Газета "Кишиневские новости"

Новости

ЕДА СО СМЫСЛОМ

ЕДА СО СМЫСЛОМ
01 октября
00:00 2015

Приводим в порядок не только тело, но и жизнь

Наш эксперт — психолог, арт-терапевт, специалист по психо­логии питания Эв Хазина — рас­сказывает о том, как познать себя через пищу.

Задумайтесь, когда в последний раз вы встречали во всех отношениях здорового человека, живущего в совершенном равно­весии со своими пищевыми пристрастиями, выглядящего при этом бодро, подтянуто и красиво. Реальность такова, что, начиная с себя и оглянувшись вокруг, можно обнару­жить тонкую игру в баланс сил между едой и собой под девизом «кто кого?». Обреченно вздохнув, пора признать, что в этих маневрах, как ни старайся, поражение гарантировано. Конечно, некоторые ходят в спортзал, сидят на диетах (ну, если не сидят, то разбираются в них в совершенстве), меряются килограм­мами и сантиметрами, распределяя осталь­ных на «своих» и «не своих» по тому, как они выстраивают свои взаимоотношения с едой. Еда побеждает. Она имеет власть над нами. Это мы сами наделили ее властью. Тема, согласитесь, обширная. Предлагаю разби­раться — не наскоком, а постепенно, неболь­шими порциями, по нескольку раз в день.Ну, признайтесь, что именно вас интересует, пока вы читаете эти строки? Новый способ «наконец избавиться от ненавистных лишних боков и животов» или подкачать свое уязвлен­ное эго тем, что даже в таком виде вы имее­те право любить и ценить себя? Или, может, вами движет желание что-то скорректировать в вашей эпической войне с чем-то, что не име­ет права на существование в вашем теле?

Психология питания

В этой статье вы не найдете рекомен­даций для корректировки. Речь идет о том, чтобы познать себя через еду. Люди хотят из­менить свое питание — но прежде чем что-то менять в своей жизни, неплохо бы изучить, что вообще с нами происходит. Именно через еду можно познакомиться с собой. Я принадлежу к тем терапевтам, которые не считают, что не­медленно надо что-то менять. Вместо вопро­са «Что с этим делать?» лучше спросить: «Как так получилось, что я ем так, как я ем?» В этом и заключена психология еды: в процессе мыс­лей о ней, выбора, приготовления, жевания, отказа от еды, ее утилизации…

Моя личная история довольно банальна. В раннем возрасте меня отдали в хореогра­фическую школу, где преподаватели по ходу взращивали свои педагогические таланты и уж точно не были подкованы в вопросах влияния своих изречений на неокрепшие умы. Там-то я и постигла данность о том, что со мной что-то не так, и сконцентрировала эти знания в обла­сти отношений с телом. Заполучив нарушения пищевого поведения, я довольно долго впо­следствии искала пути справиться с ранами своего детства. Этой дорогой я пришла к те­рапии как делу своей жизни. Теперь в своей работе я следую подходу познания себя через взаимоотношения с едой.

Не секрет, что существуют люди, кото­рые едят всякий мусор, курят как паровоз и остаются здоровыми (точнее сказать, необ­следованными). А есть те, которые питаются «очищенной праной» и болеют, несвоевре­менно умирая. Конечно же, так хочется най­ти единственно верный рецепт! Увы, достичь этого невозможно, только меняя свою систе­му питания. Ведь «съедобная тема» — это ско­пище всего, что есть в нашей жизни.

Нередко случается так, что еда вытесняет все остальные сферы. Например, так: я попро­бовала строить близкие отношения, у меня не получилось, меня отвергли — и вот я уже сижу на диете или заедаю свой стыд. Вместо того чтобы дать отпор моему гадкому начальнику, я отправляюсь попить чай с конфеткой. С женой секса нет? Ок, поем-ка я перед телевизором вкусненькое пирожное и выпью бутылочку хо­лодного пивка. Чувствую себя одинокой и ни­кому не нужной? Тогда срочно нужно похудеть и подкачаться. На диету! С понедельника! Нет, со вторника. Покупаю годовой абонемент в спортзал и самую дорогую спортивную одеж­ду. Пусть полежит, успокоит совесть…

Мы реально живем под гнетом еды. Она структурирует нашу жизнь, наше время как ни одна другая тема. Если убрать еду и питье, во­обще все, что с ними связано — закупку, при­готовление, употребление, мытье посуды, — вообще исключить из жизни все это пище­варение, то высвобождается прорва времени, с которой вообще непонятно, что делать! Это хорошо знакомо тем, кто проходил длитель­ные голодовки.

Кроме того что еда структурирует время, она вмешивается в отношения. Любая сходка людей по любому поводу связана с едой. Она становится посредником, в отсутствие кото­рого на поверхности оказываются иные темы, к которым люди подчас могут быть просто не готовы. Еда заменяет интимность, служит буфером в неловких ситуациях, когда нечего сказать. Во всех этих случаях едят вместе, или рядом, или в одиночку.

Еда — это ведь только еда, и больше ни­чего. Она не может заменить никакие другие сферы жизни. Хотя иногда нужно буквально отожраться, чтобы понять это. К примеру, из­вестный терапевтический случай.

К терапевту обратилась мама девочки, обеспокоенная тем, что после развода ребе­нок начал самозабвенно заедать свои пережи­вания. «Я хочу, чтобы моя дочка меньше ела, но, как только я начинаю на этом настаивать, теряю с ней контакт», — жаловалась женщина. В разговоре выяснилось, что сильнее всего девочка привязана к шоколадному драже в разноцветной глазури. Она прячет пакетики с этими конфетами под подушкой и втихомол­ку их поедает. Тогда терапевт посоветовала буквально набить этими драже целую наво­лочку. Просто положить этот мешок рядом с ее подушкой, по мере убавления конфет до­бавлять их столько, сколько понадобится. По­началу девочка ела полными горстями, потом — меньше и меньше, пока не выяснилось, что уже нет надобности добавлять конфеты. Это случилось после того, как она, сначала попра­вившись, вдруг начала резко сбрасывать вес и стала просить у мамы более здоровой еды.

Его величество Контроль

Вместо того чтобы выяснять, что есть, когда есть и сколько есть, нужно всего лишь остановиться и задать себе вопрос: «А что, собственно, происходит?» Там, где есть слова «график», «диета», «похудение», «набор веса» — за всем этим стоит контроль. А там, где кон­троль, там и неуместное вмешательство и, как результат, стресс.

В детстве каждый из нас должен про­жить период бесконтрольного получения удо­вольствия от жизни как необходимую стадию развития. Если мы ее не прошли, вероятнее всего, мы зацикливаемся на ней и всю жизнь потом пытаемся компенсировать эту нехват­ку. Люди, которые эту стадию удовольствия не прошли, выбирают тему еды. Не секс, не сон — именно еду! Это самое надежное под­ручное средство получения мгновенного удо­влетворения.

Если в период обретения опыта удоволь­ствия нас ругали, вмешивались и контролиро­вали, это переживание навсегда будет связа­но со стыдом. В случае, когда процесс питания связан с устойчивым стыдом и виной, мы не­избежно превращаемся в неконтролируемых едоков. «Разъедаем» себе лишнее тело, тем самым усугубляя свои проблемы. Это отлич­ный способ превратиться в объект давления со стороны культуры, порицающей полноту. По­лучается что? Стыд на стыд на стыд на стыд… Идет ретравматизация, полные люди дела­ют вид, что сидят на диете, а на самом деле едят втихаря. Любое порицание человека за лишний вес лишь усугубляет его положение.Единственное, что мы можем сделать, — это качнуть маятник в другую сторону, разрешить себе получать удовольствие по полной и про­верить, где наш другой край. Хотя бы на вре­мя!

Любая диета — попытка контроля в чи­стом виде. Дескать, вот я никакую другую сферу своей жизни не контролирую, а эту могу и буду! И если я сейчас ем положенный салат, то, значит, я контролирую ситуацию, значит, у меня все в порядке. Зато амнезия наступает по ночам, когда мы обнаруживаем себя внутри холодильника. На моих тренингах я даю участ­никам такое задание: компульсивные диет­ники непременно ведут подсчет набранного и сброшенного веса, подсчитывают, сколько килограммов они нажили за время своих диет. Получаются удивительные цифры у здоровых людей, от которых волосы встают дыбом: в среднем по 45 килограммов, а одна женщина насчитала даже 170!

Когда психологическая зависимость от еды отступает, тогда и тело освобождается. Сама мысль, что я, именно я, а не кто-то со стороны, — властелин своего тела, дает нам возможность жить без чувства вины и стыда. А значит, можно питаться не для того, чтобы урвать удовольствие в контексте запретов и предписаний, а потому, что именно сей­час правильнее съесть то, что хочется мне.Любой, кто хотя бы отчасти понимает, как устроен наш организм, какие в нем проис­ходят процессы, что и как в нем усваивается, а что — нет, из чего состоит та или иная еда, гораздо более осознанно подходит к питанию. А отсутствие осознанности — краеугольный камень всех проблем с едой.

Хоть диеты давно себя скомпрометиро­вали, толпы слепых адептов, как стадо, идут на бессмысленные муки. А что если неосо­знанный импульс сесть на диету — это крик о помощи? Скорее всего, в этот момент жизни нами движет потребность другого порядка. Распознать ее можно лишь через остановку и откровенную проверку, от чего мы бежим.

Главная задача такого «съедобного под­хода» состоит в том, чтобы углубиться в сле­пые пятна взаимоотношений с едой. Необхо­димо высвободить силы, которые мы тратим на контроль для полноценной реализации себя в жизни. Помните девиз? Еда — это все­го лишь еда. А настоящие испытания нас ждут на другой сцене.

Эв ХАЗИНА, психолог, арт-терапевт, специалист по психологии питания.

Поделиться:

Об авторе

admin

admin

Курсы валют

USD17,91+0,05%
EUR19,08+0,17%
GBP22,19–0,29%
UAH0,45–0,32%
RON3,83+0,16%
RUB0,19+0,05%

Курсы валют в MDL на 19.04.2024

Архив