у Дарьи Куприяновой (так зовут автора упомянутой книжки), пока еще студентки факультета журналистики Одесского госуниверситета и нашей землячки, есть писательское будущее. Если, конечно, она не растратит данное ей свыше щедрое художественное дарование и творческую энергию на какую-нибудь модную ерунду.
Борис МАРИАН, член писательских союзов Молдовы, России и Украины.