Газета "Кишиневские новости"

Новости

РОССИЯ И УСКОЛЬЗАЮЩАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ

02 июня
00:00 2016

Европейские страны стоят на пороге глобальных изменений в обществе, о которых Россия пока не задумывалась

Развитые страны (совокупный За­пад) сейчас стоят на пороге кар­динальных изменений во всех сферах общественной жизни. Сейчас это выглядит как накопле­ние проблем, создающих в оче­редной раз иллюзию «заката Евро­пы». Но базовые ценности, ставшие культурным кодом западной циви­лизации, — демократия, рыночная экономика и права человека — там подвергают сомнению только узкие группы маргиналов. В настоящее время мы видим не кризис этих цен­ностей, а мучительный поиск новых форм их реализации на практике. Так как изменится западное обще­ство в ближайшее время? И коснут­ся ли эти изменения России?

Какие же тектонические сдвиги будут происходить на Западе в ближайшие годы?

1ЗАНЯТОСТЬ И ОБРАЗОВАНИЕ.

Очередная технологическая революция (роботизация, «интернет вещей» и т.п.) приве­дет к высвобождению людей из сферы так на­зываемой реальной экономики (промышлен­ность, транспорт, сельское хозяйство). Зато будет быстро расширяться сектор занятости по удовлетворению социальных потребностей разных слоев населения:

— пожилых (патронат, организация до­суга, персонифицированная медицина, об­разование), тем более что идет старение на­селения;

— инвалидов и вообще людей с отклоне­ниями в состоянии физического и психиче­ского здоровья. Их число тоже растет;

— детей (персонифицированное до­школьное и школьное обучение, переход от «учителя» к «тьютору», отказ от классно- урочной системы с переходом на игровые и интерактивные методы, организация внеш­кольного досуга, контроль за состоянием здоровья);

— студентов (переход к фактически все­общему бесплатному высшему образованию на уровне бакалавров, снижение традици­онной учебной нагрузки на преподавателя с одновременным ее замещением исследова­тельской деятельностью вместе со студента­ми).

Добавим к этому:

— переход ко всеобщему непрерывному образованию (adult education);

— бурный рост занятости в сфере люби­тельской культуры (предоставление услуг по занятию живописью, музыкой, физической культурой, самыми разнообразными хобби);

— профессиональную помощь в налажи­вании коммуникаций между людьми по любым поводам;

— изменение понятия «рабочее время»: от фиксированного 7–8-часового присутствия на рабочем месте к гибкой, во многих случаях дистанционной, занятости без жестких нор­мативов времени труда и отдыха.

2ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ И ЗДРАВООХРАНЕНИЕ.

Быстрое развитие технологий персони­фицированного online-контроля за состояни­ем здоровья позволит:

— довести среднюю ожидаемую про­должительность жизни при рождении до 90 и более лет. При этом граница здоровой жизни, до которой не требуется массированного уча­стия системы здравоохранения, также будет сдвигаться вверх. Это приведет, безусловно, к массовой занятости людей в возрасте 70 лет и старше (в т.ч. благодаря adult education), а также приведет к изменениям в пенсионной системе (см. ниже);

— снизить расходы на собственно здра­воохранение, т.е. лечение заболеваний. С одной стороны, эти расходы (в расчете на один случай) могут возрастать из-за все боль­шей фондоемкости поликлиник и больниц. Но, с другой стороны, скорее всего, итоговые расходы в абсолютном размере будут сни­жаться из-за эффективности и повсеместного распространения весьма дешевых способов контроля за здоровьем здоровых.

Выбор модели охраны здоровья, включа­ющей здравоохранение, в каждой конкретной стране будет обусловлен скорее традициями, типом общественного договора, чем чисто фискальными обстоятельствами.

3ПЕНСИИ.

Скорее всего, произойдет, как и в дру­гих сферах социальной жизни, персо­нификация пенсионных траекторий. Что это означает?

— расширение добровольного накопи­тельного процесса через всевозможные фи­нансовые институты с тем, чтобы преобла­дающая часть пенсии формировалась за счет этих средств;

— сфера ответственности государства будет сведена к обеспечению «минимально гарантированного дохода» (см. следующий пункт);

— пенсионный возраст как уравнительная категория исчезнет, и каждый человек будет самостоятельно решать, когда ему начинать использовать свои пенсионные накопления;

— проблема обеспечения жизни в старо­сти будет решаться не только зарабатыванием пенсии, но и умножением семейной недвижи­мости, получением дохода от владения доля­ми в бизнесе и накоплением других активов.

Очевидно, что потребуется длительный переходный период от нынешнего устройства пенсионной системы к той, которая описана выше. Он связан с тем, что новые принципы в полном объеме должны предлагаться сначала молодым поколениям, только-только выходя­щим на рынок труда.

4СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА.

В ряде развитых стран (Швейцария, Финляндия) уже идет практическая подготовка к введению «минимально гаран­тированного дохода» всем жителям страны, независимо от их занятости и социального положения. Единственная дифференциация предусмотрена для взрослых и детей. В горо­де Утрехте (Нидерланды) такой эксперимент начался с 1 января 2016 года. При этом долж­на быть ликвидирована система социальных льгот. За государством останутся те расходы на образование и здравоохранение, объем и форма предоставления которых будет опре­деляться через механизмы общественного договора (в т.ч. по договоренности между совокупным налогоплательщиком и государ­ством).

5ИДЕНТИЧНОСТЬ.

Высвобождение людей из сферы физи­ческого выживания и индустриального малоквалифицированного труда обостряет проблему личностной и общественной иден­тичности. С одной стороны, глобализация никуда не исчезает (интеграционные процес­сы, Интернет, развитие транспорта, в целом существующая транспарентность границ, общие стандарты устройства повседневной жизни и т.п.), а с другой стороны, люди хотят сохранить семейные, этнические, региональ­ные корни. Хороший пример поиска такого баланса — Япония. В ряде западных стран такой баланс все еще ищется (Великобрита­ния, Испания, Канада, Бельгия, Италия). От­сюда — попытки сепаратизма, скептицизм по отношению к евроинтеграции.

Отдельная тема в этом блоке — мигра­ция. Последние события в Европе показали, что мультикультурализм все-таки не годится. Нужно переходить к интенсивным програм­мам интеграции мигрантов (особенно с не­европейской идентичностью) в жизнь при­нимающей стороны. Тут тоже важно найти баланс между принуждением к ассимиляции и правом на сохранение своей этнической и культурной идентичности.

6КРИТЕРИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОГРЕССА.

Как известно, несколько лет назад два нобелевских лауреата, Джозеф Стиглиц и Амартия Сен, подготовили доклад тогдаш­нему президенту Франции Саркози, в кото­ром, если сформулировать очень коротко, написали: для оценки степени общественно­го прогресса имеет значение не ВВП, а ком­фортность жизни людей. Конечно, этот вывод относился только к развитым странам, кото­рые достигли такого уровня благосостояния, который позволяет подавляющему большин­ству граждан не бороться за каждодневное выживание. Пример Японии: 20 лет без эко­номического роста не привели ни к какому системному кризису. Такое положение, как говорят уже некоторые западные эксперты, является «новой нормальностью». Просто накопленный потенциал ВВП можно исполь­зовать намного эффективнее с точки зрения общественного интереса.

На Западе получила развитие целая от­расль экономической науки, которая зани­мается «счастьем» (вспомним, например, недавно переведенную на русский язык книгу Ричарда Лейярда).

Сейчас входит в экспертный оборот по­нятие human security, которое поглощает в себя концепцию прав человека. Речь идет об обеспечении права каждого человека на до­стойную жизнь.

7 ИЗМЕНЕНИЕ ОТНОШЕНИЯ К НЕВОЗОБНОВЛЯЕМЫМ ПРИРОДНЫМ РЕСУРСАМ.

Кроме простого снижения цен на нефть и газ в развитых странах начинают становиться оче­видными тенденции по изменению поведения людей и общества в целом по отношению к возобновляемым природным ресурсам. По­степенный переход на ветровую, солнечную и подобного типа электроэнергетику — это уже не прихоть «зеленых», а устойчивая по­литика очень многих государств (например, Германии, Скандинавских стран). Культурным кодом становится энергосбережение в быту. В ряде стран уже приняты решения о том, что все новые здания (по крайней мере офисные) должны самообеспечиваться энергией, в частности, при помощи солнечных батарей. В Швеции и ряде других стран через несколько лет будет запрещена продажа автомобилей с бензиновыми двигателями. Их заменят элек­тромобили и другие подобные механизмы.

Быстро развивается совместное поль­зование вещами. Можно привести в качестве примера car-sharing (кстати, появившийся и в Москве). Вместо владения личным авто­мобилем можно пользоваться разъездными экономными автомобилями, заходя в Интер­нет и бронируя его на определенное время и в определенном месте. Специальное при­ложение позволяет оптимизировать пере­мещение этих автомобилей по городу. Тем самым резко повышается степень исполь­зования ресурсов, затраченных на создание этого автомобиля (как известно, личная ма­шина простаивает чуть ли не 90% времени). И как результат снижается потребность в из­влечении и использовании возобновляемых природных ресурсов (металла, нефти, газа и др.).

Такое изменение в поведении отдельных людей и целых сообществ в корне меняет структуру экономики и занятости (см. п. 3.1).

8 СИСТЕМА МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.

После окончания «холодной войны» дву­полярность мира исчезла и наступил короткий период «конца истории» по-американски. Однако затем возник и укрепился Евросоюз, быстро поднимается Китай. Россия после упадка 1990-х в 2000-х стала намного более значимой силой, опираясь на «принесенные ветром» триллионные доходы от экспорта нефти и газа. Это внесло в систему междуна­родных отношений значительные элементы многополярности.

Кроме того, в 2000-х годах резко обо­стрилась и продолжает обостряться проблема международного терроризма, во многом бла­годаря этому появляются новые failed-states.

Последние действия России еще более усложнили глобальную расстановку сил.

В этих условиях Запад сейчас ищет фор­мат собственной консолидации (с привлече­нием всевозможных союзников в Восточной Европе, Азии, Африке, Латинской Америке) против «сорвавшейся с якоря» России, а также Китая и международного терроризма. Поэтому резко ускорилось подписание Транс­тихоокеанского партнерства, не за горами аналогичное Трансатлантическое соглаше­ние, укрепляется военный фрагмент НАТО и расширяется территориальное присутствие его сил. В этом же ряду начавшаяся смена антиамериканских режимов в ведущих стра­нах Латинской Америки (Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Куба), борьба за европейское бу­дущее Украины и Молдовы.

Несмотря на участие в Евразийском экономическом союзе, Казахстан, Беларусь и Кыргызстан оставляют для себя широкие возможности для смены своей геополитиче­ской ориентации. К этому их подталкивает и долгоиграющий российский экономический кризис.

Таким образом, у России сегодня с точки зрения внешней политики крайне сложное по­ложение: серьезно ослабев экономически (и эта тенденция будет сохраняться по крайней мере в среднесрочной перспективе), отставая технологически, выдвигая претензии на некий «особый путь», она фактически оказалась вне­системным игроком с очень ограниченными возможностями. Ссылки на обладание мощ­ным ядерным потенциалом лишь подчерки­вают слабость нынешнего геополитического положения России — ведь в мире сейчас це­нится прежде всего soft power.

Но очевидно и то, что Запад не может по­строить сбалансированную систему между­народных отношений без участия России — хотя бы из-за размеров страны и упомянутого ядерного потенциала.

Поэтому обе стороны (Запад и Россия) обречены на начало диалога и взаимные уступки.

Приведенные выше только некоторые топовые моменты внутриевропейской дис­куссии интересны и в России, чтобы при от­крывшемся окне возможностей выстроить адекватные цели и сформировать под них пусть и длинные, но «дорожные карты» с кон­кретными взаимоувязанными реформами.

Что нам, в России, можно получить в ито­ге?

А) Восстановление экспертных и челове­ческих контактов между Россией и Западом.

Б) Аналитические записки и доклады, ко­торые российские эксперты готовят, исполь­зуя европейские наработки в преломлении к конкретным российским реформам.

В) Совместные с западными коллегами доклады и разработки, которые имеют кон­цептуальное, общеевропейское значение, в т.ч. и для будущего России.

Когда будет налажен такой диалог? На данный момент неизвестно…

Евгений ГОНТМАХЕР, член Комитета гражданских инициатив, замдиректора ИМЭМО РАН.

Поделиться:

Об авторе

admin

admin

Курсы валют

USD18,27–0,05%
EUR19,18–0,18%
GBP23,16–0,03%
UAH0,44+0,21%
RON3,85–0,23%
RUB0,17–0,28%

Курсы валют в MDL на 04.12.2024

Архив