КОШМАР, ДЛИНОЮ В СОН
Почему во сне пропал мой ребенок?
Как только женщина становится матерью, то ее начинают преследовать тревоги, катастрофические фантазии и опасения за жизнь и здоровье ребенка… Казалось бы, живи да радуйся своему материнству, но тревога – въедливое чувство. Поэтому она проникает в глубины подсознания, и если днем удается ее не слышать, занимаясь делами, то ночью, в отсутствие контроля через сны она просачивается в сознание.
Приведу в пример сон одной читательницы, мамы маленькой девочки.
«Вот такая история мне приснилась. Я в доме моего детства, в хрущевке с темным подъездом, в маленькой квартирке. Я оставляю в коридоре мою сонную дочь в коляске на лестничной клетке, а сама захожу в квартиру делать какие-то дела. Через некоторое время я выхожу на площадку, а ребенка в коляске нет, я в ужасе представляю сцены насилия, смерти ребенка и кричу… Я просыпаюсь».
Согласитесь, что от такого сна вздрогнет любая женщина. Это можно считать настоящим кошмаром.
Вместе с тем, поможем нашей сновидице обнаружить неочевидные ей самой символы сна, чтобы лучше понимать его намеки.
Итак, она видит себя в доме детства. Вопреки расхожему стереотипу, что детство – это сплошное счастье, большинством психологических теорий доказано обратное. Примерно до 7 лет наша психика максимально уязвима и ранима для разного рода травматических переживаний. Это происходит, потому что многие вещи ребенок еще не может объяснить себе, и причиной событий видит себя. Примеров масса: не приходят забирать из садика вовремя – я виноват. Оставили на лето с нелюбимой бабушкой – я наказан, меня не хотят. Папа разводится с мамой – потому что я плохо вел себя и вообще родился. И такое происходит в самых любящих и благополучных семьях. А что уж говорить о семьях, где детей бьют, над ними издеваются, они терпят лишения, унижения, насилие любого рода. Потом механизмы выживания помогают ребенку справиться с теми событиями и чувствами, обычно путем вытеснения их в глубины подсознания. Потому многие не помнят своего детства. Самые ранние события в памяти – это выпускной в школе, например.
Вернемся ко сну героини. Она во мрачной обстановке детства, занята своими делами. Другими словами, она несвободна сейчас для своей дочки, ее воспоминания забиты собственными трудностями в детстве, поэтому девочку ей надо оставить. Пока она пытается решить незавершенные дела с детских времен, ее дочка исчезает. Более того, скорее всего, сновидица переносит свои страхи и ужасы на свою дочку, потому ей и видятся сцены насилия.
Во сне нет ни видимых угроз, ни очевидных врагов. Скорее всего, сон героини о ее собственном страхе и ужасе, переживаемом в детстве, который теперь вновь стал ей доступен во сне, когда у нее начала подрастать дочка, напоминая ей о страданиях детства.
Ничего нет лучше сейчас для нашей сновидице, чем просто дать возможность этим чувствам бушевать. Сдерживаемые страхи рано или поздно начнут влиять на реальную дочь: сделают ее мнительной, подозрительной, недоверчивой, сомневающейся в каждом шаге. Именно потому что так к ней может начать относиться ее мать без очевидной угрозы извне. Не зная, о чем переживает мама, дочка может просто копировать эту манеру поведения, вместо того, чтобы жить свободно от этих тревог.
Мария ДЬЯЧКОВА, психолог, семейный терапевт.