Газета "Кишиневские новости"

Новости

РОССИЯНЕ БЕГУТ НА ОРГАНЫ

РОССИЯНЕ БЕГУТ НА ОРГАНЫ
07 апреля
00:10 2016

Доведенные до отчаяния люди готовы продать все, лишь бы решить денежные проблемы

ЕСЛИ ЗАБИТЬ В ИНТЕРНЕТ-ПОИСКОВИКЕ «ХОЧУ ПРОДАТЬ…», ТО ПЕРВЫМ ДЕЛОМ АВТОМАТИЧЕСКИ ВЫСКАКИВАЕТ «ПОЧ­КУ». Интернет-роботы выдают са­мый популярный запрос… Такое чувство, что люди буквально стоят в очереди на продажу и реклами­руют себя, как мясники на рынке: «Не пью, не курю, здоров как бык. Почка хорошая, берите недорого». Мы пообщались с потенциальными донорами и выяснили, что толкает людей на такой отчаянный шаг.

Российское законодательство строго за­прещает торговлю органами. Согласно зако­нам, донором может стать только ближайший кровный родственник (даже муж/жена не мо­гут) на безвозмездной основе либо погибший (так называемые трупные органы). Однако, похоже, об этом никто не знает. Запрос в Ин­тернете выдает миллионы ссылок: от советов и предостережений до специальных сайтов типа «банк данных доноров РФ».

«Здоров полностью, кандидат в мастера спор­та, за всю жизнь даже гриппом не болел… Все вопросы и предложения пишите на почту…»

«По причине сложных жизненных обстоя­тельств готов стать донором почки, мне 29 лет, вредных привычек не имею. Стоимость 3 500 000 рублей или квартира в Красноярске +1 000 000 рублей. Звоните по тел. ХХХ после 15:00».

«Стану донором почки! Срочно нужны деньги! Новосибирск! Здоровый, сам тяжелым ничем никогда не болел! Почки ни разу не отбивали! Организм крепкий и почка хорошая!»

«Молодой, непьющий и здоровый 20‑летний парень осознанно продаст почку нуждающе­муся».

«Здорова, не курю, не пью, медкомиссия каж­дый год по работе…»

Подобных объявлений тысячи. Продажа органов идет открыто, прямо со ссылками на странички в социальных сетях.

«Пусть 20 лет, но поживу как человек»

Деньги, деньги, деньги… Все повторяли мне в трубку одно и то же. «Заели кредиты», «банки подают на меня в суд», «прогорел биз­нес», «надоело существовать, а так хоть на море съезжу».

От некоторых историй становилось осо­бенно не по себе.

— У нас ребенок умирает от страшной бо­лезни, — рыдает в трубку Самир из Набереж­ных Челнов. — Обезболивающие одни только обходятся минимум в 500 рублей в день. Те, что дают по рецепту, нам не подходят. Мы с женой решили по почке продать. Хоть как-то облегчить страдания нашей девочке. Ей все­го три годика, но в больнице не помогают, только отмахиваются и выписывают домой умирать….

Я посоветовала обратиться в благотво­рительную организацию, родственников по­просить.

— Да родственники уже от нас шарахают­ся, мы же по всем уже прошлись с протянутой рукой. Мне и на работе дали в долг 100 тысяч. Все как в прорву ушло, я даже не понял куда. А в фонды звонил я, в несколько. Там столько бумаг, всем отвези, принеси, покажи. А я ра­ботаю, жена с ребенком больным не может мотаться по офисам. Да у меня элементарно часто денег на сотовом нет, чтобы куда-нибудь звонить. Так вам нужна почка или нет?

Я повесила трубку. И перевела мужчине на счет телефона небольшую сумму. Объяс­нять отчаявшемуся человеку, что я из газеты и собираю информацию, просто не смогла.

Справедливости ради стоит заметить, что наравне с отчаявшимися мне попадались и те, кто идет на такой шаг без крайней нужды. И это тоже страшно…

— Я уже полгода занимаюсь продажей почки, — говорит мне 41‑летний житель Сара­това Михаил. Тон у него такой, как будто речь идет о продаже велосипеда. — Да, я знаю обо всех побочных последствиях. Я прошел обсле­дование в клинике, моя вторая почка здорова, врачи сказали, что я спокойно проживу с ней как минимум лет двадцать. А мне больше и не надо, да и не живут у нас больше… Вы по­читайте, какая средняя продолжительность жизни у мужчин — как раз 65. Зато оставшееся время буду жить как человек. Мне сына надо вот сейчас учить, институты недешевое удо­вольствие. Цены растут, зарплаты падают. Я никогда за границей не был, на море толком не отдыхал. А так хочется.

— У вас в объявлении значится сумма в 27 миллионов рублей. Вы столько хоти­те?

— Ой, вы на старое мое объявление нат­кнулись. Это я раньше столько хотел, когда не знал цен. Я согласен на 10 миллионов. Анали­зы все у меня свежие на руках. Пришлите свой e-mail, я их вам отправлю.

— А другие покупатели с вами уже свя­зывались?

— Да, я осенью чуть в Германию не уле­тел. Но на границе выяснилось, что мне выезд закрыт из-за долгов по налогам. Я до этого ни­когда не был в других странах и даже не знал, что у нас все так строго. Так что покупатель сорвался.

Как я поняла, 10 000 000 — это очень до­рого. Вообще разброс цен самый разный. Кто-то просит миллион, кто-то три. Некоторые оценивают свои органы в долларах.

На мой скромный запрос о поиске донора посыпался буквально шквал писем.

«Отдам свою почку в нуждающийся организм, с вас оплата ВСЕХ расходов и моральная ком­пенсация в размере 3 200 000 (три миллио­на двести тысяч рублей). Оплата непосред­ственно перед операцией. Пересадка только в хорошей клинике. Поступок обдуманный и окончательный. У меня ребенок и еще один на подходе, кредит и задолженность по кварти­ре, я не хочу, чтоб мои дети в чемто нужда­лись, но с зарплатой 28 тыщ я просто всё это не потяну. О себе — 23 года, рост 192, вес 95, курил два года…»

«Отгоняем желающих продать свою почку чуть ли не ежедневно»

Мошенников вокруг этой темы крутится тоже огромное количество. Способ обмана самый элементарный: «Я посредник, отправ­лю вас на операцию за границу, потому что в России вы за свою почку много не получите. За свои услуги беру предоплату». Или «помогу с оформлением загранпаспорта для выезда за границу для поиска клиента на вашу почку. Предоплата столько-то». Высылая свои кров­ные, люди смутно себе представляют, как именно проходит подбор донора и вообще вся эта процедура. Они думают: группа крови со­впала, УЗИ прошел — и все. Мало того, боль­шинство даже не догадываются, что торговля органами у нас в России карается уголовным преследованием. Поэтому все, с кем они ве­дут переписку в Интернете, — мошенники.

Руководитель отделения пересадки поч­ки Российского научного центра хирургии им. Б.В.Петровского РАМН Михаил Михайлович Каабак признался «МК», что чуть ли не каждый день от дверей больницы приходится отгонять таких горе-продавцов.

— К сожалению, и звонят с такими пред­ложениями регулярно, и даже сюда прихо­дят. Чуть ли не ежедневно сотрудники охраны выгоняют таких посетителей. Мы терпеливо объясняем, что это запрещено, особо настой­чивым угрожаем полицией, разъясняем, что торговля органами — противозаконное дей­ствие. Донорами в нашей стране могут стать только ближайшие родственники либо погиб­шие (так называемые трупные органы). Быва­ют случаи, когда люди не могут доказать род­ство друг с другом (двоюродные, троюродные и т. д.), тогда мы советуем обратиться в суд по месту жительства. Только после того как слу­жители Фемиды установят факт родства, мы можем возвращаться к вопросу о донорстве.

— А у кого нет донора, что им де­лать?

— Ждать своей очереди на органы. Да, очередь эта двигается не быстро, и во многом из-за несовершенства законов и работы служб органного донорства. Люди ждут своего орга­на по 2–3 года. Недавний пример — мальчик поступил к нам в годовалом возрасте, а полу­чил почку только в 3, то есть только через 2 года. Однако хочу подчеркнуть, что пересадка почки — это высокотехнологичная операция, которая проводится у нас в РФ всем нуждаю­щимся бесплатно.

— Насколько сложна операция по изъятию и пересадке почки? Что может грозить донору, оставшемуся с одной почкой?

— Предварительно необходимо про­вести ряд тщательнейших обследований. Как на совместимость, так и на предмет исключения каких-либо осложнений у донора. Только если консилиум врачей- специалистов будет уверен, что донор после изъятия у него органа будет жить полноцен­ной жизнью и сам не окажется в ситуации, что ему потребуется гемодиализ или почка, можно приступать к операции. Мы в своем отделении с 2002 года ведем тщательную статистику всех случаев с донорскими ор­ганами. И донор, и реципиент наблюдаются впоследствии у нас в центре.

«Мне 39 лет, я продала свою почку 2 года назад»

Несмотря на то что все медики открещи­ваются от черного рынка торговли органами, он все-таки есть. Москвичка Людмила Лаза­рева — единственная, кто согласился расска­зать о том, как она продала свою почку.

— Мне 39 лет, я продала свою почку 2 года назад, — начинает свой рассказ женщина. — Помните, буквально в одночасье доллар вы­рос до 90 рублей. А у меня валютная ипотека и семья. Платеж за квартиру взлетел до 200 000 рублей в месяц. Я просрочила буквально пару месяцев, и из банка тут же стали названивать: отдайте деньги, или мы обращаемся в суд. Вот я и решилась на такой отчаянный шаг.

Сто раз уже Людмила пожалела о том дне, когда взяла валютную ипотеку.

— Так я стала владелицей 26-метровой «хрущевки» в отдаленном районе Москвы. По тем временам квартира моя стоила 180 тысяч долларов. Прошло 11 лет, как я плачу ипотеку, и я по-прежнему должна банку 140 000 долла­ров (около 15 миллионов по нынешнему кур­су). В случае неуплаты мной долга квартира эта пойдет с молотка максимум за 3 000 000 рублей, оставшиеся 12 000 000 так и останут­ся за мной.

О своем кредите Людмила может гово­рить вечно. О почке — неохотно.

— Нашла я покупателя через знакомых врачей — иначе никак. Изначально я хотела получить хотя бы миллион. Но надо мной ме­дики откровенно посмеялись: говорят, слиш­ком много хочешь. Якобы желающих продать навалом, так что не нравится — иди домой. В итоге я получила на руки около 150 000 ру­блей. Вот и все.

Кому пошел ее орган, Людмила не зна­ет.

— Около 2 недель искали реципиента на мою почку. После операции я лежала в обыч­ной палате с обычным каким-то «нарисован­ным» диагнозом. Через неделю уже пошла до­мой. Состояние здоровья у меня такое же, как и было. Только вот волосы перестали расти, и зубов много потеряла. Но неизвестно, это из-за отсутствия почки или из-за нервов. Дол­лар так и держится на высоких отметках, банк реструктурировал мне долг, теперь я плачу по 1000 долларов, но кредит растянулся еще на 35 лет. И у меня опять образовались задержки по платежам…

Теперь продавать Людмиле нечего. И она помимо основной работы (переводчик) пыта­ется организовать продажу подержанных ве­щей. Их она собрала со знакомыми в «сытые» годы.

— Там много неношеных брендовых ве­щей. Друзей много уехало на ПМЖ за границу, они мне все поотдавали. Вот только где про­давать — не знаю. Помещения в аренду до­рогие. Может, кто даст мне на месяц букваль­но какой-нибудь закуток у метро. Метра 3, не больше. Мне кровь из носа надо отдать банку долг в 200 000 рублей. Как еще их заработать — не знаю. Помогите, люди добрые.

Дина КАРПИЦКАЯ.

Поделиться:

Об авторе

admin

admin

Курсы валют

USD17,80–0,17%
EUR19,02–0,35%
GBP22,12–0,35%
UAH0,45–0,17%
RON3,82–0,33%
RUB0,19+0,48%

Курсы валют в MDL на 24.04.2024

Архив