Газета "Кишиневские новости"

Политика

Ренато Усатый: «Я избавлю Молдову от Филата и Плахотнюка»

Ренато Усатый: «Я  избавлю Молдову от Филата и Плахотнюка»
17 февраля
14:08 2015

Кто в стране фабрикует уголовные дела и фальсифицирует  доказательства?

 renato_usatyi-1

 То, что происходит вокруг  политического проекта молодого, харизматичного и стремительно набравшего необычайную популярность лидера партии «Partidul Nostru – Наша Партия» Ренато Усатого, поистине беспрецедентно.  Обвинения, аресты, обыски…. и никаких убедительных доказательств, представленных обществу. Почему так происходит? Журналисту «МК» удалось пообщаться по скайпу с человеком, доставляющим столько хлопот политбомонду  Молдовы.

 

О тайной встрече «трёх Владимиров»

 – Я обратил внимание, что в одном из последних своих выступлений Вы, рисуя судебные перспективы для пары Филат-Плахотнюк, упомянули рядом ещё одного Владимира – Воронина. Кажется, это первый случай, когда Вы публично говорите о председателе ПКРМ в подобном контексте…

– Он давно заслужил место на скамье подсудимых рядом с Плахотнюком и Филатом. Во времена своего президентства, если в стране вдруг у кого-то ещё появлялись деньги, лидер молдавских коммунистов воспринимал это как личное оскорбление.

Для меня никакой не секрет, что в августе прошлого года состоялась тайная встреча «трёх Владимиров», на которой Воронин убеждал Филата и Плахотнюка в первую очередь разобраться «с этим, который из Фалешт». В самое ближайшее время я обнародую некоторые аудиозаписи, подтверждающие непосредственную причастность ПКРМ к снятию Patria с выборов, на записи отчётливо слышно, как Владимир Николаевич даёт соответствующие инструкции представителям коммунистов в ЦИКе.

Впрочем, сегодня нет смысла заострять внимание на личности Воронина – после его недвусмысленных «объятий» с Плахотнюком и Филатом ПКРМ никогда больше не попадёт в парламент. Во всяком случае, под руководством Владимира Николаевича.

– Между тем, даже находясь за пределами Молдовы, вы продолжаете делать прогнозы, которые сбываются. Например, о том, что Лянкэ не быть премьер-министром. Что это, раскол в стане ваших оппонентов?

 – Помнится, я говорил, что спикером станет Андриан Канду, а премьером Наталья Герман или Кирилл Габурич. Думаю, что в скором времени Лянкэ возглавит одну из уже существующих в Молдове партий. Ну а Филат, который умеет думать только о личных амбициях и выгоде, тут угодил в капкан – неизбрание Юрия Лянкэ премьером приведёт к расколу в ЛДПМ.

– Если уж до конца эксплуатировать вашу осведомлённость, да и из Москвы какие-то вещи, возможно, видны лучше… Что означает, на ваш взгляд, история с Шором и «ВЕМ»? Катастрофический обвал лея ведь очевидно связан с испарившимся миллиардом.

– Я знал отца Шора, хоть и не близко. Это был очень порядочный человек. Он смог оставить сыну весьма неплохое наследство, а тот умудрился в результате сомнительных финансовых «дивертисментов» превратить крупнейший банк страны чуть ли не в банкрота. В Молдове он создал, по сути, своеобразное «МММ», пирамиду, которая может окончательно рухнуть в самое ближайшее время.

С другой стороны, Шор старательно обслуживал интересы молдавского «политбюро». Ещё летом в одном из телеинтервью я раскрывал схемы, по которым власти Молдовы крадут деньги из трёх банков – Banca de Economii, Banca Sociala и Unibank.  Ну а теперь, полагаю, Плахотнюк с Филатом хотят сделать из Шора козла отпущения – нужно же на кого-то списать все грехи…

 

О «фокусе», от которого власти вздрогнули

 

– В Молдове сегодня многие уверены, что недавний выход на свободу Циповича и Морару (а на днях и Амерберга) стал возможен благодаря реакции депутатов ПАСЕ. Как вы вообще оцениваете роль западных демократических институтов, дипмиссий в этой ситуации?

– Ну, во-первых, к освобождению Николая и Корнела никакие западные демократические институты отношения не имеют. Новый альянс выпустил их из элементарного страха и желания продемонстрировать «гуманизм» – после того, как мне пришлось показать им некий «фокус» (пока без подробностей), от которого они вздрогнули.  При этом заверив, что теперь я играю с молдавской властью не в шахматы, а в городки и морской бой. А то, что одновременно на сайте ПАСЕ появилось письмо, выражающее «озабоченность», – простое совпадение.

– Но ведь ваши сторонники в отчаянии ходили искать справедливости и к дверям западных представительств…

– Знаете, чем в данный момент заняты все главы посольств Молдовы в ЕС? Они встречаются с лидерами молдавских диаспор в различных странах, собирая их на конгресс, который пройдёт в Бухаресте с третьего по пятое марта сего года. Тема конгресса – объединение Республики Молдова с Румынией. Всем оплачивают авиабилеты, проживание в отеле, суточные. Вся Европа должна увидеть, что молдавские диаспоры горячо поддерживают объединение. Этим, повторяю, занимается молдавский МИД.

Ещё полтора года назад я пытался донести до общественности: госдепартаментом США утверждён проект «Униря», согласно которому экономика Молдовы подлежит уничтожению. Задача в том, чтобы до 2017 года довести внешний долг РМ до размера в 6,5-7 миллиардов евро, после чего страна будет объявлена банкротом. Уже сегодня совершенно открыто всё делается для того, чтобы население республики деградировало как можно быстрее, а самые дееспособные граждане вынуждены были покидать родину. После этого зазвучит голос Европы: «Дорогие молдаване, у вас прекрасная страна, трудолюбивое население, но ваша республика банкрот и больше не может получать кредиты. Единственный выход – примкнуть к Европейскому союзу через присоединение к Румынии. В этом ваш светлый путь в ЕС…».

– Вы полагаете, партия Усатого воспринимается как угроза вышеописанному проекту?

– За десять дней до отстранения партии Patria от выборов высокие должностные лица молдавского МВД пригласили ряд западных послов на один интересный «дипломатический раут». На мероприятии демонстрировался документальный фильм, в котором рассказывалось, как партия Patria готовит в Молдове государственный переворот. С точки зрения достоверности фактов, элементарной логики этот фильм скорее был снят в жанре «фэнтэзи». Тем не менее мне доподлинно известно, что послы США, Румынии и Германии на этом сборище прямо высказались за то, чтобы партию Усатого до выборов не допускать.

Отлично понимаю, что для западных партнёров Молдовы Усатый очень неудобный персонаж. У меня нет оффшорных компаний, нет счетов в европейских и американских банках. Следовательно, меня нельзя вызвать в посольство и отдать приказ. В отличие от упоминавшейся сегодня троицы.

И к слову. Активнее всего в устранении Patria участвовали румынские спецслужбы. Кое в чём мне ещё необходимо разобраться, но на эту тему я предполагаю собрать отдельную пресс-конференцию в ближайшее время.

 

Об автоматах Калашникова, гранатомётах и вооружённом перевороте

 

– Ренато, правильно ли я понимаю, что к ноябрю прошлого года у вас уже не было никаких сомнений, что партию Patria любой ценой не допустят к выборам?

 – В течение всего прошлого года мне постоянно удавалось «предсказывать» некоторые события – будь то отказ в регистрации двух наших политических проектов или возбуждение против меня трех уголовных дел по личному распоряжению Филата. К счастью, как и во многих других ведомствах, в молдавских силовых структурах всё ещё много нормальных, честных сотрудников. Эти люди не хотели участвовать в фабрикации уголовных дел, фальсифицировать доказательства. Некоторые из них – напрямую или через посредников – выходили на меня и делились информацией.  Должен сказать, что благодаря именно этой информированности нам удалось избежать целого ряда очень тяжёлых ситуаций. Скажем, в начале ноября прошлого года, при помощи специального оборудования, сотрудники пятого управления МВД ночью незаконно проникли в четыре офиса Patria, дабы определить места, в которые можно подбросить оружие. Речь, между прочим, шла об автоматах Калашникова и даже гранатомётах, нас намеривались обвинить в подготовке вооружённого переворота. Узнав об этом из своих источников, я тут же, несмотря на выходной день, собрал пресс-конференцию. И таким образом, действуя на опережение, нам не раз удавалось расстроить планы Филата.

Собственно, за пять дней до объявления решения ЦИКа о снятии партии с выборов, я озвучил весь этот «сценарий» в выложенном на Фейсбуке видеоролике – расписав даже будущие «роли» председателя Апелляционной палаты Кишинева Иона Плешки и главы Высшей судебной палаты Михая Поалелунжь.  Но на сей раз власть это уже не остановило – настолько пугал их образ Усатого с парламентским мандатом в руках.

– Да, вариантов вам, похоже, не оставили…

– Я знаю, что окончательное решение о снятии партии Patria было принято 20 ноября, за полторы недели до выборов. И если прежде власть хотя бы формально опиралась на закон, то под конец пошли просто по беспределу. Полиция передала в ЦИК документы, в которых «по имеющейся информации» значилось, что Patria якобы использует в предвыборной кампании деньги, поступающие из-за рубежа. И всё это – с нулевыми доказательствами.

После решения Центризбиркома власть очень ждала, что мы выйдем на улицу. В центре Кишинёва в тот вечер как раз проходил большой предвыборный концерт, организованный Демократической партией. Мне достоверно известно, что в сетках вещания телеканалов Publika и Prime было «забито» место для репортажей на тему «Сторонники Усатого устроили массовые беспорядки на концерте, организованном ДПМ». Из моргов в районах готовились свозить в Кишинёв свежие трупы, чтобы выдать их за «жертв, павших от рук экстремистов Усатого». Мы на провокацию не повелись, но всё это говорит о том, что власть разработала несколько планов расправы с Patria.

Похоже, Ваше подозрение о многочисленных планах расправы подтверждает и недавняя информация из Национальной комиссии по неподкупности по делу министра юстиции Олега Ефрима.

Совершенно справедливо, у Ефрима присутствовал личный интерес в отказе регистрировать изменения в Уставе и Программе Народно-республиканской партии, так как на тот момент он являлся не только членом ЛДПМ, но и был членом Национального совета этого политформирования. Члены Национальной комиссии по неподкупности представили результаты проверки, и это дело по юридическим нарушениям было передано в Генеральную прокуратуру, которой предстоит решить – возбуждать или не возбуждать по данному факту уголовное дело.  Впрочем, без команды там ничего не делают.

– А последовавшие за выборами аресты активистов партии вы могли прогнозировать?

– Достоверно я владел информацией о собственном аресте. Меня должны были взять по одному из дел (о контрабанде), состряпанных ещё летом. Но, признаться, не ждал, что, упустив меня, они сразу придумают чудовищное по своей абсурдности дело о подготовке покушения на Кавкалюка и арестуют Николая Циповича. А затем обвинят и Корнела Морару, так же без всяких оснований.

Знаете, на принятие решения – остаться или покинуть страну – у меня той ночью был всего час времени, так сложились обстоятельства. Разумеется, я почти не сомневался, что из молдавской тюрьмы уже не выйду – погибну, подравшись с сокамерниками, или чем-нибудь отравлюсь. Но важно и то, что, оставшись в итоге на свободе, я также сохранил возможность серьёзно смягчить ситуацию для арестованных ребят и, конечно же, для их семей. Сидя в соседней камере, сделать это было бы невозможно.

 

О  переносе местных выборов  на… осень

 

– Ренато, насколько серьёзны ваши амбиции на грядущих местных выборах… с учётом всех «нюансов»?

Мы несомненно будем участвовать в местных выборах, хотя я пока не принял решение, буду ли баллотироваться лично – в мэры Кишинёва или, скажем, Бельц.

В течение последнего года молдавское общество, полагаю, убедилось, что в стране сегодня нет ни демократии, ни закона. В подобных условиях участвовать в очередных выборах – значит, вновь двигаться вслепую. Таким образом, для начала необходимо освободить Молдову от Филата и Плахотнюка (и примкнувшего к ним Воронина), только после этого можно рассчитывать на свободные демократические выборы.

Скажу больше. Местные выборы в этом году, скорее всего, будут перенесены на осень, поскольку главная задача власти сегодня –  осудить Усатого «заочно», что до июня сделать просто невозможно. Согласно молдавскому законодательству, человек, который был осужден, участвовать в выборах не может.

– Допустим, власть настолько вас боится. Это означает, что она имеет дело не с отдельным гражданином, а с человеком, за которым стоят некие серьёзные силы, в том числе – геополитические?

– Если бы за мной стояли геополитические, как вы выразились, силы, партию никогда бы не сняли с выборов. Власть боится Усатого по другим, гораздо более простым соображениям.

Вот есть в Молдове политики, десятки лет возглавляющие партии и так же стабильно набирающие по полтора процента голосов на любых выборах. А нам удалось за какие-то десять месяцев прочно закрепиться в первой тройки политических формирований с точки зрения доверия населения.

Жаль, вы не видели, в каком шоке были работники полиции, когда во время обыска в кишинёвском офисе Patria они изъяли архив и обнаружили 36 тысяч заявлений о вступлении в партию. И ведь это живые люди, привлечённые не административным ресурсом, не деньгами и должностями. К концу года таких заявлений может быть уже 100 тысяч. На фоне стремительно ухудшающейся ситуации в стране – к исходу марта, например, евро уже может стоить 30 леев – всё больше людей воспринимают нашу партию как ту известную последнюю соломинку. И я сделаю всё, чтобы эта соломинка превратилась в самый мощный стержень, за всю постсоветскую политическую историю Молдовы.

– Скажите, а какими средствами, в отсутствие демократии и закона, следует «освобождать Молдову от Филата и Плахотнюка?

 – Я сейчас не готов подробно отвечать на этот вопрос – дабы не испортить сюрприз. Скажу только, что с момента отъезда из Молдовы я отнюдь не сидел сложа руки.

 – Насколько ваша… географическая удалённость мешает полноценно руководить партией?

 – С учётом современных средств коммуникации, нисколько не мешает. Тем более, что в Молдове остаётся отличная команда, люди, которым я полностью доверяю.

Проблема для меня заключается в другом. Я очень тяжело проживаю эту вынужденную разлуку с Молдовой, с ребятами. В течение десяти лет я жил и работал в Москве, при этом практически каждую неделю бывая дома. А сейчас почти три месяца не могу себе этого позволить.

И есть ещё один момент, который буквально выводит меня из равновесия. Я знаю, что сегодня работники полиции продолжают приходить к людям, которым я материально помогал последние два года. Допрашивают ветеранов войны, родителей больных детей, директоров школ, которые я спасал от закрытия. Мало того что государство ничего не делает, чтобы помочь нуждающимся, так ещё и запугивает их – только бы не принимали помощь от Усатого.

Я, пользуясь случаем, должен извиниться перед теми, кому невольно, вследствие бурной политической деятельности, добавил трудностей. И хочу заверить: чего бы мне это ни стоило, пусть проведу всю жизнь в изгнании, я избавлю страну от Филата и Плахотнюка, организовав по этому поводу самые длинные народные гуляния в истории республики.  А заодно напомню некоторым внешним «партнёрам» страны, привыкшим раздавать стеклянные бусы, что независимость и суверенитет Молдовы не продаются.

Павел АНТОНОВ.

Поделиться:

Об авторе

admin

admin

Курсы валют

USD18,22+0,27%
EUR18,97–0,35%
GBP22,83–0,24%
UAH0,44–0,01%
RON3,81–0,35%
RUB0,18–1,40%

Курсы валют в MDL на 22.11.2024

Архив