Газета "Кишиневские новости"

Новости

КАК «ЦАРЬ-ТЕЛЕВИЗОР» С ЦАРЬ-ПУШКОЙ СОПЕРНИЧАЛ

КАК «ЦАРЬ-ТЕЛЕВИЗОР» С ЦАРЬ-ПУШКОЙ СОПЕРНИЧАЛ
17 декабря
00:00 2015

Первый в мире искусствен­ный спутник Земли, первые в мире атом­ный ледокол и атомная элек­тростанция… Помимо всем хорошо извест­ных техниче­ских прорывов советского времени наши конструкторы создали еще одну новинку, которая не имела аналогов и вызывала удивление у зарубежных специалистов, — громадный уличный видеоэкран. Именно он стал «виновником» пер­вой попытки организовать в ком­мунистической столице публичный показ рекламы западных фирм. Об истории появления этого чуда техники и «подковерных битвах», случавшихся при организации его работы, мы узнали от бывшего «на­чальника экрана» Евгения Цыгано­ва.

В 1972 году в Москве, на проспекте Ка­линина (ныне — Новый Арбат), у глухой сте­ны роддома им. Грауэрмана начался монтаж огромного видеотелевизионного экрана.

— Электронный информатор ЭЛИН раз­работали специалисты из Винницы, сотрудни­ки ЦКБ информационной техники при Мини­стерстве электронной промышленности под руководством Леонида Львовича Могилеве­ра, — рассказывает Цыганов. — Фактически это огромный уличный телевизор размером 13,5х17 метров, но без кинескопа: цветные изображения транслировались при помощи обычных лампочек от автомобильных фар. На гигантском световом поле их было размеще­но 102 900 штук, — сгруппированных в ячейки по три: синяя, красная и зеленая. Согласно принципу цветопередачи, при помощи варьи­рования этих цветов в различных пропорциях можно получить всю палитру красок.

— Почему видеоэкран разместили именно на этом месте?

— Главный архитектор проекта Нового Арбата М.В.Посохин искал варианты декора­тивного оформления магистрали. В частности, остро стоял вопрос о том, как задекорировать обнажившуюся после сноса соседних старых зданий торцевую стену роддома им. Грауэр­мана, замыкавшую перспективу широкой пе­шеходной зоны. И тут оказалась очень кстати идея установки «уличного телевизора», с ко­торой пришли к Посохину его конструкторы.

Выручило зеркало

Монтаж ЭЛИНа у глухой стены роддома и отладку работы всех элементов его кон­струкции производили сотрудники ЦКБИТ под руководством зам. главного конструктора А.И.Никитича. Для дальнейшей эксплуатации видеосистемы нужно было набрать москов­ских специалистов. С этой целью на экране в первые дни его работы регулярно транслиро­валось соответствующее объявление. Евгений Цыганов тогда жил в одной из многоэтажек на Новом Арбате и из окна своей квартиры про­читал высветившееся предложение, которое показалось ему интересным.

— Я интуитивно почувствовал, что у такой видеосистемы большие рекламные возмож­ности, и в конце апреля 1977 года отправился наниматься на новую работу. Рассказал, что у меня есть радиотехническое образование, что работал когда-то в Министерстве внеш­ней торговли и знаю основы рекламного дела. В итоге взяли на должность начальника технической и коммерческой эксплуатации системы ЭЛИН. Поскольку группа, обслу­живавшая «царь-телевизор», формально числилась подразделением Министерства электронной промышленности, то подчи­нялся я непосредственно начальнику глав­ного научно-технического управления МЭП В.М.Пролейко.

ЭЛИН работал ежедневно, в любую пого­ду. Изображение на экране читалось даже за километр — с противоположного конца Нового Арбата. Трансляции включали с наступлением темноты, а выключали поначалу в 10 вечера, а потом — по распоряжению Мосгориспол­кома — в 11. На экране демонстрировалась главная информационная телепрограмма «Время», развлекательные фильмы — в том числе популярные мультики «Ну, погоди!», «Белоснежка и семь гномов», рисунки и ре­клама. Все программы шли в прямом эфире, и это по тем временам, когда царила в стране строжайшая цензура, было смелое решение: как-никак центр Москвы, правительственная трасса…

Зрителей собиралось много. Некоторые люди даже специально приезжали из отдален­ных районов столицы. Говорят, Брежнев, за­интересовавшись, не раз просил остановить свой лимузин, чтобы посмотреть «картинки», транслируемые на нашем ЭЛИНе.

По случаю больших торжеств — 1 Мая, 7 ноября, — на экране показывали праздничные программы, которые готовились по линии горкома партии. Зато к другим, не столь идео­логически насыщенным красным дням кален­даря — Новому году, 8 Марта, — материалы для показа на экране «элиновцам» доверено было делать самостоятельно. В команде Евге­ния Цыганова работали не только инженеры, электрики, программисты, но имелись редак­торы и даже художник с фотографом.

— Во время Олимпиады-80 меня аккре­дитовали в качестве корреспондента элек­тронной прессы. Я по телефону прямо с со­ревнований передавал своим сотрудникам «горячую» информацию — кто победил, какой рекорд установлен… Мои сообщения опера­тивно монтировались в программу, и вечером их показывали на экране ЭЛИНа. Порой полу­чалось даже опередить телевизионщиков с последними спортивными новостями.

— Возникали трудности при эксплуа­тации столь уникальной конструкции?

— Чтобы обеспечить нормальную беспе­ребойную работу экрана, постоянно дежурила целая бригада специалистов. Пришлось ре­шать и другие организационно-технические проблемы. Нам выделили отдельное поме­щение — квартиру в расположенном рядом с экраном «убитом» старом доме. Мы там про­вели капремонт и оборудовали служебные помещения. Однако, едва справив новоселье, обнаружили, что есть один существенный ми­нус: находясь у себя в рабочих комнатах, мы не могли видеть, что творится с «картинкой», транслируемой экраном, — нет ли каких-то сбоев. Поначалу приходилось ради контроля за ней то и дело выбегать на улицу. Потом при­думали повесить большое зеркало на фонар­ном столбе напротив экрана, чтобы уже с его помощью отслеживать из кабинета качество изображения.

Конечно, ролики следовало демонстри­ровать на ЭЛИНе со звуковым сопровожде­нием. Сперва для этой цели мы использовали машину с установленным на ней динамиком. Потом такую времянку заменила стационар­ная система для трансляции фонограммы: не без труда удалось добиться от городских властей разрешения на радиофикацию левой (если смотреть из центра) стороны Нового Ар­бата. На расстоянии до 800 метров от ЭЛИНа укрепили на столбах уличного освещения 30 динамиков. Однако сразу стали поступать жа­лобы от жильцов соседних многоэтажек, кото­рых беспокоили наши вечерние трансляции. Пришлось ограничивать громкость, менять угол наклона динамиков…

Рекламные новации

— Уже с 1 августа 1977-го мы начали ре­гулярную коммерческую эксплуатацию систе­мы. Сперва крутили только один рекламный ролик — нашего «профильного» МЭПовско­го магазина «Электроника». Но потом дело стало быстро расширяться. Потенциальным рекламодателям мы разослали письма с ин­формацией о заманчивых возможностях но­вой уличной видеосистемы. Стоимость одной рекламной минуты назначили по тем време­нам немалую: 8 рублей. Поначалу даже опа­сались, что такой тариф отпугнет клиентов. Однако наши страхи оказались напрасными: от желающих дать рекламу своей продукции и услуг отбоя не было, уже в первые дни к нам поступили заявки от более чем 40 организа­ций и предприятий, и в дальнейшем их число все возрастало. Поэтому мы позднее повыси­ли свои тарифы до 11 и даже до 15 рублей.

Вот лишь некоторые предприятия и орга­низации, которые показывали свою рекламу на экране ЭЛИНа: Бюро по трудоустройству населения, Всероссийское добровольное пожарное общество, «Госстрах», «Мосшвей­пром»… Очень активным рекламодателем было внешнеторговое объединение «Трак­тороэкспорт». Мне даже при очередном по­сещении МЭП один из начальников в шутку попенял: «Ну ты, Цыганов, весь Арбат трак­торами перепахал!» Еще, помню, гастроном «Новоарбатский» настойчиво «продвигал в массы» сельдь иваси… А вот мясо, мясные продукты фактически оказались вне рекламы: тогда ведь это был изрядный дефицит.

Рекламные ролики, которые предстоя­ло «крутить» на видеоэкране, их сценарий, оформление, мы разрабатывали сами, а за­тем согласовывали с заказчиками.

Представление о том, как выглядела «продвинутая» рекламная продукция 30–40- летней давности, дает копия документа, со­хранившаяся у Евгения Цыганова. «Согласова­но. 21 января 1983 г. Программа эпи-фильма «Картофельные котлеты с рыбой». 1. Текст: «Мосрыба, Мосрыба, Мосрыба, Мосрыба, Мосрыба» (продолжительность — 15 сек.). 2. Текст: «Новинка — картофельные котлеты с рыбой» (продолжительность — 15 сек.). 3. ЭПИ (электронная проекция изображения. — Авт.) — картофельные котлеты с рыбой в упаковке (15 сек.). 4. Текст: «Быстро и вкусно — 5 минут и румяные картофельные котлеты с рыбой на вашем столе» (15 сек.). 5. ЭПИ — повар с котлетами (15 сек.). 6. Текст: «Купить картофельные котлеты с рыбой вы можете в магазинах фирмы «Океан» и продовольствен­ных магазинах столицы. Цена упаковки — 50 копеек» (30 сек.)…»

— Серьезная опасность состояла в том, что «бдительные товарищи» могут не так ис­толковать подготовленные нами ролики. Был, например, случай с рекламой лыж. У нас полу­чилась очень эффектная «картинка»: молодая симпатичная семья в красивой спортивной одежде, собираясь на загородную прогулку, берет лыжи, идет с ними в гараж и выезжает оттуда на автомобиле… А в итоге мы получи­ли обвинения в пропаганде западного образа жизни!

Австралия в восторге

— ЭЛИН стал приносить неплохую при­быль от рекламы. Однако на Западе совет­ское изобретение фактически «не заметили». За рубежом первым таким крупногабаритным видеоэкраном принято считать конструкцию, разработанную японской фирмой для ЭКСПО- 80. Но он появился позже ЭЛИНа и был мень­шего размера.

Между тем в Книге отзывов, которая у нас имелась, немало восторженных записей об ЭЛИНе, в том числе и от иностранных пред­ставителей. Особо запомнилась мне реакция лорд-мэра австралийского Сиднея: «Мы были сначала заинтересованы, затем очарованы. Мы думаем, такая система имеет будущее в Австралии». Действительно, с подачи австра­лийцев начались даже переговоры об уста­новке целой сети подобных видеоэкранов в крупнейших городах Зеленого континента. Однако для реализации подобного проекта необходимо было командировать ведущих разработчиков системы ЭЛИН в Австралию, но в те годы это оказалось невозможным…

Хочу упомянуть и еще один момент, о котором вряд ли кто-нибудь знает. Во время съемок фильма «Карнавал» у его режиссера, знаменитой Татьяны Лиозновой, возникла идея: в эпизоде, когда молоденькая девушка- приезжая — главная героиня в исполнении Ирины Муравьевой, идет по Новому Арбату, на видеоэкране транслируется «ожившая картина» с воплощением ее заветной мечты о выступлении на сцене. Были даже перегово­ры дирекции съемочной группы с нами на этот счет, однако в итоге свой замысел киношники так и не реализовали.

Я ушел с ЭЛИНа в начале 1983-го. А чудо- экран проработал вплоть до 1985 года. Потом «царь-телевизор» решили модернизировать и вместо лампочек поставили люминесцентные индикаторы. Судьба уникального электронно­го информатора оказалась непростой после того, как в годы перестройки непосредствен­ный его хозяин — Министерство электронной промышленности — прекратил существо­вание. Уже в начале 1990-х «сирота»-ЭЛИН пришел в негодность. Поверх его «мертвого» экрана растянули обычное рекламное полот­но… Впоследствии электронная конструкция была возобновлена, но она работала уже на традиционных для нынешнего времени све­тодиодах.

— По моим сведениям, сейчас над ЭЛИ­Ном нависла угроза демонтажа, чтобы осво­бодить это место для строительства нового здания, — сокрушается Евгений Цыганов. — А ведь он заслуживает права считаться памят­ником науки и техники и в таком качестве стать филиалом Политехнического музея или Музея истории Москвы.

Александр ДОБРОВОЛЬСКИЙ.

Поделиться:

Об авторе

admin

admin

Курсы валют

USD17,810,00%
EUR19,05+0,02%
GBP22,250,00%
UAH0,450,00%
RON3,830,00%
RUB0,190,00%

Курсы валют в MDL на 27.04.2024

Архив