Генпрокуратура не видит коррупции в своих рядах
Прокурор Кишинева больше не может об этом молчать
Отсутствие реформ в сфере юстиции, прежде всегов прокуратуре, – одна из главных претензий партнеров поразвитию к властям Молдовы. О том, что реформы назрели, говорит и человек, знакомый с системой не понаслышке, – прокурор Кишинева Ион Дьяков. В понедельник он провел специально созванную пресс-конференцию.
Генпрокурор узурпировал власть
По словам Дьякова, за последние пять лет в Генеральной прокуратуре произошла «узурпация власти Генеральным прокурором, и он управляет подчиненной ему структурой самостоятельно». А Коллегия Генеральной прокуратуры, призванная влиять на принятие решений, вопреки требованиям закона, так и не появилась.
По мнению прокурора Кишинева, концепция реформирования прокуратуры, принятая в первом чтении, нацелена не на улучшение работы ведомства, а на концентрирование власти в одних руках. И принятие документа в окончательном чтении «разрушит прокуратуру, превратив ее в инструмент извлечения выгоды нечистоплотными чиновниками, а также в орган преследования граждан». Письмо со своими аргументами он направил в адрес президента Николая Тимофти.
Ион Дьяков обращает внимание главы государства: «В последние пятнадцать лет почти не анализируется общая криминогенная ситуация в стране, не планируется работа по противодействию и предотвращению коррупции, отсутствует государственная стратегия. Только в бедной стране, какой и является Республика Молдова, где законы не исполняются или исполняются с большими нарушениями, где коррупция глубоко проникла во все структуры, включая структуры власти, должность Генерального прокурора приобретает абсолютную значимость в обществе».
Тема борьбы с коррупцией в прокуратуре – табу
Дьяков привел красноречивые примеры игнорирования злоупотреблений. Так, его бывший заместитель Василий Герасименко подозревался в нечистоплотности, но по распоряжению генпрокурора он делегирован в прокуратуру сектора Чокана на должность заместителя прокурора. А зарплату продолжает получать как заместитель прокурора Кишинева. И это, по словам Дьякова, общая практика, применяемая сейчас в прокуратуре. Все помнят Елену Няга из прокуратуры сектора Буюкань. Ее фото в социальных сетях, свидетельствующие о жизни в роскоши, два года назад вызвали скандал. Однако вскоре она была трудоустроена в центральном аппарате Генпрокуратуры. Прокурор Кишинева утверждает, что в прошлом году в письме к Генеральному прокурору Корнелиу Гурину сообщил о многих случаях коррупции и превышения должностных полномочий со стороны некоторых прокуроров, но это обращение не было принято всерьез.
Ион Дьяков убежден, что предложение назначить Генеральным прокурором иностранца, исходящее от ряда политиков, имеет цель продвинуть кандидатуру Виржинижуса Сабутиса, который приблизительно пять лет занимал должность советника Генерального прокурора РМ в составе Миссии ЕС по политическим публичным советникам для Республики Молдова. «Работая рядом с генпрокурором, изучая изнутри все негативные процессы, которые происходили в работе прокуроров, включая факты покрывательства событий 7 апреля, охоты в Pădurea Domnească, разрушения банковской системы государства, этот представитель ЕС по неизвестным причинам не предпринял ничего, не проинформировал общество, став таким образом соучастником этих фактов», – заявил Дьяков.
По его мнению, «в Молдове никогда не узнают правду ни о 7 апреля, ни о банках, ни о Pădurea Domnească, если не будет назначен независимый генпрокурор, патриот и профессионал, если не будет запущен процесс очистки прокуратуры от коррупционеров».
Тимофей ЗВЯГИНЦЕВ.