Они бодались за Родину
Местные выборы не привели к консенсусу на национальном уровне
Позади один из этапов трудного электорального пути. Если признать прошедшие местные выборы хотя бы относительно честными, то, пожалуй, в Республике Молдова избирателей можно разделить на три условные группы. У первой европейско-румынские устремления. Вторая критически воспринимает западный вектор развития. Третья – те, кто получает за свой голос деньги или съестные припасы. Похоже, что последняя – наиболее многочисленная, ибо только этим можно объяснить то, что после скандала о выводе из банковской системы миллиарда долларов во власти по-прежнему остаются люди, которых подозревают в краже века.
Кишинев всему голова
Наибольшее внимание было приковано к выборам мэра столицы. Во второй тур прошли либерал Дорин Киртоакэ и социалист Зинаида Гречаный. После первого этапа за бортом остались Оазу Нантой (ЕНПМ), Серафим Урекян (ЛДПМ), Моника Бабук (ДПМ). Те, кто за них голосовал 14 июня, однозначно, 28-го выбирали европейский путь развития. Если результаты Василия Киртоки (ПКРМ) и Илиана Кашу («Наша Партия») приплюсовать к тому, что получила кандидат ПСРМ, то расклад получался не в ее пользу. Поэтому чуда не произошло. По результатам подсчета ста процентов голосов, Дорин Киртоакэ вышел победителем с 53,4% (163 570 голосов), Зинаида Гречаный – 46,6% (141 929 голосов). Не раз говорилось о том, что в пригородах появляется много временно прописанных, и якобы благодаря этим людям либералы в Кишиневе одерживают победы. Однако в первом туре в дополнительных списках насчитывалось 9237 человек, через две недели эта цифра увеличилась до 10302. Но даже без этой существенной поддержки Дорин Киртоакэ был «обречен» на победу. Некоторым утешением для социалистов может стать самая большая фракция в Муниципальном совете Кишинева – 19 из 51 городских законодателей. Также кандидаты от ПСРМ возглавили три райцентра: Бричаны, Окницу, и Кочиеры (город-резидент Дубоссарского района). В мунсовете столицы у либералов тоже неплохие позиции – 17 советников. Также члены ЛП возглавили два районных центра: Ниспорены и Криуляны.
Фланговые удары «Нашей Партии»
По-настоящему удивила аналитиков «Наша Партия» Ренато Усатого. Политформирование, созданное менее года назад, получило на севере и юге страны необычно много мест мэров городов и сел. Этот феномен объясняют протестным голосованием. Также для немалой части избирателей Ренато Усатый – пример для подражания. В стране, где треть населения работает за границей, человек, вернувшийся из Москвы на хорошей машине, с дорогим мобильным телефоном и строящий успешную политическую карьеру, по определению не может не пользоваться популярностью. Уже в первом туре Ренато Усатый был избран мэром Бельц, что у Владимира Воронина вызвало шок. Коммунисты почти два десятка лет безраздельно управляли северной столицей. По результатам голосования 14 июня, представитель «Нашей Партии» стал во главе районного центра Рышканы. Во втором туре прибавились еще деcять городов.
Демократы держат удар
Формально наилучшие показатели на местных выборах 2015 года у Демократической партии. После двух туров – 287 примаров, в 2011-м их было 220. Существенный рост, но насколько он качественный? Партийные ставленники заняли кресла в основном в мелких примариях. В селах люди хуже информированы о том, что происходит в стране. Жители коммун больше склонны доверять невыполнимым обещаниям политиков. Кишиневцы, в большинстве своем, активно пользуются интернетом, смотрят телеканалы, иногда даже читают газеты. Это, вероятно, и определило то, что в Муниципальный совет столицы был избран всего лишь один представитель этой партии. Болезненной для ДПМ стала и потеря кресла мэра Комрата. Демократы возглавили семь районных центров. С административным ресурсом партии и ее финансовыми возможностями это не так уж и много. Мариан Лупу заявил в понедельник, что в ближайшее время он начнет активные переговоры по формированию проевропейского большинства как на местах, так и в центре. Речь, конечно, идет о возрождении «союза трех»: Филата, Гимпу и Лупу.
Филат получил хук от Шора
На втором месте в итоговом электоральном рейтинге либеральные демократы. Ситуация у них примерно та же, что и у ДПМ. Добыча ЛДПМ – 285 примэрий. На первый взгляд, много. Особенно если учесть, что Владимира Филата отправили в отставку с поста премьера по обвинению в коррупции, а сегодня подозревают, и небезосновательно, в причастности к выводу миллиарда долларов из банковской сферы. В Кишиневском муниципальном совете у ЛДПМ всего лишь два советника, что весьма показательно. А вот у недавнего однопартийца, возглавившего избирательный блок «Европейская народная платформа Молдовы – Юрий Лянкэ», в столице шесть советников. Мало того, этот новорожденный блок получил и 27 примарских должностей. Предполагается, что в создаваемую «проевропейскую коалицию» войдет и ЕНПМ. Владимиру Филату придется стиснув зубы разговаривать на равных со своим бывшим подчиненным по партии. В блок Юрия Лянкэ вошли и бывшие либералы, ставшие либерал-реформаторами, например Ион Хадыркэ. С ним как-то сотрудничать будет вынужден уже Михай Гимпу. ЛДПМ получила должности мэров в Сороках, Унгенах и Теленештах. В 2011-м в Оргееве одержал победу либерал-демократ, теперь это место занято банкиром Иланом Шором.
Коммунисты тонут, но не сдаются
Результаты Партии коммунистов демонстрируют: политформирование находится в глубочайшем кризисе. ПКРМ в прошлом году отказалась от активного противостояния Альянсу и попыталась наладить с властью сотрудничество. После парламентских выборов появилось подобие правящего большинства, неформальной частью коего стали и коммунисты. Владимир Воронин рассчитывал получить в качестве «отката» Счетную палату, Центризбирком и Координационный совет по телевидению и радиовещанию. Надежды оказались тщетными. Ни Влад Плахотнюк, ни тем более Владимир Филат никогда не поделятся просо так с просящим. У них не та психология. Что-то оторвать от себя они в состоянии, если им противостоит равный по силе. На местных выборах 2015 года ПКРМ получила 77 кресел мэров. В 2011-м – 203. Существенное падение. В Кишиневском муниципальном совете у коммунистов 3 человека, было – 26. Кандидаты некогда всесильной партии возглавили три районных центра: Кантемир, Новые Анены и Штефан Водэ.
Выборы еще раз продемонстрировали: молдавское общество в тупике. Наибольшей популярностью пользуются партии, тянущие своего избирателя на баррикады. Те же, кто пытается уйти от крайностей, обречены на непонимание со стороны электората.
Александр ТОКАРСКИЙ.
Города Молдовы сменили цвет
В Республике Молдова 32 района и два муниципия. Плюс 3 района в Гагаузской автономии. Таким образом, всего избиралось 37 примаров.
Вот как отныне выглядит итоговый расклад распределения городов по партийной принадлежности. «Наша Партия» возглавила муниципий Бельцы плюс 11 райцентров (городов-резидентов): Бессарабка, Дондюшаны, Дрокия, Фалешты, Флорешты, Глодяны, Шолданешты, Комрат, Вулканешты, Рышканы, Чадыр-Лунга. У ДПМ 7 райцентров: Калараш, Каушаны, Единцы (будет оспорено), Хынчешты, Леово, Резина и Сынжерей. ЛДПМ – 4 райцентра: Чимишлия, Сороки, Унгены, Теленешты. ПКРМ – 3 райцентра: Штефан Водэ, Новые Анены, Кантемир. ПСРМ – 3 райцентра: Бричаны, Окница и Кочиеры. ЛП – муниципий Кишинев и 2 райцентра: Ниспорены и Криуляны. Орхей – «Равноправие». Независимые – Кагул, Яловены, Страшены и Тараклия.