«Воров – на нары, олигархов – на помойку»
В минувшее воскресенье в Кишинёве прошла мощная акция протеста, организованная «Нашей Партией» и Партией социалистов
Вообще, главное впечатление от воскресного протестного марша – какой-то запредельно высокий уровень его организации. ПСРМ и в особенности партия Усатого, долгое время пребывая в вынужденной глухой оппозиции, до алмазной остроты отточили своё умение собирать и проводить массовые акции какого угодно формата. Этот свой «скилл» «Наша Партия» наглядно продемонстрировала ещё маршем в канун местных выборов.
«Армия», лёгкая на подъём
А на прошлой неделе, как мы помним, получилось и вовсе смешно: Дорин Киртоакэ ещё только дожёвывал свою фразу о том, что, дескать, протестный лагерь перед парламентом будет незаконным (третьемандатный кишинёвский примар, употребляющий прилагательное «незаконный» – это, конечно, отдельное юмористическое шоу), а протестующие уже вовсю обживали палатки и смотрели «Джентльменов удачи» на огромной LED-панели. Словом, приходится констатировать: действующая проевропейская власть, во многом собственными руками и на свою же голову, взрастила грамотную, дисциплинированную и весьма лёгкую на подъём армию оппозиции.
Колонна «Нашей Партии», по традиции, начинала движение от столичного цирка. Для любителей статистики сообщаем: визуально в колонне было никак не меньше 18-20 тысяч протестующих – когда голова остановилась на перекрёстке в районе Экономической академии, хвост всё ещё не миновал рышкановский мост. В отношении численности всей воскресной акции мнения, как водится, разошлись: полиция выдала свои стандартные «15 тысяч», а один из интернет-ресурсов социалистов с горяча заявил о 120 тысячах. Реальная цифра, надо полагать, лежит где-то в промежутке между 45 и 60 тысячами. Кадры, заснятые дронами, свидетельствуют, что плотные ряды протестующих во время митинга едва вместились между улицами Лазо и Бэнулеску-Бодони, в точках их пересечения с бульваром Штефана чел Маре. Кроме того, представители «НП» и ПСРМ дружно утверждают, что власти удалось тем или иным способом не пропустить в Кишинёв аж 224 автобуса с манифестантами из районов. А это, как заявил муниципальный советник от Партии социалистов Ион Чебан, как минимум, ещё 10-12 тысяч человек.
Не верьте PRO TV
Впрочем, едва ли есть смысл зацикливаться на цифрах. Гораздо интереснее было, например, наблюдать за реакцией случайных прохожих на довольно «перчёные» речёвки, дружно скандируемые в колонне Усатого. Едва заслышав «Воров – на нары!», «Олигархов – на помойку!», люди непроизвольно расплывались в улыбках. Многие тут же начинали щёлкать камерами мобильных телефонов, другие ради снимков высовывались из окон окрестных домов. Клаксоны некоторых проезжающих мимо автомобилей приветственно гудели. Собственно, ничего нового – ни для кого уже давно не тайна, что, так сказать, антивластный дискурс вызывает в подавляющей части молдавского общества стойкую и искреннюю симпатию. И здесь, надо думать, счёт пойдёт уже далеко не на десятки тысяч.
Интересно, что колонна «Нашей Партии» двигалась к месту митинга не самым кратким путём, свернув с бульвара Григоре Виеру влево, на улицу Пушкина. По всей видимости, сделано это было не только ради понятного символизма – пройти протестом по главной площади страны. Додон и Усатый явно не смогли отказать себе в удовольствии «потроллить» палаточный лагерь платформы DA, «вожди» которой, то ли от странной ревности, то ли от скудоумия, недавно объявили протест «НП» и ПСРМ «проектом Плахотнюка» и «диверсией Кремля». Уж не знаю, как координировали свою скорость три разные колонны манифестантов, но на площадь они вышли до секунды синхронно, как техника на параде Победы в Москве. В ответ лагерь DA гордо включил музыку на полную громкость…
И да, не верьте «каналу невест» PRO TV. Девочки-репортёрши с очевидным умыслом выбирали своих интервьюируемых – от платформы DA на камеру говорила исключительно молодёжь, от манифестантов «НП» и ПСРМ – пожилые люди. В реальности соотношение ровно обратное. Бестактность прорумынских телевизионщиков тем более глупа, что Усатый и Додон, Кашу и Чебан, Черетеу и Батрынча – сегодня объективно самые молодые действующие лица молдавской политики.
Мы народ, а не быдло
Митинг, ведшийся с импровизированной сцены ровно между зданиями парламента и минсельхоза, длился чуть больше часа, временами звучал очень эмоционально, но в итоге прошёл на удивление мирно и спокойно. И хотя в радиусе двухсот метров были неприметно припаркованы десятки автобусов со спецназом (ощущение, что в этот день подняли на ноги все правоохранительные структуры страны), полицейские в непосредственном оцеплении митинга выглядели расслабленными. Благодушно перебрасывали с руки на руку штурмовые шлемы, с любопытством глядели на сцену и, в целом, вели себя подчёркнуто корректно. Провокаций с «третьей стороны», кажется, тоже не зафиксировано ни одной.
Собственно, о целях, стратегии и смысле этой бессрочной акции протеста в последние две недели говорилось много и подробно. Нам уже объяснили, для чего необходима отставка президента Тимофти, отставки глав большинства государственных институтов, ныне полностью подконтрольных всем известным молдавским олигархам, а также почему неизбежны досрочные парламентские выборы. И в этом отношении митинг ничего нового сказать не мог, да и настоящая протестная «работа» будет проводиться в «Городке Победы», а не на митингах. Однако несколько моментов всё же хотелось бы подчеркнуть особо.
Во-первых, организаторы митинга и всей протестной акции явно приложили массу усилий, чтобы всё мероприятие несло для всех очевидный дух интернационализма. Особенно рельефный на фоне того, что и «проевропейская» власть, и «проевропейские» манифестанты демонстративно игнорируют интересы национальных меньшинств, а заодно и русский язык, как обозначенное в Конституции средство межнационального общения. На митинге «Нашей Партии» и ПСРМ, помимо молдавского и русского языков, звучали гагаузский, болгарский, украинский. И этот отказ игнорировать реальную многонациональность страны – поступок, не только куда более разумный и «взрослый», но и сулящий расширение протеста до масштабов всей республики.
Во-вторых, как нам показалось, слишком часто на митинге звучали фразы «Молдова – независимое государство», «Мы – молдавский народ». Вроде бы, унионистская идея пока так и не выбралась за пределы полумаргинального общественного «гетто», не обосновалась в лексиконе официальной власти. Но Усатый в своей «фирменной» манере уже считает необходимым предупредить: притормозите, дескать, а то как бы не пришлось мне сделать Яссы пригородом Бельц. И если известный своим обострённым чутьём к подспудным течениям в молдавской политике лидер «Нашей Партии» переводит угрозу унионизма на новый уровень, нам всем, похоже, стоит напрячься.
В-третьих, лишь несколько недель спустя с трибуны уличного протеста наконец-то раздался отчётливый голос в защиту арестованной «группы Петренко». От которой, как мы знаем, с поразительным равнодушием отказались манифестанты платформы DA, каким-то образом увязывая, видимо, институт политических заключённых и «европейскую идею». Усатый, видевший своих товарищей за решёткой, промолчать, разумеется, не мог. «НП» и ПСРМ не просто потребовали немедленного освобождения арестованных ребят, но также дали возможность высказаться представителям «Красного блока», однозначно «взяв» их в свой протест.
Филат завис, а Тимофти не вышел
Ну и конечно, какой митинг без резолюции. Ею стал оглашённый с трибуны документ под названием «Три шага по спасению Молдовы». Первый этап предполагает отставку глав всех силовых, контролирующих и надзорных структур, Генпрокуратуры, Высшей судебной палаты, ЦИКа, государственного ТВ-канала. А также снятие депутатской неприкосновенности и привлечение к уголовной ответственности всех причастных к хищениям в финансово-банковской системе и освобождение политзаключенных.
Второй этап – отставка президента Тимофти, вынесение вотума недоверия правительству Стрельца и изменение статьи 78-й Конституции с целью возврата к прямым всенародным выборам президента.
Наконец, третий этап должен ознаменоваться роспуском парламента и проведением досрочных парламентских выборов не позднее весны будущего года.
Понятное дело, что митинг, в котором участвует Усатый, не мог закончиться без какого-нибудь весёлого хэппенинга. В качестве завершающего аккорда, в небо, под известную песню «Давай, до свиданья!», были выпущены крупные воздушные шары с нанесёнными на них фото президента Николае Тимофти, лидеров проевропейских партий Владимира Филата, Михая Гимпу, Мариана Лупу, зампреда Демпартии Владимира Плахотнюка, главы ЦИКа Юрия Чокана, председателя ПКРМ Владимира Воронина, главы НАЦ Виорела Кетрару, генпрокурора Корнелиу Гурина. Шары дружно ринулись ввысь, и только «Филат» некоторое время не желал улетать, зацепившись за провода. Но свист многотысячной толпы и порыв ветра всё же оправили его в полёт.
Но и это был ещё не конец. Не известно, спонтанно ли, по домашней ли заготовке, Ренато Усатый вдруг предложил всем манфестантам, располагающим личным транспортом, немедленно отправиться в Кондрицу, к резиденции президента. Дабы передать в собственные руки главы государства «заявление об отставке». Кавалькаду составили полторы сотни автомобилей во главе с «Рейндж Ровером» Усатого. В Кондрице их встретила плотная цепь полицейского заслона. К сожалению, президент к протестующим так и не вышел. Социалист Влад Батрынча сумел передать «заявление» в руки главы президентской службы безопасности.
Как на следующий день заявил пресс-секретарь президента, «господин Тимофти подавать в отставку не намерен» …
Павел АНТОНОВ.