ПРИНУЖДЕНИЕ к самоуничижению
Наверняка вам приходилось слышать (хорошо, если не в свой адрес) фразы типа «ты ничего не смыслишь в жизни!», «психопат(ка)!», «ты больной(ая) или прикидываешься?». Или обращенные к детям: «что ты орешь как бешеный?», «ты ведешь себя хуже всех, и на тебя показывают пальцем», «не умничай!» и т.п. Все это можно назвать словом «газлайтинг». Звучит оно красиво. Но, по сути, газлайтингом можно довести до глубокого нервного срыва и даже до суицида. Как распознать, что рядом с вами газлайтер, и как защитить от него свою психику и жизнь, рассказали специалисты.
Неподтвержденная операция
Чтобы понять, как воздействует газлайтинг на нашу психику, представьте себе, как покупатель на рынке упорно сбивает цену на товар, чтобы приобрести его подешевле. Или как вы комкаете в руках салфетку, чтобы она стала мягче, прежде чем вытереть ею лицо. Именно так некоторые люди, включая даже родителей и детей, психологически «комкают» своих близких, чтобы легче было с ними управляться. Уцененный товар и смятая салфетка — это жертвы газлайтинга.
А теперь представьте, что вы вносите крупную сумму в банкомат, он затягивает купюры внутрь, но вместо чека выдает вам бумажку с надписью «неподтвержденная операция». И хоть бейся о машину лбом, ни тебе денег, ни тебе чека — только равнодушный блеск металла. Банкомат — это газлайтер.
По форме газлайтинг необязательно содержит обидные слова, ключевое тут обесценивание и неподтверждение. Газлайтеры постоянно обесценивают наши слова, переживания, суждения и поступки, чтобы «купить нас за полцены» — манипулировать нами в своих интересах.
Термин происходит от названия фильма «Газовый свет» («Gaslight», 1944 год, режиссер Джордж Кьюкор, в главной роли Ингрид Бергман, два «Оскара»), где показано, как один человек может заставить другого сомневаться в собственной адекватности и почти свести его с ума, постоянно не подтверждая реальность окружающих событий.
Очень часто газлайтинг становится причиной самоубийства.
— Газлайтинг — форма психологического насилия. Основной способ — отрицание реальности, цель — манипуляция, — поясняет кандидат психологических наук Алина Колесова. — Чаще всего он возникает между близкими людьми — ведь именно с ними мы привычно делимся своими мыслями, трудностями и радостями. Поделившись с газлайтером, «назад» мы получаем наши соображения и достижения в уцененном виде: от детского «подумаешь, да я пять раз такое могу нарисовать!» до взрослого «прекрасно, конечно, что ты гордишься этим назначением, но в твои годы многие достигают куда большего…». Обычно манипуляторы оправдывают себя тем, что «говорят в глаза как есть, а не льстят» или универсальной сентенцией «это для твоего же блага». Как правило, газлайтерами вырастают те, к кому применяли подобную «методику» в детстве родители (братья-сестры, учителя, товарищи). А те, кто попал в жертвы газлайтера во взрослом возрасте, рискуют получить депрессию и расстройство психики вплоть до суицидальных настроений.
Самая страшная кара для газлайтера — лишиться жертвы, поэтому, как бы он ее ни принижал, расстаться с ней он не готов. Он любуется собой только на фоне приниженной жертвы, а в ее отсутствие теряет «точку отсчета». Если газлайтер чувствует, что жертва и впрямь может сорваться с крючка, обязательно достает из кармана «пряник» — временное прекращение обесценивания.
Жертвам трудно выйти из порочного круга: при всех унижениях на подсознательном уровне они чувствуют, что жизненно необходимы партнеру-газлайтеру. На приеме у психолога они часто заканчивают исповедь о своей тяжелой жизни словами: «Как только решусь бросить, мне вдруг его(ее) так жалко становится, аж сердце разрывается! Ничего не могу с собой поделать!»
Камера для души
— Рядом с женой я постоянно ощущаю себя слоном в посудной лавке, хотя в остальной жизни я вроде бы нормальный, успешный человек, — признается психологу 37-летний Денис Г. — Каждый наш поход в гости, праздник в доме, отъезд на дачу, в отпуск или уборку в квартире Катя способна превратить в настоящую катастрофу. Она меня все время тормошит, торопит и тут же сама тормозит процесс.
Непосредственно перед уходом в гости жена Дениса, Катя, вдруг начинает искать потерянные год назад сережки и обвинять в их пропаже супруга. В последний момент перед отъездом на вокзал или в аэропорт она вдруг заявляет, что никуда не поедет, потому что ей не в чем ходить на курорте. Разумеется, в самую последнюю секунду, когда Денис уже на грани срыва, Катя заявляет: «Ну ладно, так и быть, уговорил, поехали. А почему ты до сих пор не готов, копуша?» В самые ответственные моменты, когда необходимо быстро собраться или сосредоточиться, Катя принимается дергать мужа по посторонним поводам — не к месту и не ко времени. Например, сыпать упреками столетней давности: «Ты еще на нашей свадьбе наступил мне на ногу! Тогда уже мне следовало понять, за какого урода я выхожу замуж! Права была моя мама!». Зато потом, когда Денис приходит в гости весь на нервах или издерганный приезжает на отдых, его супруга просто светится спокойствием и только посмеивается: «Ну что ты такой нервный? Кто же виноват, что ты такой несобранный, ничего вовремя не можешь сделать? Эх, маша-растеряша!» Даже во время интима, по признанию Дениса, Катя способна устроить кипеш — например прервать процесс, заявив, что у нее затекла нога, и обвинить Дениса в грубости и косолапости. А еще через пять минут как ни в чем не бывало посетовать: «От тебя даже секса не дождешься! Взял и все испортил в самом интересном месте!». Но на вопрос психолога, почему он не расстанется с Катей, Денис искренне недоумевает: «Ну разве из-за такой ерунды стоит рушить семью? В целом-то она хорошая женщина».
…Когда Игорек был школьником и приходил домой, гордый от того, что получил «пятерку» по ненавистной математике, его отец Андрей Петрович тут же опускал его на землю: «Ну и что? У меня в твоем возрасте вообще одни «пятерки» были! Тоже мне отличник!» Таких оценок было немало, и всегда маленький Игорь обиженно замолкал, задумавшись: почему же то, что в школе кажется большой победой и даже учителя поздравляют, дома оказывается ничего не значащим? Тем временем его отец был абсолютно уверен, что таким образом стимулирует сына на более высокие результаты. Через 15 лет мама Игоря, жена Андрея Петровича, которой не было еще и пятидесяти, умерла от внезапного сердечного приступа. Игорь сменил двух жен и в итоге вернулся назад в отчий дом — и отец и его повзрослевший сын вновь оказались под одной крышей. И однажды, когда Игорь пришел домой, гордый новым назначением на должность, отец снова это обесценил: «В твои годы уже не о карьере нормальные люди думают, а о том, как бы пожилым родителям помочь!» И в этот раз сын впервые не расстроился и не промолчал, а ответил: «А в твои годы многие уже оставляют детям такое наследство, что им и не нужно думать о карьере!». Сынок газлайтера подрос и сам стал газлайтером.
Пять правил отражения «газовой атаки»
Экстрасенс Сергей Ланг уверяет, что, зная несложные правила, отразить атаку можно на энергетическом уровне.
- Старайтесь вести беседу по своему сценарию: придерживайтесь своей точки зрения, говорите уверенным голосом и желательно чуть на повышенном тоне. Таким образом, вы сразу покажете свой решительный настрой. Нельзя показывать свою растерянность или страх, иначе газлайтер быстро обернет это против вас.
- Развивайте умение доверять себе и своим чувствам. Боритесь с мнительностью: не верьте всем на слово и не сомневайтесь всякий раз в своей правоте, как только вам кто-то что-то скажет.
- Отстаивайте свою позицию. Постарайтесь четко вербально описать свои чувства и ситуацию, которая их вызвала («Меня очень возмутило твое оскорбительное поведение по отношению ко мне. А сейчас меня раздражает, что ты пытаешься выставить меня сумасшедшей»)
- При необходимости опросите независимых наблюдателей. Замечают ли другие люди «странности», о которых вам постоянно говорит муж (жена, мама)?
- Для того чтобы сохранить свою энергетику в хорошем состоянии, меньше смотрите газлайтеру в глаза, скрестите пальцы или ноги (если беседа ведется сидя за столом).
Жанна ГОЛУБИЦКАЯ.