Кишинев надо выводить из депрессии!
У Илиана Кашу, кандидата «Нашей Партии» в генпримары столицы свой рецепт возрождения главного муниципия страны
14 июня перед жителями столицы стоит простая задача – выбрать хозяина Кишинева на четыре последующих года, чтобы он был честным, порядочным, грамотным. Задача вроде как несложная, но некоторым решить ее не под силу. С одной стороны, сознание общества бомбит «старая» артиллерия, которая была у руля местной власти много лет подряд и знает, что это такое. С другой стороны, подросла и возмужала новая политическая элита, незнакомая ранее, но весьма перспективная. Именно к этой категории относится Илиан Кашу, кандидат на пост генпримара мун. Кишинев от «Нашей Партии».
За три недели избирательной кампании Илиан Кашу из малоизвестного политолога и человека «вторых ролей» вдруг превратился в персону, о которой заговорил весь город. Активность его в рамках избирательной кампании просто поражает: электоральные дебаты на разных теле- и радиоканалах дополняются постоянным контактом с жителями Кишинева, к которым он приходит сам. Кишиневцы имеют возможность самостоятельно сделать выводы о человеке с билбордов и телеэкранов, ежедневно вступающим с ними в контакт. Чем же объясняется растущая день ото дня популярность Илиана Кашу? Скорее всего, тем, что многие видят в нем себя. Ведь кандидат «Нашей Партии» живет, как и они, в реальном мире, полном проблем и несправедливости, который намерен изменить.
– Г-н Кашу, Вас называют самым активным и доступным для кишиневцев кандидатом на пост генпримара муниципия. Поделитесь секретом: откуда берете силы? Эта целеустремленность и настойчивость – врожденное свойство характера или приобретенное в процессе жизни?
– На это влияет множество факторов – и генетика, и команда, и семья. Местные выборы – это моя первая предвыборная кампания, мой первый опыт, поэтому я не имею права фальшивить и обязан работать на все сто. Кроме того, я избрал другую, очень непростую стратегию предвыборной кампании по отношению к другим оппонентам. Я не собираю людей в парках, залах, на улицах, я сам к ним иду. Мне очень нравится общаться с людьми, мы говорим с ними на одном языке, неважно – молдавском, румынском, русском. Я понимаю их, а они чувствуют мое сопереживание и стремление что-то изменить к лучшему в нашем городе и стране. Я чувствую постоянную позитивную энергию, и именно она мне дает ту силу, которая нужна в предвыборной кампании. Самый приятный момент, когда ко мне на улице подходят незнакомые люди, которые желают удачи.
– До выборов осталось всего лишь несколько дней. Что Вам подсказывает интуиция, каким будет итог выборов?
– Я лично и моя команда делаем все для победы. Мы не обращаем внимания на манипулирование обществом путем соцопросов, на провокации, мы просто круглосуточно трудимся. Мы сосредоточены на работе с людьми, на той стратегии, которую выбрали изначально, и я уверен, что она увенчается успехом.
– Ходят слухи, что «Нашу Партию» попытаются снять с местных выборов. Возможно ли такое после парламентских выборов 30 ноября, когда партию отстранили буквально накануне выборов?
– К великому моему сожалению, в стране, где коррупция настолько сильно развита, где закон служит олигархии, а не справедливости, возможно все. Обстановка в стране беспрецедентная. Именно поэтому «Наша Партия» будет бороться и противостоять желанию узурпировавших власть проворовавшихся чиновников снять нас с выборов. С этой целью 10 июня мы проведем акцию «За честные выборы». У власть имущих не будет ни одной зацепки, чтобы нас и на этот раз лишить возможности участвовать в выборах.
Ну а после победы на местных выборах здоровых сил гражданского общества придет время и досрочных выборов. Когда именно и как это произойдет – гадать не стану, но они обязательно будут, потому что невозможно больше терпеть этот беспредел и хаос, которые убивают нашу страну.
– Г-н Кашу, каков Ваш рецепт возрождения Кишинева?
– Первое, что надо сделать, это устранить в обществе баррикады. Пока люди каждый день обсуждают, кто украл миллиард и как его вернуть, мы не в состоянии не то что думать о своем развитии, а даже подметать улицы. Пока в нашем обществе актуальным остается вопрос, на каком мы говорим языке – молдавском, румынском или государственном, мы не в состоянии думать о развитии. Пока мы с пеной у рта доказываем, какой внешнеполитический вектор предпочтительней, какая история нам нужна, – мы не сможем двигаться вперед. Нам нужно перейти на другой этап, потому что та дорога, по которой мы идем последние двадцать лет, оказалась тупиковой, и ведет она к пропасти.
– Г-н Кашу, Вы знаете, как сейчас обстоят в Молдове дела с образованием. Вы сам – сторонник каких методов обучения: жестких или либеральных?
– То, что в Молдове происходит в сфере образования, – это беспредел. Эта сфера чрезвычайно политизирована, в ней процветает бюрократия. «Наша Партия» и я лично не сторонники закрытия школ. Мы видим, что качество обучения не улучшилось от того, что сэкономленные от закрытия школ деньги были потрачены на установку видеокамер, металлоискателей и пр. Социальный эффект от закрытия школ катастрофический, который еще будет аукаться не одному поколению детей.
Не надо ломать детскую психику, унижая учеников, заставляя их сидеть под видеокамерами, надо правильно воспитывать молодежь, учить с юных лет всего добиваться честным трудом.
– В случае Вашей победы, какова будет судьба позорных развалин в центре Кишинева – Республиканского стадиона, гостиницы «Националь»?
– Насколько мне известно, эти участки уже по несколько раз были проданы и прав у местных властей на реставрацию того же Республиканского стадиона нет.
Для того, чтобы навести порядок, необходимо срочно разработать Генеральный план развития мун. Кишинев, с привлечением самих кишиневцев, а также иностранных специалистов. В соответствии с этим документом, мы начнем работы по реставрации архитектурных памятников истории, строительству объектов. Нам надо остановить хаос в Кишиневе, и я уверен, что нам это удастся сделать.
– Как вы относитесь к созданию специализированных СМИ Кишинева? Когда-то были газеты, которые освещали жизнь города. Не пора ли воссоздать «Вечерний Кишинев», например?
– Я уверен, что такие масс-медиа нужны муниципию. Нужны газеты, радио, телевидение, которые освещали бы жизнь старейшего города нашей страны. Ведь далеко не у каждого кишиневца есть доступ к интернету, не все предпочитают читать новости он-лайн, смотреть TV или слушать радио. Я, например, сторонник традиций, люблю читать печатные издания – книги, газеты, журналы. Мне нравится хорошая полиграфия. Я получаю от этого процесса не только умственное, но и эстетическое удовлетворение. Поэтому будем возрождать СМИ для кишиневцев и начнем с любимой газеты «Вечерний Кишинев».
– Вы часто говорите о своей семье, жене, детях. А что вы можете рассказать о своих родителях?
– Я вырос в трудовой семье молдавских интеллигентов. Отец был учителем математики в сельской школе, мама работала в школе секретарем. Жизнь была непростая, ведь им пришлось воспитывать трех сыновей. Отец рано ушел из жизни, и тогда настали самые трудные времена для нашей семьи. Так как я был старшим, на меня легла ответственность за всех. Пришлось не только учиться, но и работать, чтобы хоть как-то помочь матери и братьям.
Но понемногу жизнь наладилась, у моей матери уже пятеро внуков. Один из братьев служит в Национальной армии Молдовы, другой занимается ремонтом автомобилей.
– Что Вам запомнилось из детства? Вас часто наказывали?
– Проблема была в том, что меня наказывать было не за что. Родители никогда не проверяли у меня домашнюю работу. Они отдали меня в первый класс и «проснулись», когда я закончил школу. Потом я поступил в Бельцкий пединститут, и они вновь меня не спрашивали, как идет учеба. Но не потому, что были равнодушны, а потому, что были уверены во мне. Они знали, что я человек ответственный и все стараюсь делать хорошо и правильно. Можно сказать, что я сам сделал себя и был в этом примером для братьев.
После факультета иностранных языков в пединституте, я страстно мечтал учиться в США. Чтобы добиться своей цели, принимал участие во всякого рода конкурсах, стараясь выиграть стипендию. После многих попыток в 1996 году мне удалось получить стипендию от американского Конгресса, очень скромную, которой хватало только на проживание и немного на еду. Поэтому я устроился библиотекарем в университете, чтобы заработать денег на одежду, помочь матери и братьям, которым жилось очень туго, так как рядом не было ни отца, ни меня.
Но жизнь закалила меня и приучила к дисциплине. Я был одним из первых учеников в школе, университете, руководил на факультете Английским клубом. Может быть, именно потому, что жизнь была сурова со мной, я многого добился сам и мне есть, чем гордиться. Я доказал на своем примере, что простой молдавский парень, без денег и связей, может многого добиться. И не только учиться «на отлично» в сельской школе, но и презентовать свои научные труды в Гарвардском университете. В этом же ключе я воспитываю и своих сыновей.
– Как Вы относитесь к деньгам?
– Очень рачительно и экономно. Я не занимаюсь бизнесом и не умею торговать. Те деньги, которые я зарабатываю интеллектуальным трудом, научными исследованиями, я очень осторожно трачу.
– Что Вы любите читать? Какую музыку предпочитаете?
– В чтении книг мы конкурируем с супругой. Когда-то давно взяли обязательство прочитать произведения современных писателей, которые получили Нобелевскую премию по литературе. Мне очень нравится Орхан Памуко («Меня зовут красный», «Снег»), Халед Хоссейни («Бегущий за ветром»), Абрахам Вергезе («Рассечение Стоуна»), обожаю Габриеля Гарсиа Маркеса.
Что касается музыки… Я люблю красивую музыку разных жанров, но играет на скрипке у нас в семье только старший сын. Недавно он исполнил мою мечту – сыграл вальс Евгения Доги из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь».
– Что вы можете пожелать себе и своей команде на финишной прямой?
– Я как профессиональный политолог и человек, которому доверили честь представлять наше политформирование в примэрии мун. Кишинев, хочу поддержать на этом этапе свою команду, членов «Нашей Партии», сочувствующих нам людей и, конечно, наши семьи. Мы вместе прошли этот сложный путь, и я уверен, что это только первый этап нашей совместной работы в будущем.
Кристина МАЛЕКА.