Газета "Кишиневские новости"

Общество

КОЛЕСА ВОЙНЫ

КОЛЕСА ВОЙНЫ
02 апреля
00:00 2015

На каких машинах воюют и по каким ПДД ездят на юго-востоке Украины

В странствиях по некогда «уголь­ному Клондайку» превративше­муся взону боевых действий, поневоле пришлось коснуться автомобильной темы. Тем более, что дороги по которым я ездил, как будто просили, чтобы я про них на­писал — сплошные ухабы и выбои­ны. А иногда и мины.

А беседы с местными водителями по­казали, что автомобильная жизнь во вновь появившемся государстве – сплошная ано­мальная зона. Начиная от страховых полисов и заканчивая владением авто. Если, напри­мер, забить в любом поисковике «купить авто в Алчевске», то, как и в любом другом насе­ленном пункте, появится груда ссылок на со­ответствующие объявления. Другими слова­ми, это автоматически подразумевает, что автожизнь в городе присутствует. Тоже самое касается и автосервисов – ссылок тоже более, чем достаточно. Только вот большинство из крупных ремонтников по адресу найти невоз­можно. Зато вольготно чувствуют себя мно­жество мелких частников – они преспокойно работают и мастера имеют возможность кор­мить свои семьи. Правда, многим из них при­шлось сменить профиль и перейти на ремонт военной техники.

Без страховки

Автосалоны – отдельная тема. Часть из них разбомблены – разбитые огромные ви­трины и еще больший развал внутри. Новень­ких авто там уже давно нет. А остальная часть – не работает. Причина проста: хозяева в Кие­ве и вести здесь дела никак не могут. То же самое касается и страховых компаний – киев­ские хозяева не горят выплачивать компенса­ций «сепаратистам» и их сторонникам. То есть – обычному мирному населению. Вывесок страховых компаний достаточно, а вот сами конторы закрыты. Посему местные водители вообще не заморачиваются страховками. Да и денег на полисы у среднестатического не­богатого водителя просто нет – бедность ужа­сающая. При том, что расходы на авто – более чем существенные. Например, в течение пары недель, что я здесь находился, 92 бензин сто­ил 18 гривен – 39 с копейками рублей. В Луган­ске можно было купить дешевле. Сейчас уже 28 гривен – это примерно 61 рубль. И цены ра­стут. Учитывая, что из-за войны большинству населения просто нечего кушать: зарплаты не платят, а пенсии – заморожены.

Боевой потенциал

Сами ополченцы зачастую ремонтируют свои авто самостоятельно – среди них нема­ло умельцев. Тем более, что многие из них – бывшие высококвалифицированные рабочие, чьи творческие способности востребованы на войне как нельзя кстати. Поэтому, про авто­парк ополченцев стоит сказать особо. Здесь наблюдается две крайности. Или это совсем развалюхи, которые буквально рассыпаются на ходу, либо – не совсем новые иномарки. Ко­торые, в свою очередь, в рекордные сроки так же становятся развалюхами. Причина мета­морфоз понятна – езда по разбитым дорогам под обстрелами и к чему хорошему не приво­дит. Так что же представляют собой когда-то мирные авто, которые превратили в военную технику? Самый интересный, на мой взгляд, вариант – это переделанный ЛуАЗ. Некогда один из первых легких советских джипов так бы и остался на задворках истории, если бы не война. А так к нему приваривается сзади пулеметная турель и обычной арматурой про­варивается корпус. Получается вполне агрес­сивный «малютка», который неплохо носится и по разбитым городским дорогам, и по бес­крайним степям. Так же востребованными оказались «каблучки» типа Peugeot Partner или Citroёn Berlingo.

Образцов с пулеметной турелью я не встречал, но мне рассказывали, что таковые имеются. Зато для перевозки военных в пол­ной амуниции они подходят идеально – при мне в некогда двухместный коммерческий «Партнер» поместилось семь человек в пол­ном вооружение и боекомплектом. И это еще не предел. Кстати, мне попался интересный экземпляр коммерческой малолитражки «Тав­рии – PickUp». Увы, местные на них жалуются – качество сборки не выдерживает нагрузок на автомобильчик. А общественный транспорт здесь представляют «Газели» с наваренным квадратным «стоячим» кузовом. Это «тюнинг» делается здесь в промышленном масштабе.

Под обстрелом на лысой резине

У автомобилей ополченцев есть одна особенность. В силу обстоятельств, они ча­сто недоукомплектованны. Например, впол­не работающий, хоть и простреленный, джип может ездить на летней резине. Просто зим­ней резины раздобыть негде. На тот момент, а это была середина февраля, стоял гололед и трудно представить, как на ней ездить во время обстрела по замерзшему и ледяно­му проселку. Даже на полном приводе. Чуть позже мне самому пришлось перемещаться на подобной технике на передовую у стан­ции «Дебальцево-Сортировочная». Это был старый-старый Volkswagen Transporter года эдак «семьдесятпоследнего». И на лысой лет­ней резине. Выезд на сельскую околицу сразу же обернулся юзом, а о поворотах на скорости говорить вообще не приходилось. И иногда он вообще не мог тронуться с места – колеса просто проскальзывали. Участок нашего пути проходил вдоль железнодорожной насыпи с разбитыми от взрывов вагонами. В некоторых местах от ударов вагоны подпрыгнули и сош­ли с рельс. Обледенелая колея – чуть больше ширины микроавтобуса. Мало того, идет под уклон: одно неверное движение — и ты в кю­вете. И на этой машине разведгруппа выез­жает на задания, а потом возвращается! Мне повезло, за «ходки» на передовую на этом транспортном средстве под обстрел ни разу не попали (хотя гул пролетающих снарядов — вполне привычный фон). Зато несколько раз уходили в занос на обледенелой проселочной дороге. Что бы было под обстрелом, остает­ся только гадать. Или надеяться на высшие силы. Посему здесь уместно рассказать о технике езды в зоне боевых действий.

«Они медленно ехали»

Любой водитель здесь может потягаться в профессионализме с гонщиком. Особенно по части маневрирования среди выбоин и воронок от мин и снарядов. Медленно ехать – это не только опасно для здоровья, но и для жизни: в мчащуюся машину тяжелее по­пасть. Да и возможности попасть под траек­торию снаряда меньше. Точнее, увильнуть от его траектории (я слышал рассказы местных жителей о подобных чудесах): то пролетели, то снаряд воткнулся в асфальт и не разорвал­ся. Бывает и такое – мне подобные артефак­ты приходилось видеть не один раз. Если на обочине видны скелеты обгорелых машин, то можно смело ставить рядом надпись: «Они ехали медленно». Но, как правило, такие ма­шины быстро попадают в пункты сбора лома. Сбор которого подчас — единственный доход местного населения. Там же, кстати, можно по дешевке купить запчасть или деталь кузова – целые груды изувеченной техники. Помню, у одного из таких пунктов лежало два обгоре­лых скелета «Газелей». Мужики-приемщики поясняют, что когда-то они были школьными автобусами: водители с детьми ехали мед­ленно… Посему технология езды здесь край­не простая: проехал блокпост – разогнался до максимума, увидел блокпост – притормозил. А поскольку не ясно, по какой конституции здесь живут, то ПДД отсутствует, и правила здесь предельно просты: уступать дорогу ко­лоннам военной техники и не ездить после 23 часов – комендантский час. Но это тема от­дельного разговора – в следующей статье я расскажу, как ездил с ополченцами (которые хоть как-то выполняют функцию ГИБДД) в ночном патруле и ловил пьяных водителей.

Эх, дороги…

Ну, и теперь про дороги. Они разбиты донельзя. Поскольку все познается в срав­нении, то замечу, что теперь для меня рос­сийские направления — далеко не самые плохие. Ближайший аналог, с чем я могу сравнить дорожное покрытие Донбасса, это Якутия. Точнее, та ее часть, где еще в совет­ские времена проложили асфальт, а теперь приходится ездить по тому, что осталось. Поначалу думал, что дороги разбиты много­численной бронетехникой, которая носится иногда на запредельной для тяжелого танка скорости. Но местные водители рассказали, что так было и до войны. Кстати, если прове­сти мониторинг довоенных новостей из это­го региона, то можно прочесть множество отчетов чиновников о сделанном дорожном ремонте и астрономических суммах, которые на него потрачены.

Константин ГУСЕВ.

Бронеавтомобиль беглого президента Януковича отправили на войну

Среди более чем четырех десятков «тыловых колес», отправившихся на войну, самый заметный экземпляр – International МXT, который ранее принадлежал Виктору Януковичу-младшему. Еще одна машина из гаража семейства сбежавшего президента – броневик Knight XV стоимостью $500 000.

Самый большой серийный пикап в мире International МXT, который ранее при­надлежал Виктору Януковичу-младшему, используется сейчас в зоне АТО украински­ми силовиками. 6,5-тонный МXT построен на основе грузовика и выпускается в лими­тированной версии. Под его капотом уста­новлен 300-сильный дизельный двигатель, пожирающий 30 литров солярки на 100 км пробега. Цена машины в США варьируется от $90-130 000. Почем в свое время его брал сын экс-президента Украины — неизвестно. Янукович-младший свою коллекцию не де­кларировал. После передачи машины укра­инским военным, на нее установили брони­рование и пулеметную туррель.

Другой авто из гаража Януковича – Knight XV. Этот броневик компании Conquest Vehicles построен на основе канадского ар­мейского бронетранспортёра Armet Armored Vehicles Gurkha. Кузов – из закаленной стали, стекла – толщиной 64 мм. Автомобиль спо­собен выдерживать прямые попадания из АК-47 и M16. На машину устанавливаются либо 6,0 литровый бензиновый VortecV8 или дизельный Cummins 6,7 L, развивающие 325 и 300 л.с. (490 и 895 Нм) соответственно.

Стандартный список дополнительного оборудования содержит главным образом из систем безопасности и повышения жиз­нестойкости как автомобиля, так и пасса­жиров. Среди них можно назвать, систему автономной подачи кислорода (на случай газовой атаки), магнитный детектор (для обнаружения взрывного устройства прикре­пленного на магните к скрытым полостям), противоминная защита днища, а также бор­товой самописец (так называемый «черный ящик»). По заказу сына президента, список оборудования был дополнен холодильником с баром, хьюмидором для хранения сигар. Была в нем и дорогая аудио-видео система, ТВ, интернет, спутниковая связь и замаски­рованный сейф. Впрочем, неизвестно оста­лись ли все атрибуты роскоши на машине, которую отправили на войну, или их место заняли цинки с патронами.

Оба авто стали «моделями» календаря, который подготовлен участниками проекта «Колеса Народного Тыла». Также в нем пред­ставлены машины, пожертвованные украин­скими бизнесменами и частными лицами, для применения в боевых подразделениях

Поделиться:

Об авторе

admin

admin

Курсы валют

USD18,170,00%
EUR19,02–0,11%
GBP22,84–0,18%
UAH0,44–0,47%
RON3,82–0,10%
RUB0,18–0,01%

Курсы валют в MDL на 22.11.2024

Архив