Лучше торговать, чем воевать
Военные грузы в Приднестровье пропускать не будут
На прошлой неделе Верховная рада денонсировала пять соглашений Украины с Россией, регулировавших транзит через территорию «незалежной» военных грузов. Решение ожидаемое. Еще с прошлого года Киев фактически полностью блокировал Оперативную группу российских войск в Приднестровье. Даже ротации кадров ОГРВ ставили и ставят всевозможные препоны.
Лидер Радикальной партии Олег Ляшко заявил, что у Киева с Москвой есть еще 37 межгосударственных соглашений, которые необходимо расторгнуть, например, договор о пребывании российских войск в Крыму, сообщает «Украинская правда». «Учитывая фактическое участие вооруженных формирований РФ в военных действиях на востоке… против ВСУ на стороне незаконных вооруженных формирований, целесообразно денонсировать соглашение, выполнение которого несет прямую угрозу национальной безопасности и территориальной целостности…», – заявил с трибуны Верховной Рады депутат партии «Свобода» Юрий Левченко. Реакция Министерства обороны Российской Федерации в лице координатора управления генеральных инспекторов генерала армии Юрия Якубова последовала незамедлительно. «Сейчас, когда Украина прервала все соглашения с Россией в сфере военно- технического сотрудничества, включая транзит грузов через украинскую территорию, Министерству обороны ничего не остается, как обеспечивать всем необходимым российские формирования по воздушному мосту, с помощью самолетов военно-транспортной авиации. Оставить миротворцев на голодном пайке мы не позволим», – цитирует генерала «Лента.ру». Вот только Юрию Якубову, прежде чем такое говорить, стоило бы ознакомиться с состоянием взлетно-посадочной полосы тираспольского военного аэродрома. На нее сегодня не решится садиться не то что пилот транспортного Ил-76, но и Ан-2.
После денонсации соглашений с Россией о транзите военных грузов демонстративно через Одессу прошел дивизион комплексов противовоздушной обороны С-300ПС. Тем самым власти Украины хотели показать, что готовы защищать воздушное пространство своей страны. Аргумент, конечно, сильный, но только на первый взгляд. У украинской стороны есть еще максимум шесть дивизионов ПВО. Срок гарантированного хранения ракет на комплексах С-300 всех типов – 10 лет. Потом твердотопливная начинка начинает разлагаться. Последствия пуска могут быть самыми непредсказуемыми, вплоть до взрыва на старте. В Украине не производятся такого рода ракеты и нет топлива для их переоснастки. В начале 2000-х С-300 хотели купить в России, но все осталось на уровне разговоров. Денег не хватило. Некоторые военные аналитики предполагают, что возить грузы в Приднестровье можно из Крыма военно-транспортными вертолетами, а систему ПВО под Одессой подавить, благо силы и средства на это есть. Возможно, депутаты Верховной рады на это и рассчитывали. Тогда мировому сообществу будут продемонстрированы реальные доказательства российской агрессии. Однако последствия такого развития событий могут быть самыми непредсказуемыми. Все это очень похоже на ситуацию с законом о региональном статусе русского языка, который Рада отменила в феврале 2014 года. Тогда ушел Крым, восстал Донбасс. Депутаты сказали «ой, мы ошиблись» и попытались повернуть назад, но было поздно.
Удивительно, но молдавские власти сегодня ведут себя еще более странно, чем украинские. В Кишиневском международном аэропорту регулярно отправляют обратно офицеров, прилетающих из Москвы и следующих в Тирасполь. Тем самым власти рассчитывают, что мы таким образом ослабляем Оперативную группировку войск в Приднестровье. Однако это далеко не так. Сегодня в ОГРВ уже более половины служащих – местные жители с российскими паспортами. Ну а желающих получать зарплату от Минобороны РФ – десятки тысяч. Можно сформировать целую армию, и это только один момент. Другой – возможные военные действия в случае прорыва блокады левобережья Днестра. Столкновения, хотим мы того или не хотим, обязательно затронут и нашу территорию. Так что куда выгоднее и мудрее было бы не чинить мнимые препятствия российским силовикам, а напротив, продавать ОГРВ сапоги фирмы «Зориле», конфеты от «Букурии», колбасу от «Кармеза», сигареты от Кишиневского табачного комбината. Однако, вероятно, у «наших западных партнеров» на эту проблему другая точка зрения. И власти обязаны ей следовать.
Александр ТОКАРСКИЙ.