Из всех шкафов полезли скелеты
Круг тех, кто причастен к краже миллиарда, ширится
В начале нынешней недели премьер-министр Павел ФИЛИП совершил визит в Брюссель, где принял участие во втором заседании Совета ассоциации РМ -ЕС . Глава правительства отчитался в том, как продвигаются реформы, которых Евросоюз ждет от Молдовы.
Среди приоритетов своего кабинета он назвал расследование кражи миллиарда долларов из банковской системы страны.
Как власть реализует этот приоритет, широкой общественности неизвестно. А вот благодаря журналистским расследованиям мы узнаем все новые подробности о финансовой афере, опозорившей Молдову на весь мир. И оказывается, что в разных шкафах еще скрывается столько скелетов…
Зиц-председатели из украинской глубинки
Сначала сообщество журналистов-расследователей RISE Moldova в сотрудничестве с украинскими коллегами опубликовало любопытные факты о так называемых акционерах трех ныне ликвидированных банков. Собственно, первой о них сказала в своем отчете компания Kroll: пятеро граждан Украины и двое граждан России в один день – 8 мая 2013 года – стали акционерами молдавского Banca Socială, заплатив за акции по 650-660 тыс. евро каждый. Все акционеры с Украины оказались жителями небольших городов Каховка и Новая Каховка. Когда журналисты встретились с некоторыми из них, стало ясно, что это весьма и весьма небогатые люди, которые не то что названных, а в сто раз меньших сумм в руках не держали и в глаза не видели. Просто в свое время их попросили одолжить паспорта. Зачем – не сказали, посулили денег, но обманули. И вот с помощью этих паспортов не только сфальсифицировали протокол собрания акционеров, но и якобы получили кредиты на приобретение акций от оффшорных компаний, зарегистрированных в Доминиканской Республике, Панаме, Белизе, на Маршалловых и Сейшельских островах. Счета этих компаний были открыты в латвийском Pasta Banka. При этом подписи в паспортах и на протоколе абсолютно не совпадают, однако на это обстоятельство никто из ответственных лиц внимания не обратил.
То самое собрание акционеров, прошедшее с грубым нарушением многих норм законодательства, уполномочило тогдашнего президента Banca Socială Наталью Рахубу заключить договор с британской компанией Fortuna United LP о том, чтобы та выступила поручителем по пяти крупным кредитам, выданным накануне (25 и 26 ноября 2014 года) Banca Socială в долларах, евро и леях на общую сумму 13,7 млрд леев (на тот момент примерно 1 млрд долларов) пяти молдавским компаниям. А с 2010-го по 2014 год эти же компании получали кредиты сразу в трех лопнувших банках. О том, что было дальше, наша газета не раз рассказывала в прошлом году: след кредитов, выданных под залог активов, стоимость которых была заведомо многократно завышена, потерялся где-то в оффшорах. Да и сами фирмы, получившие очень крупные кредиты, были зарегистрированы чуть ли не в сараях где-то на окраине столицы. А потом правительство двумя своими секретными постановлениями выделило из госбюджета под государственные же гарантии 14,122 млрд леев – для экстренных кредитов Banca de Economii, Unibank и Banca Socială, чтобы погасить задолженности по вкладам населения в этих банках. «Спасательный круг» преступных властей не помог, банки были ликвидированы, кредиты никто не вернул, и они превратились в государственный долг, возвращать который придется всем жителям Молдовы. Теперь уже очевидно, что вся эта цепочка беспрецедентных по наглости действий была задумана таинственным персонажем, обладающим мощными рычагами давления на высших должностных лиц в стране.
Следы ведут к Плахотнюку…
Вскоре интернет-портал jurnal.md опубликовал результаты расследования компании Business New Europe, которые свидетельствуют: в мошеннической схеме по выводу миллиарда были задействованы различные шотландские оффшорные компании. По данным Верховного суда Лондона, эти же оффшорные компании, принадлежащие Владимиру Плахотнюку, участвовали в рейдерских атаках на банки Молдовы в 2011-2012 г.г. Они же присутствуют в схемах отмывания денег, осуществленных в 2010 -2014 г.г., когда незаконные 20 млрд долларов из России прошли через молдавский банк (об этом мы тоже рассказывали). И те же три оффшорные шотландские компании Westburn Ventures, Roslin Enterprises и Caldon Holdings были задействованы в подобных схемах по переводу денег из энергетического сектора Украины и Молдовы, по решениям молдавских судебных инстанций. Эти схемы описаны в базе данных судебных тяжб Украины, что указывает на причастность перечисленных компаний к кражам у молдавских бенефициариев. В отчете Kroll отмечается, что примененные для вывода финансовых средств из Banca de Economii, Unibank и Banca Socială механизмы, – в частности с использованием оффшорных компаний Шотландии – повторяют механизмы, применявшиеся в ранних рейдерских атаках и массивных схемах по отмыванию денег через Молдову.
Посредник из Приднестровья
Ну и, наконец, авторы расследования, опубликованного на сайте Theblacksea.eu (это некоммерческий мультимедийный ресурс, специализирующийся на расследовательской журналистике и фоторепортажах) пришли к выводу, что приднестровская компания «Энергокапитал», которая выступает посредником в схеме поставок в Молдову электроэнергии от МолдГРЭС, связана с компаниями, замешанными в выводе миллиарда долларов из молдавских банков. Так, среди собственников «Энергокапитала» – целый ряд оффшорных компаний, зарегистрированных в Гонконге, Эдинбурге (Шотландия), на Сейшельских островов и в Белизе. Один из этих собственников – фирма Ornamental Art Limited, зарегистрированная в Гонконге. А в числе ее акционеров – компания Energy Assets Development LP. Она зарегистрирована в Эдинбурге и с декабря прошлого года сменила свой юридический адрес. И теперь он по странному стечению обстоятельств совпадает с адресом компании Fortuna United Ltd. Той самой, которая стала поручителем пяти безвозвратных кредитов, выданных лопнувшим Banca Socială.
Кроме того, авторы расследования выяснили, что у Fortuna United Ltd и Energy Assets Development LP – один и тот же бизнес-консультант — уроженец Кипра Мариос Папантонио. Он также являлся директором компании Manitoba Management, которая в 2012 году приобрела 4,98% акций одного из трех ликвидированных молдавских банков — Unibank. Опять совпадение? Не многовато ли случайностей?
Сколько еще скелетов из шкафов мы увидим в ближайшее время, сказать трудно. Но в том, что они будут, сомневаться не приходится. И поскольку власти, несмотря на все заверения, истинных виновников кражи века называть не торопятся, эта функция скорее всего опять ляжет на наших коллег-журналистов. Как известно, все тайное рано или поздно становится явным. И ждать, судя по всему, осталось недолго.
Елена РОЙТБУРД.