ФРАНЦУЗСКАЯ РОМАНТИКА, И ЛИ ЧТО ТАКОЕ «ТУР ДЕ ФРАНС»
Спецкор «МК» Алексей САФОНОВ передает из Франции
«Большая петля» все туже затягивается вокруг моей шеи. Или вокруг всего меня, не знаю. Но то, как она поглощает, в один день в себя влюбляет, — поразительно. Я пока не знаком со стереотипным понятием французской романтики, но теперь оно у меня свое. Тот, кто назвал сборные Франции по разным видам спорта трехцветными, не смотрел дальше национального флага. Множество красок, пейзажей, эмоций — я только и успеваю что выхватывать все это на празднике. Празднике под названием «Тур де Франс».
Вот представьте. Вы приходите на футбол, а на стадионе нет кресел. Вас это не останавливает, и под солнцем — если повезет, если нет — под дождем вы стоите несколько часов. Потом мимо вас пробегает Лионель Месси, все окружающие вас болельщики в приступах счастья начинают кричать, радоваться и размахивать флагами, а спустя несколько секунд великолепный футболист уже скрылся за поворотом. И на этом всё — расходимся, финита ля комедиа. Но никакого разочарования нет, наоборот, неподдельная радость от того, что вы только что увидели. Болельщики с чувством выполненного долга или же вообще жизненной миссии разворачиваются и уходят со стадиона.
В это сложно поверить, не правда ли? Так вот «Тур де Франс» — примерно то же самое, только без стадиона, футбольного мяча, зато с велосипедами…
***
За полтора часа до начала этапа город, где стартует гонка, уже напоминает большой фестиваль. Вдоль трассы, начиная от самого старта, уже выстроилась огромная толпа болельщиков, и если вы вдруг окажетесь внутри нее, то без соответствующих хоккейных навыков вам не добраться из пункта А в пункт B. Здесь все: и маленькие дети, и люди пенсионного возраста — и все они ждут одного единственного мгновения — когда же мимо них промчится пелотон.
Для аккредитованных журналистов и специально приглашенных гостей существует зона стартового городка. Это огороженная территория, на которой кормят, продают сувениры и общаются. В ней специально оборудованы места для интервью, так как сюда еще заезжают и гонщики, перед самим стартом. Тут их могут поджидать еще и фанаты, которые дают своим любимцам последние наставления, а таких душевных речей, при всем уважении, ни один тренер не скажет.
Детки всех возрастов бегают по площадке с блокнотиками и собирают автографы. Если по какой-то причине гонщик не смог удовлетворить желание ребенка (хотя такое происходит крайне редко) — это горе вселенского масштаба. Дети могут 5 часов стоять спокойно на одном месте, дожидаясь, когда мимо них проедут спортсмены, но отказа они не прощают. Над стартовым городком мгновенно поднимается плач.
***
Благо, длится он недолго, ведь все-таки — праздник. А лично у меня было полное ощущение того, что я еще и в сказке. Казалось, что из маленьких домов французских провинций вот-вот выйдут хоббиты, а добрый бородатый маг взмахом посоха даст старт гонке.
Гендальфа я так и не дождался, но без бороды не обошлось. В городок заглянул один из спортсменов, который прибыл сюда, чтобы… Подровнять свою растительность на лице. Да-да, и это тоже входит в перечень того, чем можно заняться перед стартом.
Каждый настраивается перед гонкой как может. Но что объединяет всех — они рядом с народом. Более того, многие из гонщиков садятся за один стол перед стартом и, несмотря на соперничество, о чем-то живо болтают.
***
А дальше — старт. Спортсмены устремляются вперед, навстречу двумстам километрам, которые будут вынуждены выжать из них все соки и все силы. Они проносятся мимо пестрых праздничных флажков, мимо жилых домов, где на окнах висят велосипеды, мимо ревущей толпы и переносят вышеупомянутый праздник в следующий город.
И так — каждый день. Сегодня они покоряют Гавр, под звуки чаек и Ла-Манша, а уже завтра от портового места остаются только воспоминания, и теперь покорять надо уже холмистую местность Фужера, на фоне средневекового замка.
За время пребывания на «Тур де Франс» я однажды побывал на рубеже, где фанаты собираются и ждут гонщиков. Некоторые стоят там по 4–5 часов, но впечатлило даже не это. Все вокруг превратилось в некий большой пикниковый лагерь. Люди приезжали как на отдых, устанавливали палатки, барбекю и притягивали велосипедистов к себе манящим запахом мяса. Затем они встречали спортсменов бурными овациями, смотрели им в след и без капли какого-либо сожаления продолжали общаться еще какое-то время. Затем отдых сворачивался, а день считался успешным.
***
Тем временем на финише уже закипал новый город. Фотографы расставлялись перед створом, журналисты замирали у телеэкранов, зрители развешивали флаги.
Какой-то момент — и все фотографы разлетаются, как кегли в боулинге, журналисты обступают победителя, а флаги взмывают вверх. На «Тур де Франс», вернее на его отдельных этапах, существуют только первое место и все остальные. Абсолютно неважно, стал ты пятым или сто пятым.
Победитель охотно принимает поздравления, остальные же едут к автобусам своих команд, чтобы там на специальных тренажерах еще какое-то время продолжить езду — сразу после таких нагрузок остывать нельзя.
После финиша на лицах гонщиков нет вообще никаких эмоций. Они настолько измучены трассой, что, кроме воды и отдыха, им не нужно ничего.
Кстати, в отдельном упоминании нуждаются автобусы. Экскурсия от «Катюши» заставила меня иначе взглянуть на проблемы общественного транспорта. Теперь я понимаю, что решать надо не вопрос пробок, а вопрос средств передвижения. В таком шедевре на колесах я бы был не прочь провести пару часов. Автобус команды — это отдельный мир. В котором очень даже можно жить. Или жить можно очень даже. Там есть мягкие диваны, своя маленькая кухня, душ и все, что нужно, чтобы велосипедисты смогли расслабиться и с комфортом доехать до места назначения.
***
В культовой игре «Мафия» чуть ли не самым знаменитым является фраза «город засыпает». После этапа «Тур де Франс» город потухает и возвращается в свое привычное русло. Сама же гонка, словно ток, бежит и зажигает гирлянду по всей стране. Гирлянда «Большой петли» — она горит всеми красками и делает людей счастливыми все три недели.
Команды одна за одной покидают города, оживляют следующие, и так по кругу. А неизменным остается, наверное, только завтрак. Предсказуемый: свежий круассан и кофе.
Кажется, я стал понимать французскую романтику.
Алексей САФОНОВ.