ТУРЦИЯ НЕ ОПОЗНАЛА САМОЛЕТ?
Эксперты объяснили, почему мог быть сбит российский Су-24
Вситуации со сбитым неподалеку от Латакии российским самолетом немало неясностей и расхождений в оценках, однако одно известно точно: инцидент с Су-24 не принесет ничего хорошего российско-турецким отношениям. Такую точку зрения озвучили эксперты.
«Это однозначно охладит отношения между Россией и Турцией, — поясняет востоковед Гумер ИСАЕВ. — Тем более ни одна из сторон не признает своих ошибок. Турецкая сторона настаивает на том, что российский самолет нарушал, и не один раз, воздушное пространство Турции и не откликался. Наши эксперты говорят, что вряд ли он залетал к туркам. Надо не забывать важный момент: визит Лаврова в Турцию (переговоры главы МИД РФ с турецким коллегой были намечены на 25 ноября, но вскоре их отменили. — Авт.). Такие события военного характера задают тон официальной встрече».
Анкара настаивает на том, что Су- 24 летел без опознавательных знаков. «Нынешняя ситуация, по официальным высказываниям турецкого руководства, заключается в том, что самолет российского происхождения не реагировал и не выявлял свою государственную принадлежность, — поясняет турецкий политолог, доцент Университета экономики и технологий TOBB в Анкаре Тогрул ИСМАИЛ. — Наши самолеты сбили самолет, не зная, что он принадлежит РФ. Турецкая сторона не хочет противостояния с Россией, но в своем воздушном пространстве Анкара очень жестко реагируют на разные действия». Аналитик также пояснил: «Су-24 есть на вооружении у сирийских ВВС тоже. Если самолет неопознаваем и не отвечает на требования уйти с территории, то турки будут его сбивать в любом случае. Тем более наши военные все-таки опираются на то, что российский пилот такого не допустит».
Несколько лет назад Анкара изменила правила в случае вторжения в ее воздушное пространство. Напомним, что в 2012 году Сирия сбила турецкий самолет. По распоряжению турецких властей с тех пор любой неопознанный авиаобъект, летящий с территории Сирии, рассматривается как военная угроза. «Велась дискуссия и о буферной зоне (7 километров), но она не была установлена, — заявил первый вице- президент Центра политических технологий Алексей МАКАРКИН. — Ситуация такова: бои идут в приграничных районах. Соответственно, из Турции идут подразделения сирийской оппозиции, для которых этой границы действительно не существует. Они ее спокойно переходят. В районе этой границы находится место расселения туркмен, которых турки патронируют».
«Это произошло в Латакии, — также поясняет политолог. — Это как раз стратегически важная территория для алавитов и для Асада. Соответственно, если Россия опирается на общину алавитов, то она волей-неволей сталкивается с теми общинами, которые находятся рядом. Туркменская община живет рядом с границей, и она ведет борьбу с режимом Асада, при этом угрожая неформальной алавитской столице, которой является Латакия… Сомневаюсь, что российские самолеты вошли умышленно в воздушное пространство Турции. Но если идет война и если объектом для ударов становятся приграничные территории, то на каком-то этапе неизбежно самолет окажется на другой стороне границы. Тем более турки крайне негативно относятся к тому, что Россия воюет с сирийскими туркменами».
Игорь СУББОТИН.