Всем закрыть рот!
Кишинев решил помочь Лондону и Брюсселю в противостоянии с Москвой
На саммите Евросоюза вРиге 21- 22 мая помимо прочего предстоит рассмотреть и возможность создания общей медиаструктуры, вещающей на русском языке. Цель – представить некую альтернативу информационной политике Москвы. Лондон ждать не стал, и «на противостояние режиму Путина» в Восточной Европе решил выделить 20 миллионов фунтов стерлингов. Кишинев тоже активно включился в кампанию. При ограниченных ресурсах в Молдове пошли по наименее затратному и простому пути: перестали пускать на территорию страны российских журналистов.
Бюро по миграции и убежищу объявило персонами нон-грата авторов фильма «Крым. Путь на родину» Дмитрия Киселева и Андрея Кондрашова. Также 18 марта пограничники отказали во въезде на территорию страны съемочной группе ВГТРК «Россия-1», которая должна была освещать процесс выборов башкана Гагаузской автономии. Российский МИД по этому поводу выступил со специальным заявлением, в котором говорится: «Похоже, не удовлетворившись «зачисткой» национального медиапространства от востребованных русскоязычных телеканалов, Молдавия решила пойти по пути Украины, импортировав у соседа арсенал «санкционных» способов ведения борьбы с российскими журналистами. Такие рестриктивные меры нельзя расценить иначе как попрание основополагающих прав и свобод человека, которые по-своему интерпретируются Кишиневом, декларирующим приверженность европейским демократическим ценностям».
Местные аналитики предположили, что правительство к данному решению пришло не самостоятельно, а объявило журналистов персонами нон-грата лишь после того, как получило «добро» со стороны партий, образовавших Альянс «За европейскую Молдову». А ведь, как известно, одна из главных фигур альянса – Влад Плахотнюк, заработавший в прошлом году на ретрансляции Первого канала более 30 миллионов леев. Выходит, с одной стороны, Москва возмущается тем, что журналистов не пускают в Молдову, а с другой – ничего не предпринимает для того, чтобы ослабить зависимость от антироссийски настроенных политиков, позволяя им даже зарабатывать немалые деньги. Это более чем странное противоречие уже не раз привлекало к себе внимание со стороны наблюдателей, но пока не похоже, что заинтересованные стороны готовы сделать оргвыводы.
Мы попросили известных молдавских журналистов прокомментировать сложившуюся ситуацию.
Валерий Реницэ, публицист: «Объявление Киселева и Кондрашова персонами нон-грата – нонсенс. Еще хуже, когда господина Новосадюка, организатора так и несостоявшейся видео-пресс-конференции с создателями фильма «Крым. Возвращение на родину», приглашают в СИБ, где проводят беседы на тему «Что такое хорошо, и что такое плохо». Я однозначно против таких методов работы. Хотя в какой-то мере наших чиновников понять можно, недалеко от границ республики идет война, всякое может случиться, вот они и перестраховываются».
Борис Мариан, поэт, публицист: «Такое ощущение, что возвращаются бериевско-сталинские годы. Я поражен. Столь примитивными приемами давно уже никто не пользуется. Ну, может быть, еще Северная Корея. И тут Молдова подхватывает этот гнуснейший опыт. Столь несбалансированная политика потрясает своей несуразностью. Думаю все это не от злобы или из благих побуждений о безопасности, а от глупости. Может кто-то хочет выслужиться перед европейскими чиновниками? Бегут впереди хозяина и лают, хотя, полагаю, от них этого и не требуют. Перестарались».
Юлия Семенова, председатель Ассоциации русскоязычных журналистов: «То, что у нас называют европейскими ценностями – ни что иное, как суржик. Вроде бы ценности, но не ценности. Вроде бы европейские, но не европейские. Вроде бы в Молдове демократия, но это не демократия, когда в страну не пускают иностранных журналистов, чтобы, не дай Бог, они не узнали, о чем думают и говорят ее жители.
Я категорически против тенденциозности в подборе информации, как это делается нередко на телеканале, журналистов которого на прошлой неделе не пропустили в Молдову. Я не поклонница Дмитрия Киселева, а то, что читала о фильме «Крым. Возращение домой», не вызывает особого желания потратить на просмотр вечер. Но это не повод запрещать окружающим смотреть передачи этого телеканала или восхищаться этим фильмом. Сделать это – продемонстрировать собственную слабость (значит, я не могу с помощью весомых аргументов и конкретных примеров доказать, что не все у нас так плохо), а также – вызвать волну неподдельного интереса к тому самому запретному плоду.
Как обычно, пытаясь потрафить европейцам и определенной части населения Молдовы, власти забывают о симпатиях других пятидесяти процентах жителей страны. Это они, а не российские телеканалы виноваты в том, что у нас расколото общество. Это они бросают камень и делают волны, а не Дмитрий Киселев. Это они нас не слышат, поэтому, как говаривали в старину, «неча на зеркало пенять, коли рожа крива».
Александр ТОКАРСКИЙ.