Газета "Кишиневские новости"

Политика

НАДЕЖДА НА ОБМЕН

НАДЕЖДА НА ОБМЕН
24 марта
00:00 2016

После вынесения приговора Савченко опять собирается голодать

в Донецком суде Ростовской области зачитали приговор украинке Надежде Савченко, обвиняемой в пособничестве в убийстве российских журналистов летом 2014 года. Срок заключения для бывшей военнослужащей, а ныне депутата Верховной рады и члена делегации ПАСЕ, был объявлен уже после подписания номера. Прокуроры требовали 23 года колонии, по российскому законодательству максимально женщину можно приговорить к 25 годам.

Около 9 утра Савченко под усиленной охраной в сопровождении машин с мигал­ками доставили в здание суда. Журнали­стов запускали в зал только после двойного досмотра: полицейские проверяли людей на улице, а приставы — в фойе. Желающих было так много, что около 30 человек оста­лись стоять на улице, поскольку внутри, по словам охраны, кончились места.

Чтобы предупредить возможные прово­кации, на крышах соседних домов посадили снайперов, а вокруг суда выставили оцепле­ние из бойцов ОМОНа, казаков и кинологов с собаками. Силовики в масках и с автоматами перекрыли даже центральную улицу города. А учителя местных школ предупреждали ро­дителей, что в связи с оглашением пригово­ра в Донецк съедутся иностранцы, поэтому ради безопасности жизни и здоровья детей их нельзя оставлять без присмотра.

Вместе с тем не все иностранцы смогли попасть на скандальный процесс. Депутат Верховной рады, представляющий Украину в политической подгруппе по Минским со­глашениям, Ирина Геращенко была останов­лена на погранпереходе. После трех часов проверки на российской границе ей было заявлено, что въезд в Россию для нее за­крыт на пять лет как для нежелательной пер­соны, представляющей угрозу России. Зато из Киева поддержать Савченко приехали ее сестра Вера, украинские консулы, девять де­путатов Верховной рады из «Батькивщины» и «Блока Петра Порошенко» и пресс-секретарь президента Украины Святослав Цеголко. Правда, после перерыва на обед в зале суда осталась только сестра подсудимой, осталь­ных без объяснения причин не пустили.

Вместе с украинскими представителями на суд отправились дипломаты из Австрии, Германии, Испании, Франции, Литвы, Поль­ши, Румынии, Швеции, Словении, Велико­британии, США, Канады, Норвегии и Швей­царии. И хотя непосредственно в зале суда для них места не оказалось, их разместили в отдельной комнате, где они следили за при­говором по телевизору.

После того как с размещением по за­лам всех прибывших разобрались, коллегия из трех судей — Али Хайбуллаева, Евгения Черныша и председателя Леонида Степа­ненко — начала зачитывать обвинительное заключение. Савченко при этом отказалась вставать и вообще очень быстро потеряла к процессу всякий интерес. Весь день она мно­го смеялась и о чем-то шутила с приставами и своими адвокатами — Марком Фейгиным и Николаем Полозовым, которые также не проявляли к суду особого уважения.

Тем временем Степаненко зачитывал позицию стороны обвинения о том, что Сав­ченко вызвалась корректировать огонь по Металлисту, потому что испытывала лич­ную ненависть ко всем сторонникам ЛНР, в том числе среди мирных жителей. Также Степаненко напомнил, что, по словам сви­детелей обвинения, попав в плен, украинка неоднократно называла себя наводчицей, а ее сослуживцы именовали подозреваемую «серым кардиналом «Айдара». Суд зачитал показания Плотницкого и других фигурантов дела, которые заявляют, что Савченко была отпущена из плена и по собственной инициа­тиве пересекла российскую границу.

Не обошлось и без провокаций. Извест­ный сторонник самопровозглашенных ДНР и ЛНР британский журналист Грэм Филлипс снимал родственников Савченко на теле­фон и задал им вопрос: «Вам не стыдно за дочь?».

В самом Донецке мнение обществен­ности также раскололось. С утра сторонни­ки Савченко проводили пикеты за ее скорей­шее освобождение, а днем прокремлевские организации устроили митинг в поддержку российского правосудия. Обе акции были немногочисленными, до 10–15 человек каж­дая.

Во время одного из перерывов Фейгин напомнил, что через 10 дней после оглаше­ния приговора его подзащитная вновь нач­нет сухую голодовку и продолжит ее до тех пор, пока не окажется на родине. Насколько тяжело украинке будет пережить очередную «сухую голодовку», неизвестно. Ранее в ин­тервью украинским СМИ Фейгин рассказал, что во время прошлой голодовки его подза­щитная отказалась от любой еды, которую ей предлагали в СИЗО. Но при этом она ела специальные смеси, которые готовили для нее члены семьи, адвокаты и украинские консулы. По словам Фейгина, во время «су­хой голодовки» Савченко отказалась только от воды, но Полозов, также участвовавший в интервью, вмешался и сказал, что их подза­щитная перестала есть и смеси. Как бы там ни было, все без исключения журналисты от­мечают, что после нескольких месяцев ис­тязания собственного организма Савченко выглядит вполне жизнерадостным и здоро­вым человеком.

Обжаловать решение суда Савченко тоже не будет, отказываясь, таким образом, от рассмотрения своего дела в ЕСПЧ. Она рассчитывает, что ее к тому времени обме­няют.

«Украина будет прилагать все усилия для немедленного освобождения Савчен­ко», — заявил 21 марта пресс-секретарь президента Украины Цеголко. Глава Совета по правам человека при Президенте России Михаил Федотов тоже надеется, что после оглашения приговора в отношении украин­ки применят пункт Минских соглашений об обмене военнопленными по формуле «всех на всех». То есть Москва выдаст Киеву Сав­ченко, а тот в свою очередь вернет России бывших военнослужащих Александра Алек­сандрова и Евгения Ерофеева. Отметим, что суд над россиянами еще далек до своего за­вершения, и если Украина откажется осво­бождать их до вынесения приговора, вполне может быть, что украинка останется в рос­сийской тюрьме еще на несколько месяцев.

Артур АВАКОВ.

Поделиться:

Об авторе

admin

admin

Курсы валют

USD18,27+0,56%
EUR19,13+0,50%
GBP22,97+0,38%
UAH0,44+0,10%
RON3,84+0,51%
RUB0,18+0,56%

Курсы валют в MDL на 22.11.2024

Архив