Артур Решетников: «ПКРМ – не часть альянса , а оппозиция »
Коммунисты заверяют, что проводят мудрую политику
Спустя два споловиной месяца после ноябрьских выборов в Республике Молдова сформировано правительство. О переговорах по преодолению назревавшего парламентского кризиса в гостиной «МК» рассказывает Артур Решетников, депутат парламента, исполнительный секретарь ЦКПКРМ, в недавнем прошлом – начальник Управления права и публичных отношений аппарата президента, советник президента, директор Службы информации и безопасности, вице-председатель законодательного органа.
Выборы не были прозрачными, справедливыми и законными
– После совместного голосования с ДПМ и ЛДПМ за состав нового правительства Вы отказалась от негативной оценки прошедших 30 ноября выборов?
– Нет, по нашему мнению, выборы не были прозрачными, справедливыми и законными. Однако результаты всенародного голосования признаны как Конституционным судом, так и международными партнерами. Из пяти парламентских партий у четырех примерно одинаковое количество мандатов. Соответственно, ни одна из фракций не может самостоятельно формировать органы государственной власти. В этих условиях для нас, коммунистов, нелегко было принять решение о начале консультаций с двумя составляющими нынешнего Альянса. Напомню, партия коммунистов с 2009 года – в оппозиции. Весь прошедший период мы проводили митинги, марши протеста, бархатные революции и бойкоты. ПКРМ боролась за досрочные выборы, против антинародной власти, незаконного избрания президента. К сожалению, все это не привело к желаемым результатам. Настала пора что-то менять.
– Когда руководство ПКРМ решило начать консультации с ЛДПМ и ДПМ?
– Окончательное решение было принято на Пленуме ЦК 13 декабря. Консультации представителей начались в первых числах января, когда окончательно стало понятно – страна находится в политическом тупике. Признаюсь, мы в партии долго решали: пойти на какой-то диалог или нет? У нас ведь прежде не было предметного обсуждения политической ситуации ни с ЛДПМ, ни с ДПМ. К тому же парламентские выборы еще больше раскололи общество относительно геополитического выбора. А нам необходимо консолидировать страну. Также мы посчитали, что даже малой командой, в двадцать депутатов, сменив тактику, можно реализовать те задачи, которые не удавалось решить ни с сорока восемью, ни с сорока двумя мандатами. Поэтому движение трех фракций навстречу друг другу было взаимным. Подчеркиваю: идеологически мы по-прежнему разные, у каждого свои ценности.
– Но ведь коммунисты пять лет обвиняли Филата и Плахотнюка в коррупции. Новая тактика вынуждает вас об этом забыть?
– Политическая борьба не закончилась. ПКРМ остается в оппозиции и будет использовать все возможные демократические, законные рычаги давления на власть. Однако мы намерены не только критиковать, но и предлагать меры для преодоления проблем. Их две – коррупция и бедность. Они взаимосвязаны и шагают рука об руку. Кстати, консультации велись не с упомянутыми вами персонажами, а с представителями партий, за которые голосовали граждане Республики Молдова. Еще на начальном этапе диалога мы четко заявили: для нас неприемлемо избрание на руководящие посты в парламенте или правительстве четырех конкретных политиков. Это, во-первых, Лупу, во-вторых, Плахотнюка, в-третьих, Филата и, наконец, Лянкэ. Наши условия были приняты. ПКРМ также изолировала от власти радикальную Либеральную партию с ее установкой на объединение с Румынией и вступлением в НАТО. Сегодня Гимпу не имеет возможности диктовать свои правила игры.
Партии Альянса согласились с приоритетами ПКРМ
– Не повторится ли ситуация 2009 – 2014 годов, когда оппозиция что-то предлагала, а власть этого не замечала?
– Будучи непосредственным участником диалога с ЛДПМ и ДПМ, хочу отметить, что шла непростая притирка, у нас прежде не было такого опыта взаимодействия. Мы изначально обозначили принципиальные для нас моменты: консолидация общества, укрепление независимости, суверенитета и нейтралитета, а также реинтеграция страны. Две партии Альянса согласились с этими установками и заверили нас в поддержке объявленных приоритетов. Мы уже внесли в парламент обновленный проект закона о постоянном нейтралитете. В контексте 70-летия Великой Победы ПКРМ зарегистрировала проект постановления об объявлении 2015-го года – Годом ветеранов. Диалог начат. Мы пошли таким путем сознательно, возможно, рискуя поддержкой части электората, понимая, что нас будут критиковать. Однако интересы страны для нас стоят на первом месте.
– Почему на должность премьера выдвинут Кирилл Габурич, далеко не самый опытный управленец?
– После того как фракция Партии коммунистов не проголосовала за кандидатуру Лянкэ господин Тимофти пригласил нас на консультации. Мы заявили, что не в нашей компетенции называть конкретного претендента на пост премьера. Однако сформулировали его обобщенный портрет: неполитическая фигура, выходец из деловой среды с опытом менеджмента и навыками руководства большим коллективом. Под эти критерии и подошел Кирилл Габурич. Надо дать ему проявить себя. Видите, он уже посетил Центральный рынок столицы, познакомился с ценами. А когда вы Лянкэ последний раз видели на базаре? Он больше предпочитал светские приемы, дипломатические рауты и заграничные вояжи.
– Почему в составе правительства Габурича ПКРМ «завернула» только кандидата на пост главы минюста Олега Ефрима? А как же, давно критикуемая, Майя Санду или Сергей Палихович – супруг вице-спикера?
– У нас масса претензий к работе ушедшего в отставку правительства, это и образование, и экономика, и транспорт, и обеспечение правопорядка. Хоть одно громкое преступление было раскрыто? Нет! Однако повторюсь, мы не у власти, ПКРМ – не часть альянса, а оппозиция. Принципиально важно то, что коммунисты настояли на своем, и премьером стал непартийный человек. Если бы еще два месяца назад кто-то предположил, что кабинет министров возглавит не член ЛДПМ или ДПМ, такого «фантазера» подняли бы на смех. Будем работать. Возникнут проблемы – организуем парламентские слушания, пригласим на пленарное заседание соответствующих министров. Все решаемо.
«Реформаторы» украли у ПКРМ пять депутатских мандатов
– Коль скоро ПКРМ пошла на сотрудничество с правоцентристскими ЛДПМ и ДПМ, то с левой – ПСРМ – вы намеренны тоже взаимодействовать или будете конкурировать?
– Не вижу в дальнейшем повестки совместной работы. Этот политпроект – мыльный пузырь. Рано или поздно он лопнет. Нельзя доверять человеку, который голосует за проНАТОвского президента, а позже фотографируется с президентом России. Нельзя верить политику, утверждающему, что Таможенный союз – утопия, а через некоторое время для получения голосов избирателей – обещает немедленное вступление в ТС. Меня очень настораживает то, что из уст данного персонажа все чаще звучит слово «война». Он пугает собственный народ. Да, население разделилось: одни – за Таможенный союз, другие – за Евросоюз. Однако нельзя играть на этом противостоянии. Мы, коммунисты, можем показаться романтиками, но мы выступаем против всяких границ, пусть люди и товары свободно перемещаются от Лиссабона до Владивостока.
– На фоне готовности к компромиссам с партиями Альянса столь жесткая линия по отношению к Игорю Додону кажется не очень логичной, а как вы оцениваете исключение из избирательной кампании партии «PATRIA»?
– Повторюсь, выборы 30 ноября были нечестными и незаконными. Эти выводы основываются на результатах работы ЦИКа, Минюста и МВД. Вы помните, как неожиданно появился клон – Партия коммунистов-реформаторов. Символика – копия нашей. Несмотря на решение Апелляционной палаты, Центризбирком оставил это политформирование в общем списке участников избирательной кампании. В итоге «реформаторы» украли у нас пять депутатских мандатов – это 80 тысяч голосов. Без сомнения, мошенническая схема. Вопросы возникают и в отношении того, как «PATRIA» была исключена из предвыборного забега. Может, за партией и имеются какие-то грехи, но действия властей должны быть настолько аргументированы, чтобы ни у кого не возникало сомнений в правильности принятых решений. Тем более, когда они выносятся за два дня до выборов.
– Вы как бывший руководитель спецслужб о многом информированы гораздо лучше простых граждан. «АНТИФА» действительно представляет для государства опасность, приписываемую прокуратурой? Насколько правомерно содержание Павла Григорчука в следственном изоляторе?
– Не хочу спекулировать на этой теме. Есть разная информация. У нас нет доступа к инкриминируемым делам. Надо подождать, пока ситуация прояснится, потому воздержусь от комментариев.
– В гостях у «МК» недавно побывал Валерий Лицкай, экс-глава МИДа Приднестровья. Он предрекал возможные конфликты в нашей стране. В Молдове может случиться нечто подобное происходящему в Украине?
– В нашем регионе очень сложная геополитическая ситуация. Конфликт может вспыхнуть, но лишь при пособничестве каких-то местных элит или марионеток. Когда мы слышим с одной стороны лозунги об «унире», а с другой – разглагольствования о предстоящей войне, это дестабилизирует ситуацию. ПКРМ сделает все возможное, чтобы в стране были мир и порядок. Последние наши действия показывают: мы проводим взвешенную и мудрую политику.
Александр ТОКАРСКИЙ.