«ДА», «ДА», «ДА», «ДА» – мы хотим сегодня…
Оппозиция требует проведения референдума и не желает идти на поводу у власти
Секретарь Центральной избирательной комиссии Андрей Волентир оспорил вВысшей судебной палате решение Апелляционной палаты об обязательном проведении референдума, инициированного Гражданской платформой «DA». В поддержку плебисцита собрано около 405 тысяч подписей граждан страны. Однако ЦИК, сославшись на то, что одобрение надо было получить как минимум в половине районов республики, от 20 тысяч человек в каждом, отказался организовывать референдум.
Предсказать, какое решение примет Высшая судебная палата, мало кто берется. В предстоящее воскресенье оппозиция намерена вывести на центральную площадь своих сторонников. Они потребуют провести референдум в ближайшее время. Некоторые политологи считают: чтобы нейтрализовать протестный потенциал, от Влада Плахотнюка поступила команда дать «добро» на плебисцит. Правящая власть в лице олигарха откровенно, на глазах у всех дирижирует действиями судебной системы. Какое указание поступит завтра – неизвестно. На референдуме гражданам предстояло бы ответить на четыре вопроса.
- Вы за изменение статьи 60 в части 2 Конституции в целях сокращения числа депутатов со 101 до 71?
- Вы за исключение части 3 статьи 70 Конституции, которая предусматривает, что депутат не может быть задержан, арестован, подвергнут обыску или привлечен в судебном порядке без согласия парламента?
- Вы за внесение изменений и дополнений в статью 78 Конституции относительно избрания президента РМ на основе всеобщего, равного, прямого, тайного и свободного голосования?
- Вы за новую редакцию статьи 89 Конституции, предусматривающей, что в случае совершения президентом РМ некоторых деяний, нарушающих Основной закон, парламент может утвердить инициативу не менее одной трети депутатов об отстранении от должности с организацией не более чем в 70 дней референдума об отставке президента?
Возникшую судебную коллизию комментируют для «МК» специалисты.
ВСП отменит решение АП
– Все идет по сценарию. Высшая судебная палата, уверен, отменит решение Апелляционной. Там скажут: «Ребята, есть неточности и в Конституции, и в Избирательном кодексе. В одной части говорится, что инициировать референдум могут 200 тысяч, а в другой подразумевается уже 360 тысяч. В этой связи давайте обратимся в Конституционный суд». Его членам некуда спешить, по процедуре они могут дать ответ в течение шести месяцев. Судьи летом отдохнут, осенью вернутся и скажут: «Давайте выберем президента по уже установленным правилам. С отменой депутатского иммунитета разобрались. Ну а тогда вообще к чему этот референдум?».
– Таким образом, власть судебной эквилибристикой хотела бы всего лишь нейтрализовать протестные настроения?
– Естественно. Правда есть еще один момент. Вынесла решение Апелляционной палаты судья Доминика Маноле. Несколько лет назад она выдвигала свою кандидатуру на должность заместителя председателя Апелляционной палаты Кишинева. Ее «прокатили». Полгода назад она хотела стать членом Высшей судебной палаты. Ей очень жестко дали от ворот поворот. Она даже судилась по этому поводу в Верховном суде с Высшим советом магистратуры. Проиграла. Не исключено, что она в один момент решила: «Так, хотите, чтобы все было по закону? Будет по закону».
– То есть не исключено, что она просто мстит?
– Не знаю. Возможно, она стала «в позу». То, что ее решение отменят, – нет никаких сомнений. По каким-то процедурным мелочам Конституционный суд дело затянет, вариантов много, но в силе решение Апелляционной палаты не оставят. Это абсолютно точно.
В Молдове нелегитимный ЦИК
Штефан Урыту, член Центральной избирательной комиссии:
– Хотя я за проведение плебисцита, голосовал за то, чтобы мы отложили решение этого вопроса. Непонятно, сколько надо подписей для того, чтобы организовать референдум: 200 тысяч или 360 тысяч? Чтобы инициировать отставку примара, достаточно получить одобрение 10% от общего количества избирателей. В нашем случае в некоторых районах количество собранных подписей равнялось числу людей, регулярно участвующих в выборах! Нельзя пренебрегать сделанной работой, считаю внести ясность в вопрос должен парламент.
– Центризбирком уже опротестовал решение Апелляционной палаты?
– Если честно, я не уверен, что у нас на данный момент существует легитимный ЦИК. Срок полномочий его членов истек еще 11 февраля. Трюк Конституционного суда, продлившего работу Центральной избирательной комиссии, незаконен и некорректен.
– Как Вы полагаете, Высшая судебная палата отменит решение Апелляционной?
– Есть два варианта. Первый – справедливый: будет очередное обращение в Конституционный суд, который перенаправит его в парламент. Второй – более реальный, Высшая судебная палата пойдет навстречу пожеланиям властей.
Александр ТОКАРСКИЙ.