СКОЛЬКО УКРАИНЦЕВ ОСВОБОЖДАЛИ КОНЦЛАГЕРЬ?
На прошлой неделе Министр иностранных дел Польши Гжегож Схетина заявил, что концлагерь в Освенциме освободили украинцы. Как правило, услышав о некоей версии исторических событий, резко отличающейся от общепринятой, мы спрашиваем: где и чему учился автор данного научного открытия? Гжегож Схетина в 1990 году окончил философско-исторический факультет Вроцлавского университета. Во всяком случае, объяснять его заявление, что Освенцим освобождали украинцы, вопиющим невежеством явно не стоит.
Хотя с точки зрения исторической науки это именно вопиющее невежество и есть. Если считать, что Первый Украинский фронт был укомплектован исключительно украинцами, то, по логике, надо признать, что Хельсинкская группа, к примеру, состоит целиком из финнов. А как мы знаем, там далеко не финны.
На самом деле в Советском Союзе еще в 1938 году был законодательно закреплен отказ от формирования национальных частей в Красной армии. По этому поводу было даже принято специальное постановление ЦК ВКП(б) и Совета народных комиссаров СССР «О национальных частях и формированиях РККА». И фронты получали свое название не по национальному составу, а по направлению, на котором они действовали. Освенцим был освобожден 27 января 1945 года войсками 59-й и 60-й армий 1-го Украинского фронта во взаимодействии с войсками 38-й армии 4-го Украинского фронта. 59-я армия сформирована в Сибирском военном округе 15 ноября 1941 года (по логике польского министра, из сибиряков). 60-я армия была сформирована в Приволжском военном округе (и в ней, видимо, наряду с русскими должны были служить татары и другие народы Поволжья). 38-я армия была сформирована 3 августа 1942 года в составе Брянского фронта. Сам 1-й Украинский фронт был создан путем переименования Воронежского фронта… В этом месте у польского министра может начаться когнитивный диссонанс.
Чтобы его окончательно добить, открою еще одну страшную тайну: командовал 1-м Украинским фронтом маршал Иван Конев, сын крестьянина из Вологодской губернии. 59-й и 60-й армиями командовали соответственно генералы Иван Коровников (выходец из Саратовской области) и Павел Курочкин (уроженец Смоленщины). И только командующий 38-й армией Кирилл Москаленко был украинцем, да и то, с точки зрения свидомых соотечественников, не совсем «правильным»: из-под Донецка.
Что касается национального состава советских частей, освобождавших Освенцим, то он был, видимо, таким же, как и в целом по вооруженным силам. О нем можно судить на основании исследования Григория Кривошеева о национальности погибших в боях с Германией военнослужащих, среди которых украинцы составляли около 16% (русские — 66%). То есть из каждых ста советских солдат, пришедших к воротам Освенцима, только 16 были украинцами. Кстати, ворота лагеря открыл майор Анатолий Шапиро, еврей по национальности. Именно его батальон первым вошел в Освенцим.
Однако рискну предположить, что, говоря об «украинском фронте», сформированном из украинцев, польский министр просто «оговорился по Фрейду». В этот момент в его мыслях была другая армия, с опытом которой он знаком, видимо, лучше. Именно в составе вермахта на стороне нацистов воевали части, сформированные по национальному признаку из жителей оккупированных стран. В том числе Польши. А в Верхней Силезии, откуда родом сам Схетина, в немецком мундиревообще успел повоевать каждый четвертый мужчина.
Теперь понятно, откуда у польского министра сведения об «украинских» армиях и фронтах? Сформированные по национальному признаку украинские части во Вторую мировую войну действительно были, только воевали они на стороне Гитлера. Так что вряд ли г-н Схетина такой уж невежда. Не нужно над ним смеяться. Тем более что он «в тренде»: недавно аналогичное заявление (об освобождении Белграда «3-й украинской армией») сделал американский посол в Сербии. Просто у кого-то дед освобождал узников Освенцима, а у кого-то был «травником», бандеровцем, солдатом вермахта. Вот этим «кому-то» и хочется переделать историю. Чтобы было чем гордиться.
Марина ПЕРЕВОЗКИНА.
Десять лет назад сомнений в том, кто освобождал Освенцим, не возникало. Зимой 2005 года Владимир Путин побывал на мероприятиях, посвященных 60-й годовщине освобождения Освенцима. Тогдашний президент Польши Александр Квасьневский поблагодарил Путина за приезд в Краков и заявил, что помнит роль Красной Армии, которая принесла свободу концлагерю, а также освободила и сохранила от уничтожения Краков.