Как ищут черную кошку
В парламенте вновь обсуждали «кражу века»
Исчезновение миллиарда долларов из теперь уже ликвидированных банков продолжает все сильнее бить по Молдове в целом ипочтипо каждому из ее граждан в отдельности. Экономика в глубоком коллапсе, и как вывести ее из этого состояния, никто пока сказать не может. Не прояснило ситуацию и специальное заседание парламента, на котором обсуждался ход расследования «кражи века». Оно прошло в среду на прошлой неделе.
Год прошел, как сон пустой
Заседание не случайно состоялось именно сейчас. На днях исполнился ровно год с тех пор, как страна узнала о беспрецедентной банковской афере. Однако до сих пор главные организаторы мошеннических сделок, которые извлекли из этой истории немалую пользу, не заняли заслуженные места на скамье подсудимых, а причиненный государству ущерб так и не был возмещен.
Первым депутаты заслушали Генерального прокурора Корнелиу Гурина. Сделали они это за закрытыми дверями, чем вызвали возмущение журналистов и гражданского общества. Поэтому решено было продолжить заседание в открытом режиме, а депутаты поделились тем, о чем говорил прокурор. Он сообщил, что по делу о краже денег из Banca de Economii возбуждены 44 уголовных дела. Всего были заслушаны показания 386 человек, восемь из них получили статус обвиняемых. Гурин признал, что в заявлении Илана Шора в отношении Филата описаны различные схемы вывода денег из Banca de Economii, Banca Sociala и Unibank. Однако называть имена виновных в краже денег отказался, мотивируя тем, что «это может навредить следствию».
В общем, пока единственный реальный результат расследования длиной в год (не считая предварительного ареста Владимира Филата) – осуждение на пять лет администратора компаний Caravita SRL и Business Estate Investments SRL Иона Русу. Он признан виновным в деле об отмывании денег в особо крупных размерах, чем нанес ущерб на 2,8 млн евро Banca de Economii. Сумма, конечно, немалая, но на том же специальном заседании из уст Корнелиу Гурина вновь прозвучала сумма 13,5 млрд леев, выданных в виде сомнительных кредитов. Так где же остальные деньги?
«Ищите в аэропорту!»
Глава Национального центра по борьбе с коррупцией Виорел Кетрару заявил в ходе слушаний, что часть украденного из банковской системы миллиарда долларов была возвращена в страну и даже вложена в в виде инвестиций в Международный аэропорт Кишинева. Впрочем, никаких фактов он не привел, сославшись на собственные ощущения. Зато высказал утверждение, что сумма ущерба после банковского мошенничества составляет 170 млн евро. По его словам, эта сумма складывается из ущерба банков в размере 2,3 млрд леев, 35 млн долларов и 45,2 млн евро. Нельзя, мол, все суммы, ушедшие из банков и с территории Молдовы, складывать в одну корзину.
В связи с этим у экс-вице-премьера правительства Александра Муравского возник справедливый вопрос: на каком основании в государственный долг пытаются всунуть свыше 13 млрд леев, которые должны будут выплачиваться из государственного бюджета, а проще говоря, из кармана каждого гражданина как налогоплательщика? И еще один вопрос: те, кто готовил секретное решение о выделении Национальным банком кредитов коммерческим банкам под гарантию правительства на сумму 13 млрд леев, некомпетентны или причастны к схеме?
«Вас же предупреждали!»
На этот вопрос ответ был получен практически в ходе того же заседания. Президент Национального банка Дорин Дрэгуцану, которого никак не отправят в отставку, несмотря на поданное заявление, публично заявил, что в 2014 году информировал лидеров проевропейской коалиции (конкретно председателя Демпартии Мариана Лупу и главу Либерально- демократической партии Владимира Филата) о мошеннических сделках в банках.
Глава Службы информации и безопасности Михай Балан сообщил, что в 2012-2014 гг. учреждение докладывало в парламенте и на заседаниях постоянных комиссий, а также президенту страны и Высшему совету безопасности об угрозах в банковско-финансовой системе. С этой проблемой были связаны 40 из 80 уведомлений. «Мы не только информировали, но и прямо просили принять меры. На основе информации СИБ были возбуждены уголовные дела, расследование по которым продолжаются, – сказал он. – Я убежден, что в случае своевременной реакции на информацию СИБа мы оказались бы менее уязвимы в плане безопасности». Балан сослался на то, что СИБ не имеет полномочий для препятствования определенным действиям, кроме того, ситуация в банковской системе служит примером существования пробелов в законодательстве.
Пробелы пробелами, но, как выясняется, все всё знали и могли принять меры. Но не приняли. Значит, это было кому-нибудь нужно. Кстати, во время прошлых парламентских слушаний по отчету компании Kroll о первом этапе расследования тот же Кетрару назвал приведенные результаты беллетристикой и высказался в том духе, что правоохранителям давно все известно. А на нынешнем заседании он рассказал, что еще в 2013 году НЦБК взял под надзор действия «группы Шора» по выдаче кредитов лицам и компаниям, приближенным к администрации Banca de Economii, о чем центр сообщил Национальному комитету по финансовой стабильности. Однако после 2013 года все функции по надзору за отмыванием денег перешли к Нацбанку, поэтому НЦБК не мог больше следить за действиями «группы Шора». В январе-августе 2014 года румынское отделение компании KPMG провело аудит банка, который выявил много нарушений, но Генпрокуратура почему-то не начала расследование по этому поводу. Правда, никаких имен ни тогда, ни сейчас Кетрару тоже не назвал.
Стоит ли удивляться, что депутаты самых разных политических взглядов вполне резонно обвинили в «краже века» управлявший страной альянс. Об этом говорили коммунист Олег Рейдман, социалист Владимир Головатюк, либерал- демократ Григорий Кобзак, либерал Лилиан Карп. Редкое единодушие! А председатель Партии социалистов Игорь Додон заявил, что раз Национальный банк, Генеральная прокуратура, Министерство финансов, Национальный антикоррупционный центр и остальные учреждения видели и знали, что происходит, но ничего не предпринимали, следовательно, руководители этих структур – соучастники преступления. Он напомнил, что через правительство и парламент провели десять поправок к законам, что и позволило, в конце концов, украсть миллиард: «В начале 2014 года правительство не могло давать гарантии НБМ для выдачи специальных кредитов коммерческим банкам. Это положение было изменено путем взятия ответственности кабинета Юрия Лянкэ в августе-сентябре 2014 года. Схема была подготовлена, было прекрасно известно, что последует: будут выведены деньги, они будут переведены в оффшоры и для того, чтобы покрыть эту дыру, возьмут деньги из НБМ».
Долговая кабала как средство поддержания доверия
Заслушали на специальном заседании и действующего министра финансов Анатолия Арапу. Он подтвердил: выделяя кредиты трем коммерческим банкам из Национального банка, государство знало, что они уже банкроты, однако все равно сделало это. И лично министр считает такое решение правильным. Потому что в противном случае, по его словам, мог бы случиться коллапс в банковской системе, а население утратило бы доверие к ней. Зато теперь доверие к банковской системе, что и говорить, неизмеримо укрепилось! Арапу также не отрицал, что 13,5 млрд леев, выделенных Национальным банком трем ликвидированным банкам, превратятся в государственный долг, возвращать который придется всем налогоплательщикам страны. И возвращать не по 0,1% ставке, под которую выделялся кредит, а по 5%-й. Это значит, что в следующем году только проценты обойдутся государственному бюджету республики в 700 млн леев. Депутат фракции ПСРМ Корнелиу Фуркулицэ подсчитал, что эта сумма практически покрывает необходимые субсидии за год для сельхозпроизводителей и это примерно месячный размер всех пенсий и социальных пособий. Что, вы думаете, ответил Арапу? «Им можно было выдать кредиты по любой ставке, но они бы их все равно не вернули, потому что на тот момент уже были банкротами». И развел руками: «Да, сумма очень серьезная, особенно учитывая то, что у нас нет финансовой помощи, которая могла бы облегчить эту ношу. Но ситуация такая, как есть».
Цинизм без берегов
Подобные заявления делаются без тени смущения. Это как же пренебрежительно надо относиться к гражданам страны, на шею которых повесили гигантский долг ради обогащения отдельных персон! И об этом говорят открыто! Привыкли, что народ все стерпит?
Кстати, по ходу дела выяснилось, почему сегодня по медицинскому полису невозможно получить практически никаких услуг. Об этом рассказал Дорин Дрэгуцану. Оказывается, Национальная компания медицинского страхования снимала деньги со счетов казначейства в Национальном банке и открывала вклады в Unibank, который уже подозревали в сомнительных сделках. В конце концов размер этих депозитов достиг 350 млн леев. Нацбанк предупреждал Министерство финансов о рискованности таких действий. А к моменту введения в Unibank специального управления на счетах оставались еще 115 млн. Когда Международный валютный фонд потребовал изъять все публичные деньги из коммерческих банков и перевести в Национальный банк, оставшиеся миллионы были возвращены за счет срочных кредитов. То есть долг государству погасили из государственных же средств. Но страховой компании этого показалось недостаточно, и она подала в суд на Национальный банк: требовала выплатить еще и проценты по исчезнувшему вкладу. Все это происходило, когда Национальную компанию медицинского страхования возглавлял Мирча Буга, который позже был назначен министром здравоохранения, а затем благополучно пересел в кресло министра труда, социальной защиты и семьи и все еще исполняет эти обязанности.
После всего вопрос: что, скажите на милость, расследует компания Kroll? Да еще, как говорят, за гонорар в 60 млн долларов. Давно и не нами сказано: «Очень трудно поймать черную кошку в темной комнате. Особенно если ее там нет». Наши-то кошки все давно в другом месте. И очень хорошо себя чувствуют.
Елена РОЙТБУРД.