Газета "Кишиневские новости"

Новости

АВАНТЮРНЫЙ РОМАН

АВАНТЮРНЫЙ РОМАН
30 апреля
00:00 2015

Жена графа Калиостро — не меньшая загадка, чем ее знаменитый супруг

XVIII век породил немало талантливых, ярких личностей, которые стремились постичь сущность мироздания, тянулись к знаниям — тайным и явным. Таким был и граф КАЛИОСТРО (Джузеппе Бальзамо). Споры о том, являлся ли он выдающимся исследователем, химиком и врачом или же попросту дурачил людей, ведутся до сих пор. Не меньшая загадка – его жена Лоренца. Та, которая на протяжении двадцати лет была верной помощницей Калиостро, предала его, отдав в руки инквизиции. В чем же причина?

Что за человек был герой нашей исто­рии, не дознались даже инквизиторы, пы­тавшие его сорок три раза. Когда церковь наконец-то вынесла Калиостро смертный приговор (в последнюю минуту сожжение на костре заменили на пожизненное заключе­ние), против него выдвинули сразу два взаи­моисключающих обвинения: первое – что он чернокнижник, то есть колдун, и второе – что он мошенник, который выдавал себя с ко­рыстными целями за колдуна, а сам таковым не являлся…

Граф Феникс, он же маркиз де Анна, он же маркиз де Пеллегрини, он же Тискио, он же Алессандро Калиостро и Джузеппе Бальзамо, родился в 1743 году в Палермо, в семье мел­кого торговца сукном. Родители – набожные католики – отдали сына в школу при церкви Святого Рокка. Откуда его вскоре с позором исключили за кражу. После этого юного Джу­зеппе отправили в монастырь бенедиктин­цев в Кальтаджироне – на перевоспитание. Один из монахов, заметив склонность маль­чика к химическим исследованиям, взял его в ученики. Обучение не прошло даром: когда Бальзамо выгнали и из стен этого заведения (за мошенничество), он занялся изготовле­нием «чудодейственных» снадобий, поддел­кой документов и продажей якобы старинных карт с указанием спрятанных кладов. Одной из жертв стал серебряных дел мастер Му­рано, которому юный маг пообещал открыть тайную пещеру, где хранились сокровища. Оставив у входа шестьдесят унций золо­та в качестве откупа от темных сил, простак клада так и не увидел. Но был избит в пещере неизвестными лицами. Мурано поклялся ото­мстить обманщику, и Джузеппе бежал в Мес­сину, к родственникам. Там же после кончины своей тетки Винченцы он взял себе ее звуч­ную фамилию Калиостро, а заодно присво­ил и графский титул. В Мессине произошло знакомство Калиостро с «герметическим му­дрецом» Альтотасом. Именно под его руко­водством будущий маг изучал оккультные на­уки сначала на Родосе, а затем на Мальте и в Египте. Из путешествия наш герой вернулся продвинутым «адептом тайных доктрин Вос­тока». Магистр ордена мальтийских рыцарей дон Мануэль Пинто снабдил его рекоменда­тельными письмами к высокопоставленным римским чиновникам.

Именно в Риме, куда Калиостро прибыл в 1768 году, он встретил Лоренцу Феличиа­ни, дочь книготорговца (по другой версии – медника). Девушка была чудо как хороша: блондинка с голубыми глазами – редкость для этих мест. Ей было всего четырнадцать лет. Джузеппе был на одиннадцать лет стар­ше, уверен в себе, щеголял своей ученостью, его окружал ореол тайны. Неудивительно, что он вскружил девушке голову. Кроме того, ей льстило внимание «знатной особы». Они по­женились. Молодая жена была без памяти влюблена в мужа, хотя его идеи насчет брака казались ей довольно странными. Например, Калиостро говорил, что в измене нет ничего предосудительного, более того, она жела­тельна, если совершается на благо мужа. Не исключено, что набожная католичка поде­лилась сомнениями с родителями – молодой чете пришлось срочно переменить место жи­тельства.

Европейские гастроли

На протяжении двадцати лет, что прожили вместе супруги Калиостро, Лоренца познала и блеск, и славу, и нищету, и преследования, и обвинения в мошенничестве. Ее муж за­нимался врачеванием, искал «философский камень», проводил спиритические сеансы и превращал ртуть в серебро. Лоренца помо­гала: незаметно подменяла одно вещество другим, отвлекала внимание зрителей. Она рекламировала «эликсир молодости», изо­бретенный мужем, утверждая, что на самом деле ей шестьдесят лет, но снадобье помог­ло сохранить красоту. Неудивительно, что знатные дамы выстраивались в очередь за чудо-средством. Не раз красавица спасала мужа и от нищеты, и от долговой тюрьмы, в буквальном смысле слова торгуя своими прелестями. В Англии, например, суще­ствовал закон, согласно которому муж, заставший жену с другим мужчиной, получал право на половину состоя­ния оскорбителя супружеской че­сти. «Неужели никому не приходит в голову заработать на своей по­ловине?» – удивлялся Калиостро. И вовсю использовал этот спо­соб. А «живцом» была Лоренца.

Она отчаянно ревновала. Ведь Калиостро и сам не чурал­ся плотских утех. Его портреты красовались на кольцах, амуле­тах и брошах, дамских веерах и ширмах. Его ваяли в мраморе и бронзе – рубаха вызывающе распахнута, упрямый подбо­родок, чувственные губы… Не­сколько раз Лоренца пыталась покинуть мужа, но всякий раз возвращалась – то ли скучала, то ли жалела своего «волшебни­ка».

Птица Феникс

Советский зритель знает о графе Калио­стро по фильму «Формула любви». Экранный маг так и не сумел постигнуть природу этого чувства. Настоящий Калиостро тоже не сумел оценить любовь той, что долгие годы была ря­дом с ним.

Калиостро посетил Петербург в 1779 году. История этого визита позже вдохновила Алексея Толстого на мистический рассказ «Граф Калиостро» (по мотивам которого снят фильм). Въехав в Россию по поддельным до­кументам как «господин граф Феникс, гишпан­ский полковник», предприимчивый итальянец не вызвал подозрений главным образом бла­годаря рекомендациям по линии масонства. Богатую клиентуру среди столичной знати Калиостро приобрел почти сразу, вылечив от хрипоты своего земляка, итальянского тено­ра Джованни Локателли. В скором времени известие о врачевателе распространилось на Санкт-Петербург. Он лечил не только фа­ворита Екатерины князя Потемкина, влия­тельного масона Елагина и богатого барона Строганова, но и простолюдинов. С бедных денег не брал, с богатых запрашивал сумас­шедшие суммы. Самым влиятельным покро­вителем Калиостро стал Потемкин. По слухам, маг помог светлейшему князю (и так одному из богатейших людей Европы) утроить его зо­лотой запас. Еще одна из причин – фаворит Екатерины не остался равнодушным к красо­те Лоренцы, стал открыто появляться с ней в обществе и даже хотел сделать официаль­ной любовницей. Но тут уже осерчала царица. Екатерина Великая повелела Калиостро уби­раться из России «елико возможно поспешно» и сочинила пьесу комического содержания «Обманщик», призванную высмеять и опоро­чить графа.

Масла в огонь добавила история с го­довалым сыном князя Гагарина, ко­торого у себя в резиденции лечил Калиостро. Злые языки погова­ривали, что он просто заменил больного малыша здоровым.

Шерше ля фам

После неудачных гастролей в Петер­бурге маг отправился в Польшу, а оттуда во Францию. Здесь чета Калиостро ока­залась замешана в скандальное дело о бриллиантовом колье. Мошенники подделали письмо королевы Франции к ювелиру и вексель на крупную сумму. Якобы королева про­сила кредит. Помогал в афере духовник ее величества, кардинал де Роган, почитатель Ка­лиостро. Ожерелье про­дали по частям. Ювелир, не дождавшись денег, обратился к королеве. Разразился скандал. И хотя обвинения с Калиостро сня­ли за недостатком улик, осадок остал­ся. Из Франции пришлось уехать.

Нравилась ли Лоренце такая жизнь? Ско­рее всего нет. Вот как описывал свою встре­чу с «женой мага» барон Карл Гейкинг: «По внешнему виду это была особа перезрелая, красноватыя глаза ее свидетельствовали о пролитых слезах, а осанка ея и речь, менее вульгарная, чем у мужа, выдавали одну из тех жалких комедианток, которых заставляют плясать против воли». На тот момент Лоренце было уже за тридцать. Из восторженной де­вушки она превратилась в зрелую женщину. Наверное, как настоящая итальянка, мечтала о большой семье, детях. Некий состоятельный француз Дюплесси, влюбившийся в Лоренцу, стал уговаривать ее покинуть Калиостро, обе­щал ей достойное содержание (предложить руку и сердце он не мог, ибо уже был женат). И, как пишут биографы, у Лоренцы появилась мысль: не начать ли жизнь заново? Прекрас­ный психолог, Калиостро уловил изменения в настроении супруги. И упек ее в тюрьму Сент-Пелажи, где держали неверных жен. И это он, уверявший, что в измене нет ничего предосудительного! Заключение под стражу обозлило Лоренцу. Вероятно, ее донос стал местью.

Все чаще Лоренца начинает говорить Ка­лиостро о том, что хочет вернуться на роди­ну. Она напоминает мужу об идее основать в Риме Египетскую масонскую ложу. Он поддал­ся на уговоры… Когда Лоренца писала донос на мужа, она надеялась, что Церковь призна­ет его еретиком и расторгнет брак – тогда она сможет начать жизнь с новым возлюбленным. Но чуда не произошло. В 1791 году мага при­говорили к пожизненному заключению в кре­пости Св. Льва, а его жену отправили в мона­стырь Святой Аполлонии. Умерла Лоренца раньше мужа – сырость помещений пагубно сказалась на ее здоровье.

Инна ЛОКТЕВА.

Поделиться:

Об авторе

admin

admin

Курсы валют

USD18,220,00%
EUR18,980,00%
GBP22,830,00%
UAH0,440,00%
RON3,810,00%
RUB0,170,00%

Курсы валют в MDL на 24.11.2024

Архив