Руководители Нацбанка кредитуют себя… под 0,5% годовых
Кому нищенская индексация, кому – кредиты на сногсшибательных условиях
В то время, как население лихорадочно пытается понять, как выжить вусловиях, когда обвал национальной валюты загнал на практически недосягаемую высоту цены и вот-вот загонит туда же тарифы, выясняется, что руководство Национального банка может себе позволить не заморачиваться такими мелочами.
Кредиты для своих
Издание «Ziarul de Gardă» провело журналистское расследование, в ходе которого было выявлено, что кредиты из резерва НБМ сроком на пятнадцать лет были выделены президенту банка Дорину Дрэгуцану (900 тысяч леев) и его заместителям – Марину Молошагу (2 миллиона леев) и Эмме Тэбырцэ (1,9 миллиона леев). Особенно любопытно, что все кредиты были выданы под символические условия возврата – 0,5% годовых, при минимальной ставке в Молдове в размере 12% в год, хотя чаще всего коммерческие банки кредитуют заемщиков под 15%. Причем Дрэгуцану взял кредит в 2011 году, а его заместители – годом раньше. Простой подсчет показывает, что президент Нацбанка вернет в 2026 году всего на 20 тыс. леев больше, чем занимал. А вот рядовой гражданин, получи он подобный кредит на условиях 15% годовых, должен будет выплатить коммерческому банку сверх взятой суммы около 600 тыс. Где же тот волшебный банк, который выдает столь необременительные кредиты? И кто может их получить? Увы, нам с вами туда хода нет. Согласно ст.71 Закона о Национальном банке это финансовое учреждение вправе выдавать кредиты своим служащим на основании регламента, утвержденного Административным советом. Однако когда журналисты «Ziarul de Gardă» попытались ознакомиться с этим документом, чтобы узнать, каким условиям должен отвечать заемщик, у них ничего не вышло. В Нацбанке сослались на то, что регламент доступен только сотрудникам банка, а для сторонних лиц закрыт.
Занимали «на бедность»
Зато в ходе расследования выяснилось, чем располагают те, кому срочно понадобились деньги на таких щадящих условиях. Так, согласно декларации о доходах, семья Дрэгуцану живет в двухэтажном доме общей площадью 116 кв. метров на участке площадью около 600 кв. метров, расположенном на окраине Кишинева. Президент Нацбанка, получавший в 2013 году около 75 тыс. леев в месяц, владеет несколькими банковскими счетами, на которых хранятся свыше 80 тыс. леев. Его жена Отилия Дрэгуцану – владелица пяти фирм, занимающихся переводами, организацией праздников и услугами по связям с общественностью. Одна из фирм семьи Дрэгуцану только в 2013 году выиграла три контракта с государственными учреждениями, для которых организовала определенные мероприятия. Во второй половине 2014 года фирма Отилии Дрэгуцану выиграла три контракта на общую сумму 3,3 млн леев, подписанных с Национальным бюро винограда и вина при Министерстве сельского хозяйства и пищевой промышленности. Согласно контрактам, именно эта фирма организовала Национальный день вина-2014, разработала сценарий и обеспечила режиссуру празднования Дня работников сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности и организовала Вернисаж вина. А кредит президент Нацбанка взял для погашения другого кредита, оформленного им же в одном из коммерческих банков.
Что за бизнес без кредита?
Эмма Тэбырцэ вместе с супругом оформила еще четыре кредита на общую сумму 1,3 млн леев и один на 76 тыс. евро. Согласно декларации о доходах, Тэбырцэ владеет домом стоимостью 1 млн леев и площадью 126 кв. метров в коммуне Ставчены, а также квартирой в центре Кишинева площадью 123 кв. метра. На ее имя открыты также восемь банковских счетов на сумму около 40 тыс. долларов. Ион Еким, супруг Эммы Тэбырцэ – основатель и руководитель двух сельскохозяйственных фирм. За ним тоже числятся два кредита – на 76 тыс. евро и на 600 тыс. леев. Последний, кстати, беспроцентный.
Кредит – на депозит
Первый вице-президент Нацбанка Марин Молошаг, получив кредит, вместе с супругой открыл несколько банковских счетов, на которых хранят около 800 тыс. леев. Семье Молошаг принадлежат три квартиры – площадью 32, 44 и 67 кв. метров соответственно, а также земельный участок сельскохозяйственного назначения. Кроме того, в 2014 года супруги Молошаг вложили средства в строительство жилого дома на улице Зелинского в Кишиневе.
И скромные заместители
Вице-президент Нацбанка Аурелиу Чинчлей, хоть преференциального кредита и не брал, живет не хуже, чем его коллеги. На счетах, открытых в 2013 и 2014 годах, Чинчлей хранит около 600 тыс. леев. Он владеет тремя земельными участками сельскохозяйственного назначения, у него два дома, площадь одного из которых превышает 300 кв. метров в Кишиневе, оцененный экспертами в 2 млн леев, а также две квартиры площадью 67 и 91 кв. метр. До своего назначения в НБМ Чинчлей занимал пост председателя коммерческого банка и в 2012 году получил доход в размере 1,5 млн леев только от зарплаты. Чинчлей женат на Руксанде Главан, новом министре труда, социальной защиты и семьи. Главан владеет фирмой, занимающейся импортом и дистрибуцией медицинских препаратов. За последние два года ее фирма выиграла более 70 тендеров, организованных медицинскими учреждениями страны, на сумму около 10 млн леев.
Заместитель управляющего НБМ Ион Стурзу – самый скромный в администрации. В декларации о доходах за 2013 год он указал, что владеет только одной квартирой и доходом от зарплаты около 400 тыс. леев. В марте 2014 года на банковских счетах Стурзу хранились около 200 тыс. леев.
Сытый голодного не разумеет
Все эксперты единодушно утверждают, что обвал лея был устроен не без ведома Национального банка и, в первую очередь, его руководства. Похоже, не сомневается в этом и специальная парламентская комиссия по расследованию ситуации в Banca de Economii. И только администраторы главного финансового учреждения страны хранят олимпийское спокойствие, обвиняя во всем внешние факторы. Понятно, что их лично при таких-то доходах и имуществе обвал лея и его последствия никак не затронули. И потому этих господ совершенно не волнует судьба большинства граждан республики. Например, тех же пенсионеров, пенсия которых с 1 апреля будет проиндексирована даже не на 8,4%, как обещали, а всего на 7,95%. При том, что лей потерял в весе как минимум 20% за последние два месяца. Будь это иначе, руководители Национального банка наверняка приняли бы реальные меры для стабилизации ситуации. Но, как известно, сытый голодного не разумеет.
Елена РОЙТБУРД.