« НОВЫЕ УКРАИНЦЫ» В ОДЕССЕ — КТО ОНИ?
Саакашвили назначил главой одесской милиции организатора убийства Басаева
Одесситы в шоке: на мирный пикет в защиту арестованногожурналиста Артема Бузилы неожиданнонапали силовики в камуфляже и масках, которые жестокоизбили пикетчиков. Прежде подобное в Одессе было просто немыслимо. Это «почерк» нового руководства правоохранительных органов области, хорошо знакомый гражданам Грузии. Жестокие разгоны митингов, «зондеры» в масках и с битами, загадочные убийства, пытки в тюрьмах — такую память оставила о себе на родине команда нового одесского губернатора Михаила Саакашвили. Особенно колоритна фигура нового начальника одесской милиции — Георгия Лордкипанидзе. Нашему обозревателю удалось разыскать человека, хорошо осведомленного о прошлой деятельности Лордкипанидзе в Грузии.
Мой собеседник — фигура неоднозначная. В прошлом убежденный «чеченский сепаратист», сторонник Дудаева и Масхадова, он в конце 1999 года по поручению экс-президента Чеченской Республики Ичкерия Зелимхана Яндарбиева отправился в Грузию для организации работы информационного центра боевиков. В Грузии журналист Ислам Сайдаев провел почти десять лет. Работая в плотном контакте с грузинскими спецслужбами, он стал свидетелем того, как с территории Грузии ведется работа по уничтожению Российского государства. Свои наблюдения он изложил в книге «Убрать свидетеля». Полностью «перековавшись», Сайдаев вернулся в Чечню, где работает в правительстве республики.
— Расскажите историю вашего знакомства с Гией Лордкипанидзе.
— Это знакомство было принудительным, если можно так выразиться. Я жил тогда в Грузии. После прихода к власти Саакашвили начался период «охоты на ведьм». В моде была ловля «российских шпионов». Грузинские спецслужбы схватили меня как такого якобы «шпиона», и так я попал в кабинет Георгия Лордкипанидзе, который тогда был заместителем министра МВД Грузии.
— Какие у них были основания, чтобы обвинять вас в шпионаже в пользу России?
— У меня была встреча с сотрудником российского посольства в Тбилиси, я просил его помочь отправить мою семью домой, в Грозный. Эту встречу засняли сотрудники грузинских спецслужб. В кабинете Лордкипанидзе в его присутствии они меня шантажировали, угрожая отдать это видео Ахмадовым (братья Ахмадовы — известные лидеры чеченских боевиков, похитители людей; в то время находились в Панкисском ущелье. — М.П.). Угрожали, что палач шариатского суда отрежет мне голову. Что вырежут всю мою семью. После угроз и побоев они заставили меня на камеру сказать, что я завербован российскими спецслужбами и вел борьбу против Грузии. Потом эту запись показали по телевидению. В дальнейшем они пытались еще меня использовать.
— Почему вы согласились на сотрудничество с ними?
— Мне было известно, что они действительно передали Ахмадовым видеозаписи с некоторыми другими людьми, которые после этого были физически устранены в Баку. Я знал, что они могут передать запись моей встречи с сотрудником российского посольства. Доказать после этого, что я не сотрудничаю с ФСБ, было бы практически невозможно. Ситуация была серьезная. Я мог и просто пропасть у них в застенках, как пропали некоторые другие. Они меня не только шантажировали. Меня в течение нескольких часов пять человек избивали прямо в кабинете Лордкипанидзе. И сам он тоже принимал в этом участие. При помощи толстой папки с каким-то уголовным делом. Этой папкой он меня бил по голове. Я довольно долго держался, пока они не сломали мне два ребра. Стало ясно, что или они меня забьют до смерти, или надо соглашаться.
Из книги Ислама Сайдаева «Убрать свидетеля»: «Георгий Лордкипанидзе схватил со стола толстенную папку с документами объемом не менее 500 страниц и наотмашь ударил ею меня по голове.
— Где и когда тебя завербовали русские спецслужбы? — заорал он, продолжая лупить меня по голове размашистыми ударами. — Говори, кто из русских тебя завербовал?
Я попытался прикрыть голову, но двое из присутствующих схватили мои руки и крепко прижали к столу. Габуния вместе с кем-то еще начали осыпать меня градом ударов, пока я не свалился на пол.
— Отвечай, кто тебя завербовал? Когда ты начал работать на русское ГРУ? — орали они уже хором, избивая меня ногами».
— До этой «приятной» встречи вы что-нибудь слышали о Лордкипанидзе?
— Конечно. Гия Лордкипанидзе был в Панкиси довольно известная личность. Он поддерживал связи с представителями чеченских НВФ, которые там находились. И с командирами, и с рядовым составом. Как вы знаете, после «революции роз» бывшее министерство госбезопасности (МГБ) было объединено с МВД. Лордкипанидзе никогда не был собственно «полицейским», он многие годы, еще со времен Шеварднадзе, служил по линии госбезопасности. До революции он был начальником одного из отделов АТЦ (Антитеррористический центр. — М.П.). Его родной брат Давид в то время работал в должности руководителя отделения МГБ Грузии в Ахметском районе. Этот район граничит с Чечней, в его состав входит знаменитое Панкисское ущелье, населенное чеченцами-кистинцами. А в 90-е годы, во время чеченских войн, в Панкиси переходили боевые подразделения из Чечни. Братья Лордкипанидзе сами родом из городка Ахмета, жители которого традиционно имеют тесные связи с кистинцами, в том числе родственные. Давид при Саакашвили стал заместителем начальника департамента конституционной безопасности (ДКБ) Кахетии (край, в состав которого входит Ахметский район. — М.П.). А Георгий — заместителем министра МВД.
От автора. Тот факт, что братья Лордкипанидзе, в отличие от многих других «шеварднадзевских» силовиков, не только не были отправлены в отставку после «революции роз», но и пошли на повышение, вызывает удивление. Как сообщил осведомленный источник в силовых структурах Грузии, назначение Лордкипанидзе замминистра лоббировал некий Резо Шарангия, которого называли «карманным бизнесменом Саакашвили».
После отстранения от власти «мишистов» 28 ноября 2013 года Давид Лордкипанидзе был арестован. Вместе с его бывшим начальником, главой ДКБ Кахетии Зурабом Лалиашвили, он проходил по делу о вымогательстве.
— Чем объясняется «взлет» Лордкипанидзе после прихода к власти Саакашвили?
— Он сделал карьеру на похищениях и инсценировках освобождения заложников в Панкисском ущелье, которые сотрудники АТЦ проводили совместно с боевиками. У Лордкипанидзе еще во времена Шеварднадзе установились плотные контакты с чеченскими командирами и боевиками, находившимися в Панкисском ущелье. В то время он занимался освобождением заложников, которых якобы похитили чеченцы. На самом деле это была просто игра. Одни похищали, другие якобы освобождали. А деньги получала и та, и другая сторона.
— За иностранных заложников всегда платили деньги?
— Я знаю, что за испанцев дали деньги, которые боевики и грузинские силовики разделили между собой. С англичанином была непонятная история. Во время передачи денег на встрече в лесу произошла перестрелка между похитителями и грузинскими спецслужбами. Во время перестрелки Шоу сбежал и вышел на блокпост. Так что за него, вероятно, ничего не получили. Но грузинские правоохранительные органы получали деньги на поиски иностранных заложников от правительств их стран, так что в убытке они не остались. На проведение контртеррористической операции в ущелье американцы дали грузинским властям около 60 миллионов долларов.
— Почему вдруг возникла необходимость проведения в Панкиси КТО?
— После 11 сентября все вдруг увидели, что в Панкиси находятся международные террористы и их надо всем миром оттуда выбивать. Была даже информация, что там сам бен Ладен находится. В то время американцы не осмеливались ступать на территорию Грузии. Потому что после саммита в Стамбуле были договоренности, что все российские воинские формирования с территории Грузии уходят, но американские военные их место занимать не будут. Чтобы заманить американцев, грузинские власти создавали Панкисскому ущелью имидж гнезда международного терроризма. Хотя это гнездо они сами фактически и организовали. Так под предлогом борьбы с международным терроризмом американцы официально зашли в Грузию. Потом американцы выделили еще немало денег на обучение и оснащение грузинской армии. Вот так была организована эта большая афера с Панкисским ущельем.
— Поясните, что вы имеете в виду, когда говорите, что грузинские власти сами организовали в Панкиси гнездо международного терроризма?
— Грузинские силовики с ведома и по прямому распоряжению руководства силовых структур Грузии всячески помогали завозить с сопредельных территорий — из Турции, Баку — международных террористов, многие из которых были связаны с «Аль-Каидой». Они их туда свободно запускали, выпускали, получали за эти услуги деньги. Они их встречали и провожали через границу. Никто без их ведома в Грузию не приезжал. Деньги, медикаменты, оборудование, другие грузы под видом гуманитарной помощи доставлялись чеченским боевикам и международным террористам из «Аль-Каиды» под патронажем и при помощи грузинских спецслужб. Иным путем туда нельзя было ничего завезти. Сначала многие, и я в том числе, думали, что все это делается во благо чеченского народа. На самом деле цель была — создать в Панкиси террористический анклав и под этим предлогом завести туда американцев, в обход тех договоренностей, которые были достигнуты у США с Россией по поводу Грузии. Москва промолчала. Там, видимо, думали, что американцы действительно помогут бороться с терроризмом. Но это была только инсценировка борьбы.
— Почему инсценировка? Я была в Панкиси, там после проведения этой операции арабов никто не видел.
— Перед началом антитеррористической операции в ущелье практически все эти международные террористы при помощи тех же братьев Лордкипанидзе, Гии Габуния (в то время начальник отдела АТЦ, позже его глава. — М.П.) и других покинули Панкисское ущелье и оказались в Баку и Турции. Оперативники АТЦ, которые их сопровождали и помогали пересечь границу, брали с одного араба 3 тысячи долларов. Это была официальная такса, которая открыто озвучивалась. Мои знакомые в ущелье тогда собирали для этих арабов деньги, обращались и ко мне. Курировал это Гия Габуния. Грузинские спецслужбы получали деньги и когда заводили террористов в ущелье, и когда вывозили, и с американцев брали, и с чеченцев, и даже с русских. Когда российские спецслужбы провели операцию по поимке Крымшамхалова (один из обвиняемых во взрывах домов в Москве. — М.П.), они и с них умудрились деньги взять. Хорошие бизнесмены, я вам скажу, попали в Одессу.
— Как вы можете охарактеризовать Лордкипанидзе? Что он собой представляет?
— Человек он действительно очень опасный. Специалист по устранению неугодных власти людей. В Грузии во времена Саакашвили явно или скрыто было устранено очень много оппозиционеров или просто инакомыслящих. Некоторые были уничтожены открыто, другие умирали от сердечного приступа, от несчастного случая, в результате падения с балкона. Но все понимали, что это не случайные смерти. Лордкипанидзе как заместитель министра МВД был главным куратором этой работы.
Да, они навели порядок в системе МВД. Но если платить достойную зарплату сотрудникам силовых структур за счет американцев, то порядок навести нетрудно. Саакашвили и Лордкипанидзе назначены в Одессу как послушные проводники воли США. Одесса — это важная точка в борьбе против России. Там большинство населения настроено пророссийски. Оппозиционеров, вероятно, будут просто физически устранять. Так, как они умеют это делать. Пример — ликвидация Басаева, которую российские спецслужбы приписали себе.
— А на самом деле кто подорвал Басаева? Грузинские спецслужбы?
— Да, и куратором этой операции был Гия Лордкипанидзе.
— Зачем грузинам понадобилось устранять Басаева?
— Это была месть Басаеву за абхазскую войну. Они винили его во всех своих поражениях. Считали, что из-за него они проиграли войну и Абхазию потеряли.
— ФСБ в этом как-то участвовала?
— Не могу сказать. Я знаю точно, что это было сделано грузинскими спецслужбами. Продавала оружие грузинская сторона, отправляла «КамАЗы» грузинская сторона и заминировала их тоже грузинская сторона. С кем они советовались — это другой вопрос. Конечно, спасибо им за то, что устранили Басаева, потому что тот был террористом международного масштаба. Однако это иллюстрация того, что это ненадежные люди. Поэтому у них нет и никогда не было союзников. Они продадут кого угодно, если будет выгодно.
Марина ПЕРЕВОЗКИНА.