Примэрия – место хлебное
Коррупционные скандалы в ней все громче и чаще
На прошлой неделе вице-примар Влад Котец и заместитель главного архитектора столицы Раду Блаж были сначала задержаны на 72 часа, а потомзаключены под стражу на разные сроки. Национальный центр антикоррупции подозревает их в получении взятки в 12000 евро. Иэто самая крупная сумма взятки, о которой стало известно. А всего, по информации НЦБК, зафиксированы десять фактов коррупции с участием этих господ, а также одного из главных инспекторов Государственной инспекции в строительстве. Он также арестован, но имя его не называется. Всего за решетку угодили пятеро, двое из них – посредники.
Антикоррупционное ведомство обнародовало видео, снятое в кабинете вице-примара. На записи видно, как Влад Котец требует свою долю за подпись под документами, а потом отправляет посетителя за подписью (как становится понятно, небезвозмездной) еще и к Раду Блажу.
Это не первый случай коррупции, выявленный в городской администрации только в нынешнем году. В конце февраля в структурах примэрии уже прошли обыски. В результате расследования было установлено, что исполняющий обязанности начальника Управления выдачи разрешений и дисциплины в строительстве Василий Олару получал взамен оказанных им услуг от 500 леев до 10000 леев. Он находится под предварительным арестом.
После задержания, а потом и ареста Котеца и Блажа генеральный примар Дорин Киртоакэ сделал несколько взаимоисключающих заявлений. Сначала он сказал, что давно знает о коррупции в примэрии и дал понять, что предупреждал обвиняемых о необходимости действовать в рамках закона. Киртоакэ также намекнул, что сам сигнализировал о нарушениях в правоохранительные органы (в случае с Олару он заявлял о том же самом, хотя в НАЦ это не подтвердили).
Потом на оперативном заседании примэрии сообщил, что Влад Котец сохранит свою должность до тех пор, пока его вина не будет официально доказана. По словам Киртоакэ, наличие видеосюжета, на котором запечатлена передача взятки вице-примару, не может служить основным доказательством: «Пока все обвинения остаются на уровне слухов. Сплетни и слухи есть о каждом из нас, но это не означает, что нас всех можно в чем-то обвинить». Точно по принципу: «не верь глазам своим».
Потом дал понять, что Котец и Блаж – не единственные и даже не самые крутые коррупционеры в мэрии. Есть, мол, как он слышал, рыба и покрупнее. Правда, Киртоакэ оговорился, что у него нет доказательств. Но какая фигура в примэрии крупнее вице-примара, догадайтесь сами…
В конце концов примар сел на своего любимого конька и обвинил в процветающей в примэрии коррупции… тяжелое наследие советского прошлого, в котором до сих пор застряли некоторые чиновники. «Евроинтеграция предусматривает более жесткую дисциплину. Евроазиатская интеграция – это, наоборот, тотальная диктатура и сплошная коррупция. Должно соблюдаться верховенство права», – высказался примар.
Что ж, насчет наследия советского прошлого Киртоакэ, возможно, не так уж неправ. Влад Котец, например, находился на государственной службе с 1984 года, в вице-мэрах с 2007-го. И нажил с тех пор, как выяснили журналисты издания «Ziarul de Gardă», двухэтажный дом за высоким забором и гараж площадью в 28,6 кв. метров, площадь участка – около 8,5 соток земли. Общая стоимость имущества – 5 млн леев. Дом, как утверждает Котец, он построил на банковские кредиты в сумме 800 тыс. леев. Блаж трудился в примэрии с 2006 года. Его роскошный двухэтажный коттедж с бассейном и солнечными батареями на площади в 9 соток предусмотрительно записан на имя матери. К тому же в 2014 году выяснилось, что заместитель главного архитектора «забыл» указать в декларации шесть банковских счетов, участок земли в Сынжерей и строительство дома в Ставченах.
А говорят, что от трудов праведных не наживешь палат каменных. Еще как наживешь!
И как тут не согласиться с политическим комментатором Виктором Чобану! По его мнению, все беззакония в примэрии были бы невозможны без согласия Дорина Киртоакэ. Значит, он является частью этой системы. А если не он главная фигура, то его используют те, кто стоит выше. И последние события в очередной раз разрушили миф о «неподкупности Киртоакэ».
Тимофей ЗВЯГИНЦЕВ.