ТЕЛО ВСЕИ ЖИЗНИ
Как невинное спортивное увлечение довело 20-летнюю девушку до могилы
30 апреля умерла культуристка Ирина Фоменкова. О смерти 20-летней спортсменки сообщила Федерация бодибилдинга и фитнеса Тамбовской области. Причина гибели — сердце.
Новость прошла незамеченной в СМИ. Лишь скупые соболезнования коллег по цеху. Отчитались и сотрудники пресс-службы федерации: «В январе Ирина вступила в Федерацию бодибилдинга и фитнеса Тамбовской области. Принимала участие в ряде региональных соревнований и чемпионате России по бодибилдингу и фитнесу. Являлась призером Кубка Московской области по бодибилдингу и фитнесу. Ирина была пламенным энтузиастом спорта вообще и фитнеса в частности. Она им жила и дышала до последнего удара сердца».
Но трагическая история жизни Ирины оказалась не настолько проста и банальна, как пытались выставить спортсмены.
В ее жизни было все: и несчастная любовь, и стремление жить красиво, и боль, через которую прошла девушка ради того, чтобы стать счастливой.
Мама погибшей, Светлана: «Спорт и моя дочь —
вещи несовместимые»
Ирина Фоменкова родилась в Тамбове. Была единственным и поздним ребенком в семье.
Теперь мать погибшей, Светлана, ищет виноватых в гибели ребенка.
Вряд ли она сможет кого-то найти. То, что она знала о своей дочери, — вершина айсберга.
— С ее смерти прошло больше двух месяцев, но я до сих пор не могу прийти в себя, — начала беседу Светлана. — Знаете, чем отвлекаюсь? Сажусь за руль и наворачиваю круги по городу. Немного отвлекает от мыслей.
Светлана даже в страшном сне не могла себе представить, что ее дочь сведет в могилу профессиональный спорт.
— Она ведь у меня абсолютно неспортивная девочка росла. В ее жизни никогда не было места спорту. Книжки, языки, учеба — да, но не спорт. Иру с раннего детства называли вундеркиндом. С 5 лет она стала учить английский. В шесть пошла в школу. В 9-м классе она победила на американском конкурсе в Воронеже. После чего ее пригласили на стажировку в Америку, где она отучилась год. Помимо английского выучила самостоятельно еще несколько языков. Экстерном закончила 11-й класс. Успешно сдала ЕГЭ и поступила в МИФИ. И это притом что мы никогда не нанимали ей ни одного репетитора. Психологи разводили руками: «Ваша девочка — вундеркинд. Ее ждет большое будущее».
В 2013 году 16-летняя Ирина уехала в Москву. Поселилась в общежитии при институте. Вскоре устроилась на престижную работу в крупное коллекторское агентство. Несмотря на юный возраст, Фоменкову зачислили в штат на хорошую зарплату.
В начале 2015 года Ирина стала все чаще навещать мать.
— В это время у нас в Тамбове открыли сеть спортзалов «Стимул», где работал Герман Юханов. Он же возглавляет тамбовскую Федерацию бодибилдинга и фитнеса. Ира познакомилась с ним по Интернету, решила под его началом участвовать в соревнованиях. В январе ей выдали удостоверение. И Герман взялся ее контролировать. Перед соревнованиями она сильно похудела, жаловалась мне, что грудь опала, попка. Герман жестко контролировал ее режим. Он разглядел в ней сильного человека.
В апреле на стене Фоменковой в соцсети появилась надпись: «За 70 дней я скинула 23 кг».
Наставник Юханов, в свою очередь, аплодировал ей на своей страничке. Выставлял фото Ирины «до» и «после». После смерти девушки Герман все карточки удалил.
— Первое соревнование Ирины состоялось 11 апреля в тамбовском драмтеатре. Через неделю Герман повез ее в Саранск. Еще через неделю были Краснодар, Кубок России, — говорит собеседница. — Перед выступлением в Тамбове я заметила, что у дочери по ночам сбивается дыхание, она покрывалась испариной. Предупредила Германа. Он махнул рукой: «Вы что, забыли, какой она раньше жирной была?». Позже я узнала, что Иру ограничили в приеме углеводов и сахаросодержащих продуктов, а тренировалась она день и ночь. Уже на первых соревнованиях она падала в голодные обмороки, перед тем как выйти на сцену. У нее кровь носом шла, выступала она с тампонами в носу. Я нашла тренера, который участвовал в организации мероприятий. Он ее лично откачивал. Я спросила его потом, почему не сообщил Герману о состоянии здоровья моей дочери. Тот вздохнул: «Юханов занимался судейством, ему не до участников было». А потом Ирина отправилась в Саранск. После чего Герман меня оповестил: «На обратном пути Ира лежала в машине и сильно храпела, что не характерно для молодой девушки». Но тем не менее от соревнований ее не отстранили. А вернувшись с Кубка России, Ирина полдня спала, ее тело ходило ходуном, она обливалась холодным потом. И в таком состоянии она отправилась в Москву. После смерти дочери Юханов общался со мной, просил не раздувать скандал, жаловался, что потерял много клиентов из-за трагедии, не может спокойно ходить по улице — люди смотрят и осуждают. Он ведь всем говорит, что Ирина втайне ото всех принимала мощные жиросжигающие препараты, которые убили ее.
О смерти дочери Светлана узнала от подруг Ирины, которые находились с ней в ту ночь.
— За день до смерти у Иры поднялась температура 40. Она все равно вышла на работу. На следующий день температура не упала. Ей вызвали «скорую». В час ночи приехал врач, сделал укол. А через два часа ей снова стало плохо. Приехала реанимация. Откачать ее не смогли, — вспоминает женщина. — Только недавно судмедэксперты озвучили мне причину смерти — острая сердечная недостаточность и кардиомиопатия. Из-за сильных физических перенагрузок в сердце возникли дистрофические очаги миокарда. Никаких вредных веществ в ее крови не обнаружили. К кому я только не обращалась за помощью! Связалась со Всероссийской федерацией фитнеса. Мне жестко сказали: «Юханов — профессионал. А за дочерью вы сами должны были следить. Вы — мать. Вот и виноваты». Уголовное дело в Москве возбуждать не стали. Следователь решил, что криминала в этой истории нет.
«Ничего страшного я не увидел»
Герман Юханов не последний человек в Тамбове. За его плечами такие титулы, как чемпион Европы по бодибилдингу, вице-чемпион Европы по бодибилдингу в супертяжелой категории, двукратный чемпион России среди юниоров и мужчин, и еще множество различных наград. С недавних пор президент Федерации бодибилдинга и фитнеса Тамбовской области.
Юханов согласился прокомментировать ситуацию с погибшей Фоменковой:
— Ирина со мной списалась в январе 2015 году по соцсетям. Сказала, что хочет вступить в федерацию и выступать на соревнованиях. Я не возражал. Тренировалась она в Москве. Я ей лишь подсказал, где в мышцах надо убавить, где прибавить. Порекомендовал правильное питание. Провел 3–4 тренировки с ней. Потом мы встречались только на соревнованиях.
— Вы понимали, что с девушкой происходит что-то странное?
— Ничего страшного я не увидел. Поймите, мы с ней в основном общались по переписке. Она делилась своими результатами. На соревнованиях я не видел, чтобы она падала в обморок. Она произвела впечатление фанатичной девушки, но не сумасшедшей. Сказала, что бросила денежную работу ради любимого спорта. Перед тем как поехать на соревнования, я ей честно сказал: «В этом сезоне ты ничего не возьмешь, тебе бы еще годик потренироваться». Но она считала, что успеет подготовиться. Вот только чего ей это стоило?!
— Она применяла запрещенные препараты, чтобы быстрее набрать нужную форму?
— Я не знаю, что она применяла. Ведь жила Ира в Москве. Диету я ей рекомендовал классическую — исключить жареное и мучное, сократить количество углеводов. Есть только отварные овощи, куриное мясо, рыбу.
«Она надеялась через накачанное тело попасть в мир денег и богатых мужчин»
Татьяна была близкой подругой Ирины на протяжении трех лет. Они делили комнату в институтском общежитии. И все, что происходило с Фоменковой, девушка наблюдала своими глазами.
— Когда в ее жизни появился спорт?
— Когда мы познакомились, она была пышечкой, весила 80 кг. Постоянно ныла, что из-за лишнего веса у нее нет личной жизни. Однажды у нее случился роман на работе. Но в итоге тот молодой человек предпочел ей другую девушку — худенькую, в отличие от Ирины. После этого она стала худеть. Сидела на жестких диетах. Могла неделями ничего не есть. У нее случались обмороки. В итоге она похудела до 60 кг. Стала отлично выглядеть. Но потом она захотела худеть дальше. И снова начались диеты. Довела себя до того, что у нее на груди повисла кожа, живот отвис, ягодицы. Чтобы привести себя в форму, я предложила ей бегать, но она решила пойти на фитнес.
— И там она нашла себя?
— Да, и кроме того, у нее случился роман с тренером, который, в итоге, предпочел ее подругу. Ира тогда впала в жуткую депрессию. Перешла в другой фитнес-клуб. И там снова влюбилась в инструктора. Но вроде дальше дружбы дело не зашло. Новый тренер сказал ей: «У тебя была неверная программа, я приведу тебя в форму сам». И вот тогда началась жесть. Ирка стала раскачиваться до невероятных размеров. Ела по 8–10 раз в день. Могла слопать тазик риса за раз. Горстями глотала таблетки, колола уколы, от которых у нее ночью случались судороги. Иногда я слышала, как она постанывала в соседней комнате, где жила одна. Видимо, в ее организме шла ломка.
— Вы считаете, что спорт погубил Ирину?
— Она спала по 4 часа в сутки, просыпалась в 5 утра и ехала на тренировки. Кроме риса и синтетических витаминов, ничего не ела. Ни один взрослый организм такого не выдержит. А ей было всего 20.
— В новой форме Ирина стала чувствовать себя уверенной?
— В последнее время она считала себя безумно красивой. Здоровая попа и ляжки, силиконовая грудь, пергидрольные волосы — вот эталон ее красоты. Она равнялась на своих новых подружек во всем. Ирой было легко манипулировать. Сколько раз я ее ограждала от каких-то вещей, которые навязывали ей окружающие. То она пыталась влезть в какой-то сомнительный бизнес, то влюбилась в парня, который просто тянул из нее деньги. Она была слишком доверчива. А Москва таких не принимает. Она готова была все отдать человеку, который просто ей улыбнулся, погладил по голове и сказал, что она хорошая. Для нее важна была самореализация в глазах других людей. Она легко попадала под влияние. Когда она уволилась с работы, то устроилась тренером в зал на «Пражской». Среди ее подруг появились маникюрши, содержанки, которые жили за счет мужчин. И она тоже верила, что накачанное тело, известность дадут ей возможность попасть в мир больших денег и богатых мужчин. Ошиблась.
n n n
Мы связались с девушкой, которая принимала участие в соревнованиях вместе с погибшей Фоменковой. По ее мнению, никакой спорт не стоит таких усилий, какие прилагала Ирина. И тем более не стоит жизни.
— Я видела Фоменкову один раз на чемпионате Мордовии в Саранске. Она была вялая, уставшая. Ирина выступала в категории боди-фитнес. Для начинающей спортсменки у нее была неплохая форма. То, что она за 2 месяца похудела на 23 кг, — это нормально. Я за месяц просушиваюсь на 13 кг. Этот вид спорта не опасен для жизнедеятельности человека, если все делать грамотно. Молодые спортсмены умирают не от физических нагрузок, а от химических препаратов, которые 95% спортсменов используют в подготовке к соревнованиям.
Ирина БОБРОВА.