Коррупция с аппетитом жрет молдавский бизнес
Западным партнерам, в отличие от молдавских властей, это очевидно
На прошлой неделе в Тбилиси прошло ежегодное заседание Совета управляющих Европейского банка реконструкции и развития. В рамках его состоялся бизнес-форум, на котором выступил вице-премьер, министр экономики Молдовы Стефан Бриде. Он представил инвестиционные возможности нашей страны в разных секторах национальной экономики. Бриде заверил участников мероприятия, что евроинтеграция остается абсолютным приоритетом Молдовы.
Коррупция захватила государство
Неизвестно, на кого рассчитывал наш министр экономики, расписывая прелести молдавской деловой среды. Думается, среди слушателей наивных простачков не было. И они наверняка успели познакомиться с Отчетом Всемирного банка «Инвестиционный климат в Молдове», опубликованным незадолго до заседания в Тбилиси. Отчет основан на данных проведенного банком исследования Doing Business 2015, опроса «Издержки ведения бизнеса-2014», а также исследования Всемирного банка и Европейского банка реконструкции и развития по 16 критериям оценки делового климата за 2013 год. Этот документ оказался в распоряжении интернет-портала newsmaker.md.
По результатам опроса, каждый второй респондент ответил, что предпринимательский климат в Молдове ухудшился. Это самый высокий уровень пессимизма, начиная с 2005 года. Главным препятствием для ведения бизнеса опрошенные называют политическую нестабильность (в 2008 году данный показатель был лишь на третьем месте). А коррупция, которая семь лет назад занимала среди препятствий лишь шестую позицию, переместилась на вторую. На третьей – недобросовестная конкуренция.
Но именно коррупция больше всех волнует предпринимателей. В их восприятии, говорится в отчете, коррупция осуществила захват государства. Да и как может быть иначе, если у нас перед глазами год за годом разворачиваются рейдерские атаки на финансовый сектор, беспрецедентная банковская афера, громкие скандалы в высших эшелонах власти (упомянем, к примеру, совсем свежую историю со злоупотреблениями в системе здравоохранения, в результате которой предварительному аресту подвергнуты экс-министр Андрей Усатый и ряд высокопоставленных чиновников от медицины – правда, эта история в доклад не попала). Однако виновных странным образом не оказывается, а если и оказываются, то отделываются они, как правило, легким испугом.
Берут все! И много
Эксперты Всемирного банка констатировали: размер взяток (подарков) бизнеса правительственным чиновникам за последние восемь лет резко вырос. В 2005 году о значительном (или очень значительном) увеличении суммы взятки сообщали 12% предпринимателей, а в 2013-м — уже 53%. О росте платежей местным чиновникам за тот же период заявили, соответственно, 16% и 53% опрошенных. Еще больше респондентов сказали о росте взяточничества среди депутатов — 56% против 13% в 2005 году. При этом в целом по региону (29 стран Центральной и Восточной Европы, Россия, Турция и др.) эти показатели за тот же временной промежуток выросли на 1-2%. В Молдове повысились и размеры откатов за правительственные контракты: в 2008-м – 8% от суммы заключенного контракта, в 2013-м — уже 11%. На таможне неофициальные платежи составляют 21% от общего их объема, одновременно официальная стоимость таможенных процедур с 2013 года выросла на треть.
Время против денег
Немалая часть доходов коррупционеров – разрешительные документы. И чем выше неофициальные платежи, тем меньше времени уходит на получение разрешений. С 2008 года число предпринимателей, вынужденных давать взятки за разрешение на строительство, выросло с 23% до 43%. В Европе этот показатель, наоборот, снизился — с 21% до 17%. По данным авторов исследования, в Молдове значительно ухудшились условия подключения новых объектов к воде и электричеству: в 2008 году взятки за это давали 7% и 2% бизнесменов, соответственно, в 2013-м — 41% и 23%.
Время на получение лицензии или авторизации (разрешения на деятельность) сократилось за период с 2013 по 2014 год — на 22% и 11% соответственно. Зато увеличился размер взяток — на 36% и 8% соответственно. Общая сумма затрат за лицензию выросла на 15%, а неофициальные платежи составляют 22% от нее. Та же история с сертификатами соответствия. Стоимость получения сертификата соответствия на оборудование (без этого никакая модернизация производства невозможна) выросла на 209% (с 75 до 232 долларов), а время получения — на 22%. Расходы на получение других сертификатов увеличились на 6-151%.
Отдельное внимание в отчете уделено строительному бизнесу и экспортно-импортным операциям. В Молдове, чтобы получить разрешение на строительство, необходимо пройти 27 процедур — на 40% больше, чем в странах Европы и Центральной Азии, и на 56% больше, чем в развитых странах Евросоюза. Потратить на все это придется 247 дней, тогда как в ЕС — 149. Что же касается внешней торговли, то и она страдает от чрезмерной бюрократической волокиты. Длительность разрешительных процедур на экспорт и импорт и количество необходимых документов у нас на 55-65% больше, чем в странах Евросоюза.
Контролер на контролере
Молдавский бизнес душат проверки. Их, согласно результатам исследования, в 2014 году стало больше на 42%. По словам каждого четвертого опрошенного, в течение года его фирму посетили представители шести и более органов госконтроля.
Особенно активны были пожарные, санитарные врачи, полиция, экологическая инспекция, надзорные органы за соблюдением стандартов. Сократил количество проверок лишь орган по контролю за ценами, но это легко объяснимо: если положить предел завышению цен, у предпринимателей будет меньше денег на взятки.
К числу больших проблем бизнесмены относят высокие налоги и штрафы, а также запутанные процедуры налогообложения. Из-за этого нанять бухгалтера на полный рабочий день, увеличив собственные расходы, вынуждены были 73% компаний, что на 9% больше, чем прежде. Беспокоит деловых людей жесткий подход налоговиков к любым ошибкам, несоответствия в нормативных актах, отсутствие согласованности в назначении штрафов и наказаний, а также неэффективность системы урегулирования налоговых споров.
В судах искать нечего
Нет у бизнесменов особого доверия к судебной системе. Если в 2008 году для решения экономических споров в суды обращались 22% предпринимателей, то в 2013-м – только 14%. А 38% из тех, кто все же обращался в суд, остались недовольны ни самим ходом процесса, ни вынесенным решением. Стоит ли после этого удивляться, что доля бизнесменов, считающих судебную систему справедливой и беспристрастной, в 2013 году упала почти вдвое по сравнению с 2008-м? Также почти вдвое – с 45% до 23% – уменьшилось и число предпринимателей, полагающих, что судебная система исполняет свои решения.
Евронесовместимость
Невеселая картина, нарисованная в отчете Всемирного банка, сложилась как раз в годы правления проевропейских партий. А ведь они сулили стране небывалый экономический расцвет, который наступит со дня на день. Так что неутешительный диагноз существующему положению дел – целиком на совести наших евроинтеграторов. В заключительной части доклада сделан вывод: темпы реформ и улучшений несовместимы со стремлением Молдовы к евроинтеграции. «Страна значительно отстает от своих региональных и глобальных конкурентов», — констатировали эксперты Всемирного банка.
Такого же мнения и глава представительства Европейского банка реконструкции и развития в Молдове Юлия Отто. По ее словам, стагнация роста прямых иностранных инвестиций на протяжении нескольких лет — угрожающий фактор для маленькой и открытой экономики Молдовы. Глава представительства ЕБРР уверена, что больше всего инвесторов отпугивают неофициальные платежи и бюрократия. «В Европе бизнес так не работает, поэтому в Молдове никто не хочет оставаться», — говорила Юлия Отто на встрече с журналистами.
К слову, эксперты ЕБРР ухудшили собственный прогноз экономического развития для Молдовы на нынешний год. Они считают, что экономическая перспектива становится все более неопределенной, и ожидается, что экономика страны в 2015-м сократится на 2%, что является ухудшением по сравнению с январем, когда ожидался нулевой рост.
На фоне столь пессимистической картины, очень интересно для кого же рассказывал свои сказки Стефан Бриде?
Елена РОЙТБУРД.