КРИЗИСНОЕ ЛЕТО: ГРЕЦИЯ ЗАКРУЧИВАЕТ БАНКИ
Но жители Эллады не паникуют и спичками с солью впрок не запасаются
На целую неделю в Греции с понедельника закрылись банки. Закрыта и фондовая биржа. А выдачу наличности грекам в банкоматах ограничили суммой в 60 евро. Так власти страны пытаются предотвратить панику и массовое изъятие денег из банков (а за последние несколько недель были сняты со счетов миллиарды евро). Но не приведут ли эти меры к обратному результату?
Спокойствие, только спокойствие — таков посыл заявлений греческого премьер- министра Алексиса Ципраса, обращающегося к народу с призывом не паниковать и обещанием сохранить все банковские вклады: «Чем спокойнее мы будем противостоять трудностям, тем скорее преодолеем их. Сегодня у нас есть шанс доказать себе самим и всему миру, что справедливость может взять верх. И еще у нас есть историческая возможность отправить месседж надежды и достоинства Европе и миру».
Решение о закрытии на неделю банковских учреждений было принято после того, как Европейский центробанк решил не увеличивать объем экстренной помощи греческим банкам. Этому предшествовало заявление Ципраса о том, что на 5 июля в Греции намечен референдум по предложениям реформ, обсуждающихся на переговорах с кредиторами.
Иностранные туристы, впрочем, от ограничений при выдаче наличности будут освобождены. Что и понятно — они служат источником доходов для греческой экономики. И тем не менее британские и немецкие власти рекомендуют отправляющимся на отдых в Элладу туристам запасаться наличностью — на тот случай, если в банкоматах деньги закончатся. Как сообщает Франс-Пресс, ссылаясь на источник в греческих банковских кругах, только в 40 процентах банкоматов есть деньги. Лишь начиная с вечера пятницы из греческой банковской системы было выведено 1,3 млрд евро.
Что происходит в Греции, как реагируют местные жители на последние события? Об этом рассказывает Федор ИГНАТИАДИС, издатель газеты «МК — Афинский курьер».
— Люди реагируют достаточно хладнокровно. Это было ожидаемо и ни для кого не стало сюрпризом. Тем более объявлено, что будут доступны операции по дебетовым и кредитным картам (не только для туристов). Единственное, что ограничена сумма для снятия и проведения операций — 60 евро в день. И нельзя переводить деньги за границу. Получать — можно. 60 евро — это достаточные деньги, чтобы поесть в кафе, заправиться или купить продуктов. Плюс отсрочили всем физическим лицам и компаниям налоговые платежи до тех пор, пока не откроются банки.
— Как население Греции относится к идее референдума 5 июля?
— Меня удивил комментарий немецкого журналиста: мол, правительство Греции обратилось за советом к рыбакам и бабушкам. Народ — это не столько рыбаки и бабушки, это средний класс, это думающая молодежь, все здравомыслящие люди. Так говорят те, кто не верит в демократию. Я думаю, Греция еще преподаст урок настоящей демократии. Потому что когда собираются несколько человек за закрытыми дверями и никто не возражает — это не демократия, это диктатура. Я думаю, референдум поддержит правительство.
— В России в трудные времена скупаются спички и соль, а что скупают в кризис греки?
— В Греции никто не закупается впрок, да это и бессмысленно. Овощи и фрукты всегда есть, а скоропортящихся продуктов много не запасешь. Ажиотажа нет. Могу судить по моему району Врилисья. Хотя уверен, что зарубежные СМИ непременно будут искать очереди и показывать их на всю планету. Но очередей нет!
— Вы наблюдаете отток туристов из страны?
— Нет, все идет как обычно. Туристам все операции с карточками обеспечены. Самолеты летают. Людям рады. Обычный рабочий день, разве что с дебатами по телевизору.
— Для греков жизнь в состоянии кризиса стала привычной, наверное?
— Да, люди устали. В истории капитализма не было страны, которая бы 6 лет жила в рецессии. Из нас делают этаких бестолковых, не понимающих реалий участников еврозоны. Но это не так. Все не так просто, как бы хотелось показать крупным участникам ЕС. То, что они предлагают нам, — немыслимо и неприемлемо. И мы слышим откровенное вранье и передергивание фактов. Например, кредиторы рекомендуют увеличить НДС на гостиничные услуги с 6,5 % до 23%. Это же самоубийство: ни один турист не готов взвалить на себя это бремя. Греков возмущает то, как некрасиво и несерьезно ведет себя евросообщество по отношению к ним. Сейчас из греков пытаются сделать нахлебников. Самое главное — довести до россиян то, что греки прекрасно понимают, какой перед ними стоит выбор. Когда группка людей решает судьбы народа и страны — это вызывает наше отторжение. Когда перевираются факты. Мы ничего не брали у налогоплательщиков Европы. Никто из них не давал нам 240 миллиардов. Мы брали у французских и немецких банков. В случае дефолта Греции в 2009 году могли погибнуть финансовые колоссы Европы, на что олигархия пойти не могла и переписала все на налогоплательщиков Италии, Франции, Германии, Эстонии и других. Все не так просто, как хотелось бы преподнести кому-то. Знаете, как сильно изменилась жизнь Греции за последние 5 лет! В стране, где число самоубийств было самым маленьким в Европе, число суицидов выросло втрое! Закрываются бизнесы, компании, люди разоряются. Отчаяние, депрессия, агрессия, которой у греков никогда не было. Греция все это время была контролируема Брюсселем, и если он это допустил, то несет такую же ответственность, как и сама Греция…
Андрей ЯШЛАВСКИЙ, Ольга КОЧЕТКОВА.
НАШИ ЭКСПЕРТЫ
Руслан ГРИНБЕРГ, директор Института экономики РАН:
— Жизнь, к сожалению, несправедлива: одни занимают деньги, а другим приходится отдавать. Поэтому в целом я на стороне греческого правительства. Их шаг по организации референдума, принимать или не принимать условия кредиторов, которые требуют повышения тарифов, урезания социальных обязательств, повышения пенсионного возраста, вполне логичен. Тем самым власти получают мандат на свои дальнейшие действия, которые в любом случае будут носить болезненный для населения характер.
Если по итогам плебисцита греки выйдут из еврозоны и объявят дефолт, это будет означать поражение ЕС. Запустится процесс сжимания экономического и валютного пространства, возникнет дезинтеграционный тренд, за которым может последовать «эффект домино». Европейская идея «общего дома» начнет терпеть крах.
Однако все эти процессы вряд ли сильно скажутся на экономике России. Краткосрочные колебания курса евро к рублю возможны, но все ограничится буквально несколькими пунктами. А в перспективе я даже не исключаю, что евро несколько подешевеет по отношению к нашей национальной валюте. Для России мировая цена «бочки нефти» гораздо важнее внутриевропейских разборок.
Василий СОЛОДКОВ, директор Банковского института ВШЭ:
— После возможного выхода Греции из еврозоны, очевидно, евро девальвируется к основным мировым валютам, в первую очередь к доллару. Причем падение может оказаться достаточно чувствительным.
Через это произойдет укрепление рубля к евро. Но парадокс ситуации заключается в том, что чем слабее сейчас российская национальная валюта, тем лучше для экономики: нефтегазовые доходы в рублях выше, меньше проблем с бюджетом, импорт сокращается, а это, в свою очередь, является хорошим стимулом к так называемому импортозамещению. Однако в России третий год падает объем инвестиций. Больших частных денег ждать не приходится, а средства, которые могли бы выделяться из бюджета, уходят на военные расходы и прочие подобные мероприятия.
Кроме того, замечу, что дефолт Греции — это не дефолт, например, Кипра, где сосредоточено большое количество российских офшоров и банковских счетов. В худшем случае в Греции отечественные туристы испытают неудобства, так как придется ввезти на отдых больше наличной валюты. Зато цены там наверняка упадут.