Кланы правят Молдовой
Объединение с Румынией может спасти Кишинев от полного краха?
За истекший год мы часто приглашали в редакцию «МК» лидеров различных политических партий и известных общественных деятелей для участия в полемике по острейшим вопросам развития нашей страны. Подчеркнем, тем самым мы надеемся помочь нашим читателям лучше понять истинные цели представителей диаметрально противоположных взглядов и убеждений. Сегодня наш гость – Виталия Павличенко, председатель Национально-либеральной партии, одна из наиболее радикальных сторонников идеи объединения с Румынией.
Встретимся с Ворониным в суде
– Прокомментируйте, пожалуйста, результаты ноябрьских парламентских выборов.
– От имени Национально-либеральной партии было распространено заявление о том, что мы не согласны с результатами парламентских выборов и считаем, что они были украдены. Из разных источников знаем, что за НЛП было отдано больше 30 тысяч голосов, а ЦИК насчитал всего 6 тысяч (0,43%). Мы на предвыборную кампанию потратили 16 тысяч леев, другие – десятки миллионов. Большая часть этих средств – из сомнительных источников. В Румынии намерены ввести финансирование партий из бюджета, и в Республике Молдова необходимо нечто подобное. Демократы и либерал-демократы контролировали весь избирательный процесс. У нас, к сожалению, не было своих представителей на всех избирательных участках. По той информации, что у меня есть, голоса, отданные НЛП, приписывались другим. На вопрос, зачем это делается, отвечали: «Еще не пришло их время».
– Ну, на фоне того, как поступила власть с партией Ренато Усатого, такие проделки выглядят детскими шалостями.
– То, что случилось с PATRIA, со всех точек зрения неправильно. Ведь, если бы эта партия участвовала в выборах, правящая конфигурация была бы иной. Рейтинги Ренато Усатого и Игоря Додона выросли благодаря «деятельности» Альянса. Эти политики пользуются успехом лишь потому, что АЕИ так безобразно распоряжался доставшейся ему властью. У нас по-прежнему нет демократических условий для партий. Если результаты Первого съезда Национально-либеральной партии в 2006 году не хотели регистрировать коммунисты, то после Третьего съезда, в 2011 году, палки в колеса ставили уже, как их называет Додон, «евроунионисты». Разница между одними и другими – небольшая. Вокруг повальная коррупция, демократии нет, и вообще все очень печально.
– Вы говорите о коррупции, но ходят слухи о том, что НЛП тайно финансирует Бухарест.
– Ничего подобного не было и не может быть в случае с НЛП. Были бы деньги, и результаты, думаю, были бы другими. Люди голосуют за партии «с шансами», то есть со средствами. А мы действуем без денег, для унионистской партии их нет ни в Молдове, ни в Румынии. Но мы и не искали, это противозаконно. Кстати, в свое время Воронин, выступая на телеканале NIT, тоже обвинил меня в том, будто я получаю деньги из Румынии и ранее якобы сотрудничала с КГБ. К сожалению, закон судиться с президентом не позволял. Пришлось обратиться в Страсбург. Там признали за мной право направить иск против бывшего главы государства. Это прецедент. Через несколько месяцев встретимся с Ворониным в судебной инстанции. Кстати, период активной деятельности НЛП пришелся на время правления Траяна Бэсеску, отмеченное коррупционными скандалами. Именно он заявлял, что «единственная румынская партия в Республике Молдова – Либеральная». Естественно, речь шла о Гимпу и Киртоакэ. Все понятно? Повторюсь, из Румынии наша партия не получила ни лея. Я первый человек в Республике Молдова, который в отсутствие закона о люстрации доказал в суде, что никогда не сотрудничала с КГБ. Мало того, обратилась и в румынские компетентные органы. Меня там проверяли и на предмет работы на военную разведку. Естественно, ничего не нашли. Все полученные справки я опубликовала.
Филату Европа не нужна
– У прорумынских партий главная цель одна. Почему они не могут объединиться?
– В 1995 году в Румынии партии подписали общую Декларацию о европейском будущем страны. Мы предложили сделать нечто подобное в 2001-м у нас, когда к власти пришли коммунисты. Документ был подписан в 2003 году, в том числе и фронтистами, кроме ПКРМ, a в 2005 году одобрен в Парламенте всеми основными партиями, включая ПКРМ – ведь они тоже называли себя сторонниками евроинтеграции. Перед прошлогодними выборами национал-либералы выступили с инициативой: создать предвыборный блок – проевропейских, либеральных или внепарламентских партий. В него должны были войти лишь те формирования, которые видят будущее страны в союзе с Западом – напрямую ли или через Румынию. Однако наша идея не вызвала у партий власти особого энтузиазма. Наверняка, они уже тогда думали о союзе с коммунистами. В объединение помимо нас могли войти все партии румынского и европейского толка. Не вышло. Не получилось собрать в единый кулак парламентские и внепарламентские формирования. Мое твердое убеждение – все это из-за того, что партии себе не принадлежат.
– Вы не раз заявляли, что Филат, Лупу и Воронин проводят антинациональную политику. Поясните.
– В нашем понимании национальная политика должна быть прорумынской, а не пророссийской или промолдавской. Молдовенизм – изобретение сталинистов, отделяющее молдаван от румын. Я вам скажу: ДПМ, ЛДПМ, ПКРМ и ПСРМ Додона – антирумыны, антиевропейцы. Потому что нельзя быть европейцем и не соблюдать законы. А в стране повальная коррупция. У нас ущемляются права тех, кто самоидентифицирует себя как румын. Однако этот процесс не остановить. Одна из причин нашего выдавливания на парламентских выборах – это страх партий власти, что у унионистов может появиться политическая трибуна.
– Будут ли кишиневских коррупционеров сажать так, как это делается в Румынии?
– Согласно программе нашей партии, мы ратуем за национальное единство, a oбъединение может свершиться в 2018 году. Необходимый элемент – Министерство румынской интеграции. Настала пора создать общие таможенные посты на реке Прут. Это же позор, что на нашей стороне контрабанду пропускают, а на той ловят. Нужно создать в Кишиневе филиал Aнтикоррупционного национального управления Румынии. Кстати, Либеральная партия позаимствовала эти положения у НЛП. Своих идей Гимпу не хватает. Повторюсь, Филату, Лупу, Воронину не нужны ни Европа, ни Румыния – они там быстро сели бы в тюрьму.
– Их есть за что арестовывать?
– Рано или поздно Европе надоест давать деньги, которые разворовываются. У нас созданы политико-мафиозные группировки. Возьмем самый свежие примеры со спекуляциями на курсе доллара и с кредитами сотрудникам Национального банка под смешные проценты. Дрэгуцану на пост президента НБМ выдвигала ЛП Гимпу. Полагаю, те, кто у власти, непосредственно причастны к обвалу лея. Виноваты и не выступившие публично против. Я была депутатом при Воронине и критиковала режим с центральной трибуны парламента почти на каждом пленарном заседании. А что сейчас? Выходит на улицу группа сторонников либералов и требует, чтобы Гимпу вновь взяли во власть! ЛП, наверное, все равно, с кем делить барыши. Для них самое главное – кормушка. Но пока не совместят лозунги борьбы с коррупцией и объединением, ничего ни у кого не получится. Есть еще худший вариант – война, нападение России на Румынию. Москве не нравится то, что там есть базы НАТО и американцы.
– Ну, нынче модно в адрес России выдвигать самые нелепые обвинения. У Вас есть веские аргументы?
– В 1998 году на Парламентской ассамблее НАТО в Барселоне я спросила у Збигнева Бжезинского: «Где вы видите место Молдовы в европейской структуре безопасности?» Он ответил: «Все зависит от Украины. Россия будет бороться не на жизнь, а на смерть за то, чтобы красную черту раздела Европы не переступили. Кремль отпустит только Прибалтику. Остальные постсоветские страны останутся в сфере интересов Москвы». Это и подтверждается. Поэтому после войны 1992 года Россия постаралась сделать все, чтобы в Молдове во власти оставались люди, которых можно шантажировать. Вот почему и коммунисты, и нынешние правители обречены проводить антирумынскую, антинациональную, антидемократическую, антиреформаторскую политику.
Аятолла Лучинский
– Новый кабинет министров тоже антинародный? Как долго продержится правительство Габурича?
– Столько, сколько понадобится олигархам. Хотя формально главы правительств могут меняться. Лянкэ был премьером, когда начали разорять государственный банк и сдали в концессию аэропорт. Теперь говорит, что не был в курсе происходившего. Хочешь управлять кабинетом министров, имей смелость брать на себя ответственность. Сейчас Лянкэ хочет осуществить какой-то политический проект с Ионом Стурзой. Не вижу больших перспектив. Трудолюбием и харизмой бывший премьер никогда не отличался. Сейчас между ЛДПМ и ДПМ, несмотря на декларируемый мир, идет борьба за тотальный контроль над обществом. Думаю, демократы никогда не позволят либеральным демократам стать сильной партией. Мое глубокое убеждение: все эти Филаты, Шелины, Воронины, Додоны, Лупу должны объединиться в одну социал-демократическую партию. А остальные – сформировать Национально-либеральную, не обязательно со мной во главе. В противном случае, будет «крутиться шарманка», заведенная в 1991 году, когда кланы Снегура, Лучинского и Воронина сменяют друг друга, ничего не меняя.
– Бывших президентов нетрудно обвинить в любых смертных грехах. Многие говорят о большей угрозе – клане Плахотнюка…
– Он же с Дьяковым, а тот всегда был в связке с вечно «центристским» Аятоллой Лучинским – именно он породил трех политических сыновей: Брагиша, Дьякова и Филата. Они все проводят антидемократическую политику. Сейчас в Молдове прессинг на СМИ больше, чем даже в 2009 году. И Тимофти из того же клана, хотя и является латентным унионистом. Президент не имеет особых полномочий, но он мог бы выступать с некими посланиями, озвучивать проблемы, обращаться к партиям с просьбой помочь их решить. Так делает в Румынии Йоханнис.
– На носу местные выборы, что будет со столицей?
– Гимпу думает, что Киртоакэ вновь станет мэром. Для города это будет настоящей катастрофой! Когда Иордан или другой делает что-то не так – тут вся ясно. От них ничего другого и не ждешь. Но когда в примэрию пришел молодой человек проевропейски настроенный, были огромные ожидания. И что мы получили в результате? Грязь и коррупцию! Тем самым в Молдове был нанесен огромный удар по самой либеральной идее. Мэр должен быть прагматиком. Думаю, Филат сделает все возможное, чтобы Киртоакэ не выиграл в третий раз. ЛП – партия, которая занимается плагиатом, все оригинальные идеи, которые есть в ее программе, заимствованы у нас. И еще раз повторюсь: в стране всеобщая разруха, без объединения Молдову не возродить.
Александр ТОКАРСКИЙ.