Агенты влияния опаснее террористов
Фанатики взрывают бомбы, а молдавские политики разрушают собственное государство
Полковник Ион Маху – в недавнем прошлом руководитель управления контрразведки Службы информации и безопасности – нынче возглавляет Комитет национального спасения «За Молдову». Его профессиональный путь начинался со службы в воздушно-десантных войсках, учебы на истфаке, школы КГБ. Корреспондент «МК» побеседовал с Ионом Маху о роли спецслужб в обеспечении безопасности государства.
– Выступая на встречах с людьми, Вы часто говорите об агентах влияния. Можете их назвать поименно?
– В приватной беседе – да. Часть наших политиков, уверен, сотрудничают со спецслужбами иных государств. Эти выводы я делаю на основе оперативных материалов. Пока эти документы не попали в суд, где будет доказано, что тот или иной человек – предатель родины, называть пофамильно не буду. Для меня, например, нет никакого сомнения в том, что бывший премьер Филат был агентом влияния. Он попался в 1994 году в Румынии на контрабанде сигарет. Профессионал – оперативник никогда бы не упустил возможность завербовать гражданина другой страны, занимающегося такими делами. Это делается хотя бы для того, чтобы контролировать канал поставок. Это обычная практика любой спецслужбы, будь то США, Россия или Мозамбик. События 7 апреля тоже не обошлись без агентов влияния. Мы в СИБе знали, через кого готовятся протесты. Держали на коротком поводке многих высокопоставленных лиц, тайно заигрывавших с оппозицией. Ими тогда управляли из-за границы. Они часто выезжали за пределы страны, где встречались с представителями некоторых стран, аккредитованных в Молдове. Все эти материалы есть. Потом на ответственные должности новая власть стала продвигать агентуру и доверенных лиц внешних сил.
– В последнее время в Молдове много говорят о кланах, которые между собой борются…
– В классическом варианте мафиозные кланы создаются бандитами, которые ищут и находят поддержку среди высокопоставленных госслужащих. У нас они уже при зарождении состояли из людей, находящихся у власти. Итальянская мафия отправляет «наверх» огромные деньги и все для того, чтобы обезопасить себя. Нашим никого не надо подкупать. Экономика, денежные потоки – все в их руках. Ни для кого не секрет, что сегодня в стране два основных клана, воюющих между собой, возглавляют Плахотнюк и Филат. Некоторые уже поспешили поставить на председателе ЛДПМ крест, но я бы не торопился его хоронить. То, что сегодня он сидит в СИЗО, вовсе не значит, что завтра все не может кардинально поменяться. Запад, и конкретно румыны, вложил в Филата слишком много. Его просто так не бросят. У Плахотнюка сегодня не такие уж хорошие отношения как с Западом, так и с Востоком. Если произойдет народный взрыв, то бежать ему придется или в Сомали, или Курдистан. Считается, что есть свои кланы у Лучинского и Воронина. Хотя в отношении председателя ПКРМ это, скорее всего, не так. Он государственных служащих не контролирует.
– А чем в этой ситуации занимается СИБ?
– Задерживает каких-то пацанов, протестовавших возле Генеральной прокуратуры. Если СИБ опустился до такого уровня, то остается только сожалеть о его участи. Вот воровства миллиарда Служба безопасности в упор не увидела. Не верю. Во всех банках есть агентура. Или как могли не знать о том, что идет отмывание миллиардов долларов, поступающих из Российской Федерации? Тоже все было известно. Клановая система предполагает подкуп всех и каждого, а также их молчание. Если бы СИБ самостоятельно вздумал начать борьбу с кланами, в нем бы просто поменяли руководителя и несколько замов. Это военная организация, подчиняющаяся указаниям сверху, здесь приказы не обсуждают, а выполняют. Пока во главе силовых структур будут находиться вассалы олигархов, ничего в стране не изменится.
– Но нас уже несколько лет убеждают, что СИБ «деполитизирован»…
– Ну, если это так, то почему руководство Службы информации и безопасности, министерства внутренних дел, обороны и других структур назначается по квотам от трех партий. Это же полная профанация! Подобного рода система работоспособна в устоявшихся демократиях, где строго соблюдается закон. А у нас министр обороны-либерал объявляет о необходимости отказа от нейтралитета, а премьер, вместо резкой реакции, ограничивается тем, что упрекает его в продвижении интересов соответствующей партии. Неужели молдавская армия приватизирована либералами и превратилась в частную лавочку? И почему открыто проводится румынизация вооруженных сил? Политики должны понимать: у людей, например военных, терпение не безгранично. Да, пока внешне все спокойно, но, поверьте, придет время, и многим… придется удирать.
– Периодически в прессе появляются списки известных людей, которых обвиняют в сотрудничестве с КГБ. Они и вправду работали на «контору»?
– Видел эти списки. Действительно, в них много тех, кто работал с КГБ и СИБом. Полагаю, этот список надо вообще официально опубликовать. Некоторые люди потеряли совесть. От ленинской поэзии они перешли к прославлению железногвардейцев. Таких поэтов надо показывать публике: кем они были, и что представляют из себя на самом деле. Жалеть не стоит. Хотя, думаю, если список официально появится, то все телеканалы придется закрывать. Некого будет приглашать и именовать «независимыми экспертами», поскольку все ток-шоу превратятся в посиделки бывших сотрудников КГБ. Нынче модно быть румыном, и многие чинуши быстро в них превратились. Ярчайший пример –президент Академии наук Дука, ставший перерожденцем. Сегодня для него родной язык румынский, завтра установка поменяется – станет папуасский. В прошлом году было 655-летие государственности Молдовы. Никто его не праздновал. А ведь у нас славное прошлое. В ХV-м веке мы защищали от турок практически всю Европу. Где эта история преподается? Нигде.
– Кстати, СИБ отреагировал на эту дату довольно своеобразно. Епископа Маркелла и его гостей в Бельцах, обсуждавших, как отметить этот праздник, заподозрили в госизмене.
– СИБ нынче действует по заказу там, куда его пошлют. В стране полностью разрушена система государственной безопасности. В итоге нам показывают шоу, как преследуют тех, кто украл миллиард. Да эти деньги вернуть – нечего делать! Если система в целом работает, а прокуратура неполитизирована, никаких проблем не возникает. А вот как быть с государственностью? Территория, народ, его название, язык, история? Думаете, зря пошили полицейским форму, как у румын, один в один? Поменял знаки отличия, и все. В случае объединения тратиться на выдачу обмундирования уже не придется. Такая идея в голову Гимпу по определению прийти не могла. Все задумывалось в более высоких кабинетах.
– Недавно много шума было вокруг ареста молодых людей в кишиневском аэропорту. Они действительно представляли угрозу безопасности нашей стране?
– Знаете, раньше у руководителей ЦК КПМ было по два телохранителя от КГБ. Им совершенно нечего было делать. Кому, например, могла прийти в голову мысль покушаться на Бодюла? Так вот для того, чтобы продемонстрировать собственную значимость и необходимость, охранники придумывали лжеподготовку покушений или какие-то иные угрозы. Тем самым демонстрировали свою важность и незаменимость. Думаю, это из той же оперы. Признаюсь, лицезреть эту дикость было стыдно: группа сотрудников СИБа в масках арестовывают в аэровокзале каких-то двух пацанов, собиравшихся в Москву. Заламывают руки, головы вниз. Обычно так задерживают матерых убийц. Мальчишки и не думали сопротивляться. Их можно было просто пригласить в машину и увезти. Но кому-то хотелось продемонстрировать собственную «крутизну». СИБ должен противостоять ворам и разрушителям государства, а не детям.
– У нас в стране возможны теракты подобные парижским?
– Молдова террористам не интересна. Она может быть для них лишь транзитным пунктом. И взрывать им здесь что-то нет никакого смысла. Резонанс будет не тот, а исламистам важна реакция мирового масштаба.
Александр ТОКАРСКИЙ.