Соучастники кражи известны, но…
Но власть притворяется, что не знает, о чем речь
Американская компания Kroll, нанятая для расследования беспрецедентной банковской аферы, в результате которой у жителей Молдовы был украден миллиард долларов, завершила свою работу.
Тайна взятия контроля над тремя банками
Отчет, как и положено, был направлен в Национальный банк, а также представлен правительству. Однако рассматривался он за закрытыми дверями, и с министров, как утверждается, даже взяли подписку о неразглашении. Впрочем, можно было особо не стараться: документ составлен на английском языке, которым едва ли в совершенстве владеет большинство членов исполнительного органа. На государственный язык доклад только предстоит перевести, чтобы представить его в Генеральную прокуратуру.
После закрытого заседания некоторые выводы расследования журналистам озвучил губернатор Национального банка Дорин Дрэгуцану. По его словам, к выводу денег причастны акционеры и менеджеры банков, а также руководители ряда компаний, получавшие кредиты с последующим выводом средств за границу. А в пресс-релизе Нацбанка говорится, что «результаты предварительного расследования Kroll показывают, что в 2012-2014 гг. имели место скоординированные и скрытые действия по взятию контроля над этими тремя банками, а впоследствии, чтобы замаскировать истинный характер данных операций, был увеличен объем предоставленных кредитов. В результате произошло резкое ухудшение финансовой ситуации в этих трех банках, у которых зарегистрированы сомнительные долги и кредиты на сумму 13,3 млрд леев». Конкретные получатели финансовых средств пока якобы неизвестны. Дрэгуцану сослался на то, что эксперты Kroll – не волшебники, чтобы за четыре недели досконально определить и выявить конечных получателей выведенных из банков денег.
В афере замешаны все трое В. А еще Т. Л. Д. Г.
Ни Дорин Дрэгуцану, ни премьер- министр Кирилл Габурич не назвали ни одного имени, ни одной фирмы, фигурирующих в отчете. А вот вице- председатель Комиссии по финансовому рынку Юрий Филип оказался более разговорчивым. Он подтвердил, что в отчете упоминается имя Шора, не уточнив, правда, в каком контексте. «В докладе есть имена людей и названия компаний из шести государств. Среди них и страны ― члены Европейского союза, в том числе Великобритания, а также государства постсоветского пространства и оффшорные зоны. Отчет показывает, что большую часть денег можно вернуть, но надо начать второй этап расследования», – заявил Филип.
Свое мнение об отчете Kroll высказали эксперты, подписку о неразглашении не дававшие. Резче всех выразился экс-премьер Ион Стурза: «После того как я проанализировал различную информацию, в том числе и отчет Kroll, могу уверенно сказать одну вещь: преступники!!! Ограбить собственный народ, который и так унижен и обобран историей и правителями всех времен, – это пик цинизма и бесчувствия. В истории человечества более подлого примера не найти». Имен Стурза тоже не назвал, но весьма прозрачно обозначил тех, кто, по его мнению, виноват в происшедшем: «В выводе денег из Banca de Economii, Banca Socială и Unibank замешаны все от Адама до трех В. А еще Т. Л. Д. Г. и компании». Думается, расшифровать эти инициалы не составит труда для любого жителя республики (только правящая верхушка все еще пребывает в странном неведении). «Мерзавец Шор – всего лишь маленькая собачонка при „правителях”», – добавил экс-премьер.
Засекретить нельзя рассекретить
Сразу после закрытого рассмотрения доклада Дорин Дрэгуцану заявил, что отчет не может быть обнародован, потому что это может повредить следствию. Кроме того, чтобы опубликовать доклад, требуется письменное разрешение компании Kroll. Это, мол, предусмотрено контрактом с аудиторами. Подумать только: нанятая нашими властями на наши деньги фирма якобы оставляет за собой право давать или не давать согласие на обнародование своего отчета! Характеристику Дорину Дрэгуцану, подписавшему контракт с таким пунктом, читатель пусть придумает сам. Конечно, мы не можем достоверно назвать сумму гонорара заморских аудиторов, но можно с большой долей уверенности утверждать, что это никак не меньше двузначной цифры с шестью нулями. Бюджетных, то есть наших с вами средств. Вряд ли за такой куш кому-то пришло бы в голову выдвигать столь абсурдные условия. Скорее всего, этот пунктик вписали в контракт кишиневские комбинаторы.
Соучастники кражи миллиарда
Голоса рядовых граждан власть, конечно, во внимание не принимает. Но за публикацию отчета Kroll стали громко высказываться и эксперты, и весьма высокопоставленные персоны. Экс-министр финансов Вячеслав Негруца заявил: «Засекречивание доклада американских аудиторов призвано защитить тех, кто замешан в краже миллиардов из Banca de Economii, Banca Socială и Unibank, от давления гражданского общества и людей, возмущенных случившимся. Затягивают процесс рассекречивания те, кому есть что скрывать». Бывший представитель Молдовы в Совете Европы и ООН Алексей Тулбуре утверждает: «Парламент и правительство работают в режиме секретности. Такие ситуации случаются только в захваченном государстве. Очевидно, что документ должен быть публичным. Расследование проводилось на государственные деньги. Возможно, теперь власти будут пытаться просто свести к минимуму важность доклада этой компании. Засекречивая его, политики становятся соучастниками кражи миллиарда из банков».
Расследование будет длиться долго
Председатель Партии социалистов Игорь Додон пообещал опубликовать отчет, если власти этого не сделают. Потребовали обнародовать документ и председатель парламента Андриан Канду, и министр просвещения Майя Санду. И даже председатель ЛДПМ Влад Филат, которого многие эксперты прямо обвиняют в причастности к беспрецедентной афере, тоже заявил о необходимости публикации отчета: «Пока он остается засекреченным, звучит множество спекуляций, кривотолков, инсинуаций и т.д. Надеюсь, что после опубликования доклада такие спекуляции прекратятся».
И Дорин Дрэгуцану вынужден был сообщить, что отчет компании Kroll по ситуации в Banca de Economii, Banca Socială и Unibank все-таки будет предан гласности. Губернатор Нацбанка заявил, что уже обратился за разрешением к американской компании. Но это сказке не конец. Теперь предстоит второй этап расследования. Нужно будет провести новый конкурс и отобрать другую компанию (а может, ту же самую), которая и займется идентификацией конечных получателей незаконных кредитов для возвращения выведенных из банков денег.
Но, уточняет Дрэгуцану, второй этап расследования будет длиться дольше первого. Это к тому, чтобы граждане не обольщались: результаты, если они вообще будут, появятся нескоро. Да и с конкурсом власти не слишком торопятся: он еще не объявлен, и к середине мая предполагается лишь приблизить его к завершению.
Украденные деньги не вернут
Но очень похоже, что в возможность возвращения украденных денег на самом деле никто всерьез не верит. В конце концов, не для того их воровали, чтобы возвращать. Во всяком случае, Кирилл Габурич, выступая на одном из телеканалов, заявил, что населению придется возвращать украденные из Bancа de Economii, Unibank и Bancа Socialа деньги. «Мы очень хотим и сделаем все возможное для того, чтобы найти, куда ушли наши деньги, деньги наших граждан. И сделаем все для того, чтобы вернуть их домой и наказать виновных. В противном случае выплата этого долга будет растянута на несколько этапов, и да, он превратится в государственный долг», – сказал премьер. И, к слову, размер этого долга достоверно неизвестен. Ведь за неполные три месяца своей работы на посту главы правительства Габурич, как утверждают знающие люди, успел, вслед за своим предшественником, подписать секретное постановление о выделении трем проблемным банкам еще около 6 млрд леев. В кабинете министров этого, правда, не подтверждают, но и не опровергают.
В общем, готовьтесь, дорогие сограждане: платить нам – не переплатить. Еще и на долю детей, а может, и внуков хватит. В этом смысле правительство на народ очень надеется.
Елена РОЙТБУРД.