Газета "Кишиневские новости"

Новости

ЖИЗНЬ НА ХОЛСТЕ

ЖИЗНЬ НА ХОЛСТЕ
03 декабря
00:00 2015

Существует ли особая связь между человеком и его портретом?

Недаром древние опасались изображать людей, а в мусульманской религии существует на это прямой запрет. Специалисты по биоэнерге­тике считают, что есть особая связь между человеком и его портретом. Судьба натурщиц многих гениальных художников оказывалась трагич­ной. В то время как мир восхищался красавицами на холсте, их прото­типы чахли, сходили с ума и кончали жизнь самоубийством.

Многие личности, обладавшие экстрасенсорными способ­ностями, например Ванга, Эдгар Кейс, отказывались позировать художникам. Видимо, предчув­ствовали роковые последствия этих почетных предложений. А милли­ардер Ричард Бренсон даже за­платил англичанину Марку Куинну пятьсот тысяч долларов только за то, чтобы тот не писал его портрет (!). Известного живописца считают проклятым. Многие знаменитости, после того как позировали мисте­ру Куинну, тяжело болели и даже умирали сразу после завершения работы. Совпадение или действи­тельно роковая связь между пор­третом, натурщиком и художником существует?

Любовь до гроба

Дурную славу снискала знаменитая кар­тина Леонардо да Винчи «Джоконда». Восторг и восхищение творением великого флорен­тийца смешаны с загадками и страхом. В XIX веке, когда Лувр открылся для публичного посещения, посетители падали в обморок при виде улыбки Моны Лизы. И первым таким пострадавшим стал знаменитый писатель Стендаль, который остановился полюбовать­ся картиной и… лишился чувств. На сегод­няшний день зафиксировано уже более сотни подобных случаев. Работники Лувра всерьез утверждают, что длительные перерывы в ра­боте музея приводят к тому, что картина туск­неет. Но стоит посетителям вновь заполнить залы, и Мона Лиза словно оживает, проявля­ются сочные краски, фон осветляется, а улыб­ка видна более четко. Вампир, да и только! На­верное, ни одному произведению искусства не посвящено столько исследований, эссе и научных работ, сколько картине Леонар­до. Ее подвергали всевозможным тестам, включая рентген, ультразвук, химический и радиоактивный анализ. До сих пор допод­линно неизвестно, кто же изображен на хол­сте. По официальной версии, портрет своей 24-летней жены Лизы заказал флорентийский торговец шелками Франческо дель Джокондо в честь появления в семье второго ребенка. Однако непонятно, почему художник изобра­зил женщину во вдовьем одеянии и почему он так и не отдал картину заказчику. По другим версиям, это зашифрованный портрет самого Леонардо, его юного любовника и даже… его матери. Известно только, что картина лишила гениального художника покоя. После четырех лет кропотливой работы да Винчи так и не закончил «Джоконду» и покинул Флоренцию, увезя портрет с собой. Шесть лет до самой своей смерти он скитался из одного города в другой. Его одолевали слабость, меланхо­лия, изнеможение. И все это время он вносил правки на холст, так до конца не удовлетво­рившись результатом.

Чем сильнее чувства мастера по отно­шению к объекту изображения, чем больше страсти он вкладывает в портрет тем больше энергетическая взаимосвязь. В красавицу Симонетту Веспуччи были влюблены чуть ли не все мужчины Флоренции. Эта женщина-цветок с нежным овалом лица и роскош­ными золотыми локонами обладала приятным и мягким характером. Ее называли богиней любви и весны, она была признанной королевой всех городских праздников. Перед ее чарами не устояли и правитель Флоренции Ло­ренцо Великолепный, и его брат Джулиано. Во всеуслы­шание он объявил Симонетту своей Прекрасной Дамой и в честь рыцарского турнира за­казал ее портрет знаменитому художнику Сандро Боттичелли. Тот изобразил красавицу в одея­нии древнегреческой богини Афи­ны, и Джулиано одержал победу в поединке. Но их любви не суждено было стать счастливой. Вскоре Симо­нетта умерла от чахотки, не дожив и до двадцати четырех лет. «С непокрытым лицом несли ее из дома до склепа, и много слез она заставила пролить тех, кто видел ее… Она вну­шала сострадание, но также и восхищение, ибо в смерти превосходила ту красоту, кото­рую при жизни ее считали непревзойденной», – писал ее современник. А еще через три года, в тот же самый день, 24 апреля, от руки заго­ворщиков был убит Джулиано. Эти трагедии как громом поразили Флоренцию, и влюблен­ные стали героями легенды. Но больше дру­гих был потрясен Боттичелли. Исследователи считают, что художник тоже пылал страстью к Симонетте, потому так и не создал семью. Образ умершей девушки преследовал его всю жизнь, из картины в картину он воспроизво­дил ее лицо. «Весна», «Рождение Венеры», мы узнаем Симонетту и в его Мадоннах. Художник завещал, чтобы после смерти его похорони­ли рядом с Симонеттой в церкви Оньиссанти, что и было исполнено спустя тридцать четыре года.

Великий Рембрандт просто обожал свою жену Саскию. Он одевал ее в шелка и бархат, ее чувственная красота так и просилась на по­лотно. Художник рисовал ее несколько раз. Первая картина «Автопортрет с Саскией на ко­ленях» написана в дни медового месяца. Рем­брандт изобразил себя с большим бокалом в руке – он поднимает его за удачу и бросает вызов своим недругам. Картина выглядит уди­вительно жизнерадостной, а Саския – юной и свежей, она любима и счастлива. Другой ее портрет в образе Флоры – еще одно нагляд­ное свидетельство поры «весны и любви». Но чем больше изображений Саскии появля­лось, тем меньше жизненных сил оставалось у любимой натурщицы гениального живопис­ца. Через два года Рембрандт пишет ее в об­разе Данаи и создает еще один портрет жены (гравюру), который очень ценится знатоками. Саския в домашнем платье, легкое покрывало накинуто на волнистые волосы. Ее еще мож­но назвать привлекательной, но чувствуется, что красота слегка поблекла после четырех беременностей (только один ребенок выжил). Жизнь уходила из нее постепенно, Саския скончалась от туберкулеза через восемь лет после свадьбы.

Вторую жену живописца Хендрике Стоф­фельдс постигла та же участь. Запечатленная на многих его картинах, она тоже умерла мо­лодой.

Примерно та же история произошла и с великим фламандским живописцем Ру­бенсом. Его постоянной моделью была пер­вая жена – красавица Изабелла. Она умерла, не дожив до тридцати пяти лет.

На написание шедевров Модильяни вдох­новила его студентка Жанна Эбютьен. Через три года после их знакомства она выброси­лась из окна и разбилась насмерть.

Служение гению

«Для меня существует лишь два типа жен­щин – богини и тряпки для вытирания ног», – заявлял Пабло Пикассо. Впрочем, как только богини отвечали ему взаимностью, он вскоре начинал вытирать о них ноги. Его любовь при­чиняла боль, была садистски разрушитель­ной. Первой женой художника стала одна из балерин Сергея Дягилева, Ольга Хохлова. Они повенчались, несмотря на протесты родни Пикассо – эта иностранка тебе не пара! Три года молодые прожили в от­носительном покое и благополучии, пока на свет не появился сын Пауло. С это­го момента отношения супругов на­чали ухудшаться.

Одной из важнейших при­чин для разногласий была роль, которую Ольга пыта­лась навязать Пикассо. Она мечтала о стабильной, обе­спеченной жизни и хотела видеть мужа салонным пор­третистом, коммерческим художником. Это явно не со­ответствовало натуре гения. Он злился на жену и изображал ее в виде злой старухи с угрожающими длинными острыми зубами. В конце концов Пикассо сбежал от Ольги к семнад­цатилетней Марии-Терезе Вальтер. А та от горя сошла с ума. Однако вскоре художник охладел и к юной любовнице и завел себе но­вую – 29-летнюю художницу Дору Маар. Од­нажды женщины случайно встретились в его студии. Разгневанные дамы потребовали, чтобы Пабло выбрал одну из них. А он в ответ предложил им побороться за «приз» в поедин­ке. Ослепленные ненавистью, Дора и Мария набросились друг на друга с кулаками… По­том художник говорил, что драка двух его лю­бовниц стала самым ярким событием в его жизни. Для страстной Доры разрыв с Пикас­со оказался катастрофой. Она попала в па­рижскую психиатрическую лечебницу, где ее лечили электрошоком. Мария-Тереза повеси­лась. Последняя любовь гения, Жаклин Рок, которая заботилась о нем на протяжении двух десятилетий (он написал более четырехсот ее портретов), после смерти любимого ушла в монастырь, а затем застрелилась.

Портретом Марии Лопухиной кисти Вла­димира Боро-виковского во времена Пушки­на пугали молодых дворянок на выданье. Мол, как только взглянешь на картину – умрешь. Судьба прелестной молодой женщины, кото­рая прожила жизнь короткую и несчастливую, а через три года после позирования умерла от чахотки, вызывала и сочувствие и некий ми­стический трепет. Как будто портрет забрал у красавицы ее жизнь. Отец Марии Иван Тол­стой был мистиком и магистром масонской ложи. Ходили слухи, что якобы ему удалось за­манить дух умершей дочери в картину. И дей­ствительно, на портрете восемнадцатилетняя Мария как живая – художник сумел передать ее нежность, чистоту и печаль. Возможно, в то время девушка уже была больна, а Борови­ковский каким-то образом это почувствовал. По свидетельству современников, он очень переживал трагическую смерть своей моде­ли.

Многие натурщицы Валентина Серова умирали вскоре после сеансов позирования. Знаменитая «Девушка с персиками» – дочка близких знакомых Веруша Мамонтова – скон­чалась в тридцать два года. А ведь на портрете девочка просто пышет здоровьем. «Все, чего я добивался, – это свежести, той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в на­туре и не видишь в картинах. Писал я больше месяца и измучил ее, бедную, до смерти, уж очень хотелось сохранить свежесть живописи при полной законченности – вот как у старых мастеров», – описывал процесс создания картины художник. Сейчас читать эти строки страшновато.

Сгорела от чахотки и единственная лю­бовь Константина Сомова, позировавшая ему для картины «Дама в голубом». «Вы не долж­ны и не имеете права продать мой портрет. Я позировала Вам для Вас, для чистого ис­кусства, а не для того, чтобы Вы получили за мою грусть в глазах, за мою душу и страдание деньги», – в отчаянии писала Елена Мартыно­ва. Они вместе учились в Петербургской ака­демии, она тоже мечтала стать художницей, но не смогла осуществить свою мечту из-за болезни. Порт-рет все-таки был продан – ху­дожнику понадобились деньги. А через год скончалась Елена.

С Ниной Виноградовой-Бенуа Илья Гла­зунов познакомился в художественном инсти­туте, когда ему было двадцать пять лет. Более тридцати лет они прожили вместе. Нина была талантливым художником, но посвятила свою жизнь мужу и его творчеству. Не раз она ста­новилась моделью для многочисленных пор­третов. «Нина», «Нина в шубке», «Нина. Жена художника», «Портрет жены художника» – это только несколько из его полотен. Сам Гла­зунов с восторгом говорил о «рассветных глазах» жены, ее необыкновенной нежности, чуткой и трепетной душе. Что, впрочем, не ме­шало ему увлекаться другими женщинами. Нина об изменах знала и жестоко страдала. Эти переживания подорвали ее физическое и душевное здоровье. Финал ее жизни ока­зался трагичным – Нина выбросилась из окна. Возможно, ощущая не только боль утраты, но и вину, Глазунов так и не смог забыть ее об­раз. Одним из самых сокровенных его полотен стала картина «Наш Санкт-Петербург. Памяти жены, художницы Н.А. Виноградовой-Бенуа». Написанная в 1994 году, через восемь лет по­сле гибели Нины, картина поражает сильней­шим ощущением одиночества и тоски.

Инна ЛОКТЕВА.

Поделиться:

Об авторе

admin

admin

Курсы валют

USD17,81+0,06%
EUR19,10+0,32%
GBP22,28+0,45%
UAH0,45+0,22%
RON3,84+0,31%
RUB0,19+0,25%

Курсы валют в MDL на 25.04.2024

Архив