МИНИСТР, ЗА КОТОРОГО НЕ СТЫДНО
Сергею Лаврову — 65!
Сплошные юбилеи преследуют в последнее время в марте Сергея Лаврова — министра иностранных дел РФ и одного из самых популярных государственных деятелей в стране. Прошлой весной Сергей Викторович мог отметить десятилетие своего пребывания на посту министра — из хозяев высотки на Смоленской дольше Лаврова на этой должности задерживался разве что легендарный шеф советского МИДа Андрей Громыко. А в текущем марте у министра Лаврова — личный юбилей. В эту субботу ему исполнилось 65 лет.
За два с лишним десятилетия после распада СССР в России было всего четыре министра иностранных дел. Первый из них — Андрей Козырев — вошел в историю как символ того, как не надо делать внешнюю политику. Козырев пребывал в убеждении, что наши национальные интересы — калька национальных интересов Америки. В результате о периоде его пребывания в МИДе сейчас даже стыдно вспоминать.
Козырева сменил Евгений Примаков — политик-гигант, первым всерьез поставивший задачу восстановить позиции России на мировой арене. Дальше был Игорь Иванов — один из самых недооцененных современных российских дипломатов, человек с тонким и точным пониманием мировой политики и обладатель собственной позиции. Как говорят, именно это последнее обстоятельство послужило причиной «ссылки» Иванова на почетную, но лишенную в его случае реальных полномочий должность секретаря Совета безопасности.
Сергей Лавров — фигура, не похожая ни на одного из своих трех непосредственных предшественников. Лавров — это не министр-идеолог и даже не министр — верховный творец нашей внешней политики. Обе эти ипостаси в современной России комбинирует в своем лице Владимир Путин, который в каком-то смысле является своим собственным министром иностранных дел.
Собственное мнение у Сергея Лаврова, конечно, есть. И по моей информации, министр не стесняется его высказывать. Но когда верховный главнокомандующий принимает иное решение — а это случается довольно часто, — Лавров ведет себя так, как надлежит себя вести верному присяге бойцу внешнеполитического фронта. Министр берет под козырек и отправляется исполнять.
Однако участие в выработке внешней политики государства — это лишь одна из функций министра иностранных дел. Не менее важна и другая обязанность главы МИДа — служить лицом внешней политики России, достойно представлять ее интересы на самых разных — зачастую очень враждебных — площадках. И с этой своей обязанностью Сергей Лавров, по моему убеждению, справляется просто блестяще.
Лавров — человек, которого невозможно вывести из себя. Лавров — дипломат, который всегда найдет нужные и убедительные слова даже в самой тяжелой и отчаянной ситуации. Лавров — обладатель блестящего чувства юмора. Лавров — это российский министр, за которого никогда не бывает стыдно.
«Хорошие новости, как известно, не продаются. И в этом году мы по максимуму старались вам помогать!» — с таким шуточным приветствием обратился Сергей Лавров к журналистам на одном из мероприятий в МИДе на исходе 2014 года.
Лаврову действительно выпала участь быть министром иностранных дел России в период одного из самых тяжелых внешнеполитических кризисов в ее современной истории. Никто пока не знает, когда и чем этот кризис закончится. Но я уверен: на своем посту Сергей Лавров делал, делает и будет делать все, что он может, и даже больше. С юбилеем вас, Сергей Викторович!
Михаил РОСТОВСКИЙ.