Кто загнал лей в крутое пике?
На валютном рынке шок, евро продают по 30 леев
Национальная валюта уже не просто ушла в крутое пике, а падает со скоростью звука: на среду Национальный банк установил официальный курс за одиндоллар на 1,4 лея выше, чем днем раньше, за евро – на 1,64 лея. Что происходит на валютном рынке, кто в этом виноват? Об этом разговор корреспондента «МК» в Молдове с экс-председателем парламентской комиссии по экономике, бюджету и финансам, доктором экономики Вячеславом Ионицэ.
Национальный банк подрывает доверие к лею
– В Национальном банке объясняют девальвацию лея объективными причинами: падением экспорта и сокращением переводов из-за рубежа.
– Любой экономист вам скажет, что это, к сожалению, полная чушь. То, о чем говорит Нацбанк, было бы справедливо в условиях нормальной экономической ситуации. Тогда он при недостатке валюты на рынке продавал ее, а при избытке покупал и даже зарабатывал на этом примерно 300 млн леев. Сейчас игра идет в одни ворота: цикл покупки-продажи не закрывается. Возник совершенно другой фактор. Нацбанк закачивает в Banca de Economii леи, а банк эти леи выбрасывает на валютный рынок. Было приобретено огромное количество валюты, и ее вывели из страны. И население начало терять веру в леи. А ведь в стране на руках 17 млрд леев и еще 25 млрд – на депозитах в банках. Любая валюта любой страны держится на вере в адекватное правительство, адекватный Нацбанк, адекватную ситуацию в стране. Сейчас население не продает валюту и мучительно думает: что делать с обесценивающимся леем. Люди все яснее понимают, что деньги становятся мусором, и от них надо избавляться.
– Сегодня в некоторых обменных пунктах разница между курсами покупки и продажи валюты достигает уже трех леев. Имеет ли право Национальный банк ограничить маржу валютных касс?
– Регламент Национального банка позволяет это сделать, а нарушители могут быть наказаны вплоть до отзыва лицензии.
Мы уже заплатили за Banca de Economii
– Обязательно ли было приглашать внешний аудит, чтобы выяснить, что происходит с нашими банками? Разве нельзя было разобраться своими силами? Неужели в Нацбанке ничего не знали?
– Технически можно было бы решить вопрос своими силами без проблем. Думаю, Нацбанк располагает полной информацией. Но все забывают о маленькой детали: в истории с Banca de Economii замешан один из лидеров политической партии. И любое местное действие могло быть интерпретировано как политическое преследование, давление.
– Как по-Вашему, удастся ли компании Kroll выяснить, куда ушли деньги из банков и кто их увел?
– Насколько я понял, компания Kroll является не только аудитором, но и финансовым следователем, что нам и нужно. Я уверен, что объем информации, который она найдет, будет достаточным для того, чтобы начинать другие процессы. Но главный вопрос в том, захочет ли политический класс решить проблему Banca de Economii. Сегодня четко обозначился один политик – Влад Филат, который завязан на этом деле. Любое замалчивание вопроса будет свидетельствовать, что все запачканы.
Одними маски-шоу от народа не откупиться
– Маски-шоу с обысками в офисах банков, компаний, которые подозреваются в получении сомнительных кредитов, дома у руководителей банков, а также у Илана Шора, допросом Шора в Антикоррупционной прокуратуре – что за ними стоит? Многие высказывают мнение, что это именно шоу, и дело спустят на тормозах.
– У меня есть стойкое ощущение, что расследование все-таки будет доведено до конца. Когда хотят спустить на тормозах, дело не предают публичности. А в этом случае Генпрокуратура, НАЦ, Нацбанк уже не могут просто отписываться. Теперь задний ход дать сложно. Шор пообещал сотрудничать со следствием.
– Парламентская комиссия по экономике, бюджету и финансам отказалась рассматривать ситуацию в банках. Как Вы думаете, почему?
– Существует очень сильное политическое давление. Но уверен, что они обязательно вернутся к этому вопросу. Если будет политическая воля, то все найдут, и, по-моему, ситуация складывается таким образом, что эта политическая воля найдется. Политическому классу выгодно вернуть доверие населения, хотя цена может оказаться очень высокой. Проблема такого масштаба, что одними маски-шоу от народа не откупиться. Политики вынуждены будут реагировать. У них остались считанные дни, чтобы выбрать правильную сторону баррикады.
– Что же все-таки будет с Banca de Economii?
– Думаю, власть сделает все, чтобы спасти этот банк, иначе он, как «Титаник», утянет за собой и всю эту власть.
Елена РОЙТБУРД.